logo search
СЭУ оригинал

§ 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,

компрессоров) и их системы управления

Общие положения

Для обеспечения работы силовой установки и общесудовых систем применяются вспомогательные механизмы - насосы, вентиляторы, компрессоры, которые предназначены для:

1. Обслуживания главной энергетической установки;

2. Обеспечения устойчивости, плавучести, маневренности;

3. Создания нормальных бытовых условий для экипажа;

4. Поддержания установленной температуры и влажности в грузовых трюмах;

5. Выполнения производственных функций на танкерах, ледоколах, земснарядах и т.п.

Вспомогательные механизмы потребляют более половины всей электрической энергии, вырабатываемой СЭС.

Основными параметрами вспомогательных механизмов является:

1. производительность - количество жидкости, воздуха или газа, подаваемого в единицу времени [м /ч; м /с];

2. напор - характеризует сопротивление, которое преодолевается механизмом.

К электроприводам вспомогательных механизмов предъявляются определенные требования:

1. Электроприводы топливных и масленых насосов; сепараторы масла должны быть оборудованы дистанционным отключением. Отключающие устройства должны находиться вне шахты МО, вне помещении этих механизмов, но в непосредственной близости от выхода из этих помещений.

2. Пожарные насосы с дистанционным управлением должны иметь также местный пост управления.

Местный пуск пожарных и осушительных насосов должен быть возможен даже в случае повреждения их цепей дистанционного управления.

3. Электрические двигатели вентиляторов МО, грузовых трюмов, камбузов и общесудовой вентиляции должны иметь отключающие устройства, расположенные в рулевой рубке.

4. Вентиляция помещений, защищенных системой объемного тушения пожара, должна отключаться во время пуска системы.

5. Электроприводы шлюпочных лебедок должны иметь устройство самовозврата в положение «СТОП».

6. Должна быть исключена возможность включения электрического привода при пользовании ручным приводом.

7. Непосредственно у поста управления шлюпочной лебедкой должен быть установлен выключатель силовой цепи.

8. Электроприводы пожарных насосов и компрессоров должны получать питание непосредственно от ГЭРЩ, по отдельным фидерам.

Электропривод балластного насоса

т/х пректа ДО 80 черт.ДО80-61-012ЭО

Состав схемы (см. табл. 22)

Таблица 22

Работа схемы электропривода балластного насоса.

Электропривод балластного насоса (рис. 2.123) получает питание от ГРЩ. Для пуска насоса необходимо:

1). Включить автомат на ГРЩ.

2). Переключатель Q-S1 на магнитном пускателе включить. Схема электропривода готова к работе.

Схема предусматривает управление с двух постов:

- из машинного отделения

- с рулевой рубки

Для пуска насоса необходимо нажать одну из кнопок пуска (SB3 или SB4). При этом получает питание катушка контакторов КМ по цепи ; - ЛЗ-SB1-SB2-SB3(SB4)-KK2-KM-KK1-JI1. Контактор срабатывает, и катушка контактора КМ становится на самопитание через свой вспомогательный контакт КМ(1-3). Главные контакты контактора КМ подключает электродвигатель к сети. Балластный насос в работе. Сигнальная лампа HL, установленная на пульте вспомогательных механизмов в рулевой рубке свидетельствует о работе насоса.

Для остановки насоса достаточно нажать одну из кнопок «СТОП»: SB1 либо SB2.

Защита электропривода

1). От токов короткого замыкания - осуществляется установка автоматическим выключателем расположенным на ГРЩ.

2). Цепи сигнализации от токов короткого замыкания осуществляется предохранителями FU1 и FU2.

3). От перегрузки электродвигателя тепловыми реле КК1 и КК2. Нулевая защита осуществляется катушкой контактора КМ то есть при снижении напряжения в силовой цепи = до значения 0,8 U .

Рис. 2.123. Схема электропривода балластного насоса.

Электропривод фекального насоса

т/х проекта Д080 чертеж ДО80 – 61 – 081

Электропривод фекального насоса предназначен для удаления сточно - фекальных вод на очистительные береговые или плавучие станции.

Состав схемы:

1. В состав электропривода входят следующие элементы:

2. Электродвигатель 4А100L4Y3, 220В, 1500 об/мин., 4 кВт;

3. Пускатель магнитный ПТМТ1113-220-116;

4. Пост кнопочный ПКЕ 722-2УЗ;

5. Датчик-реле уровня жидкости ДРУ-1;

6. Выключатель Т5-МЗ.

Работа схемы:

Схема рис. 2.124 предусматривает управление электроприводом с двух постов: местный (вблизи цистерны), дистанционный (на палубе).

Схема предусматривает:

1. Ручное управление с помощью кнопок SB1, SB2 ("Пуск"); SB3, SB4 ("Стоп"); с автоматическим отключением насоса при помощи датчика реле уровня ДРУ-1 (SL) при допустимом минимальном уровне фекалий.

Датчик РУ-1 может быть зашунтирован с помощью выключателя SA. В этом случае осуществляется ручное управление насосом с двух указанных постов.

2. Для пуска двигателя насоса необходимо нажать кнопку SB1 или SB2. При этом катушка контактора КМ получает питание по цепи: фаза С-кнопка, SВ5-кнопка, SВ4-кнопка, SB1 (SВ2)-выключатель, SA (контакт реле уровня SL) - катушка контактора КМ-контакты тепловых реле КК1-КК2-фазаА.

Контактор срабатывает, подключая своими главными контактами электродвигатель насоса к сети. Насос начинает работать. Вспомогательный контакт (1-3) шунтирует кнопку "Пуск". В этом случае катушка контактора получает питание через замкнутый контакт (1-3).

Для остановки электродвигателя необходимо нажать кнопку SB3 или SB4("Cтоп").

Защита электродвигателя.

1) Защита от токов короткого замыкания осуществляется установочным автоматом типа АК-50, установленном на РЩ № 4П;

2) Защита от перегрузки осуществляется тепловым реле типа (КК1, КК2) расположенным в магнитном пускателе;

3) Нулевая защита (при снижении напряжения судовой сети примерно до 0,8 U осуществляется катушкой контактора КМ.

Рис. 2.124. Схема электропривода фекального насоса.

Электропривод насоса питьевой воды т/х проекта Д080 – 61 – 0160