logo search
СЭУ оригинал

§ 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок

После длительной стоянки необходимо произвести следующие операции:

  1. Прокачивание масла в циркуляционной системе смазки.

  2. Провернуть коленчатый вал (валоповоротным устройством) при открытых индикаторных кранах.

  3. Прогреть дизель (используя подогретую воду системы отопления или охлаждения) перед пуском.

Пусковой период характеризуется повышенными тепловыми и механическими нагрузками на детали, не­четкой работой топливной аппаратуры, недостаточной смазкой дизе­ля, что приводит к повышенным износам узлов трения. Наблюдения показали, что детали изнашиваются одинаково за один пуск и за 5 - 8 ч работы дизеля на установившемся режиме.

Самым эффективным и рациональным средством облегчения пуска и сохранения долговечности дизеля является его предварительный по­догрев. Для этого используют горячую воду, которую через специальный трубопровод от вспомогательного котла, системы отопления или систе­мы охлаждения другого дизеля подают в зарубашечное пространство, а затем сливают за борт. У дизелей с замкнутой системой охлаждения для подогрева воды можно применять специальные подогреватели или штатные водоводяные холодильники. В этом случае прокачивают горячую воду через дизель резервным насосом. Если на судне имеется паровой котел, то для подогрева можно использовать пар давлением не выше 0,2 Мн/м (2 кгс/см ). Горячую воду или пар подают до тех пор, пока не прогреется корпус циркуляционного насоса, установленного ниже блока дизеля, и из спускного крана не пойдет горячая вода. Если дизель охлаждается специальной жидкостью (например, смесью воды с эмульсолом или раствором хромпика), то горячую воду сливают из дизеля, а в систему охлаждения быстро заливают нагретую до 80°С охлаждающую жидкость.

Чтобы избежать появления трещин от неравномерного нагрева или заклинивания движущихся деталей, подогрев нужно выполнять мед­ленно. При этом необходимо следить за равномерностью нагрева ди­зеля и не допускать резких перепадов температур.

Отдельные типы высоконагруженных быстроходных дизелей (на­пример, М401, Д50М и др.) запрещается пускать без предварительного подогрева при температуре ниже + 15+20°С.

При пуске дизеля с холодным вязким маслом происходит разрыв масляной пленки, находящейся между трущимися поверхностями, и создаются условия для полусухого трения и повышенных износов. Ча­стые пуски холодного дизеля приводят даже к разрушению вкладышей подшипников коленчатого вала.

Масло подогревают специальными паровыми, водяными или элек­трическими подогревателями. Если они расположены непосредственно в маслосборниках или соединены с системой смазки дизеля, то одно­временно с подогревом прокачивают масло через систему. Когда по­догрев производится в специальной емкости, холодное масло сливают из дизеля и заливают подогретое, после чего систему надо прокачать. В корпус регулятора и турбокомпрессора с индивидуальной смазкой также заливается подогретое масло.

Если специальных подогревателей на судне нет, то масло периоди­чески прокачивают через интенсивно подогреваемый горячей водой ди­зель. До окончания прогрева дизеля и масла нельзя проворачивать ко­ленчатый вал.

Резервные автоматизированные вспомогательные дизели должны постоянно поддерживаться в подо­гретом состоянии, обеспечивающем возможность их быстрого пуска. Для этого используют горячую воду от другого работающего дизеля или вспомогательного котла, электроподогреватели. При отсутствии такой системы подогрева можно поддерживать резервный дизель в по­догретом состоянии путем периодической его работы вхолостую или на малых нагрузках. Однако такой способ подогрева приводит к по­вышенным износам дизеля и не может быть рекомендован для посто­янного применения.

Общий предпусковой прогрев при температуре окружающей среды ниже 8 - 10 °С необходим и тогда, когда дизель имеет запальные спира­ли, подогрев воздуха на всасывании: они облегчают пуск, но дизель и масло остаются холодными.

После кратковременной стоянки исправного дизеля свыше 12 ч подготовка его к пус­ку производится в следующем порядке.

1. Измеряют уровень масла в маслосборниках дизеля, регулятора, турбокомпрессора, реверс-редуктора или редуктора, опорных и упор­ных подшипниках валопровода и в лубрикаторах, поджимают колпачковые масленки, смазывают детали, для которых предусмотрена руч­ная смазка.

2. Контролируют уровень топлива в расходных баках, спускают отстой, открывают кран расходного бака и заполняют топливом систему, открывают пробные и спускные краны на фильтрах и спускают воздух из системы, прокачивают топливные насосы и форсунки. Перед про­качкой топливных насосов ослабляют пробные вентили на форсунках или присоединительные гайки нагнетательных трубопроводов.

3. Проверяют давление воздуха в пусковых баллонах и продувают их, проверяют напряжение на клеммах аккумуляторных батарей при стартерном пуске.

4. Контролируют уровень воды в расширительном баке, устанавливают в рабочее положение вентили и краны системы охлаждения.

5.Убеждаются в том, что нет посторонних предметов и инструмента на крышках цилиндров и вблизи движущихся деталей дизеля и валопровода.

6. Прокачивают дизель маслом с помощью ручного или резервно-масляного насоса (если у него не предусмотрена автоматическая про­качка маслом перед пуском), ставят в рабочее положение вентили и краны системы смазки.

7. Проворачивают дизель с помощью валоповоротного устройства на два-три оборота, убеждаются в отсутствии заеданий и свободном пе­ремещении подвижных деталей, особенно рейки топливных насосов и дистанционного управления.

8. Производят пробный пуск (с поста управления в машинном отделении) и реверс дизеля на воздухе при открытых индикаторных кра­нах и выключенных топливных насосах, проверяют исправность дейст­вия пусковых и реверсивных устройств.

Пуск дизеля с непосредственной передачей на винт выполняется с разрешения вахтенного начальника.

После пробного пуска закрывают индикаторные краны, включают в действие дистанционное управление и АПС и докладывают вахтен­ному начальнику о готовности двигателя к работе.

При стоянке дизеля менее 1 - 1,5 ч пуск осуществляется с дистан­ционного поста управления без специальной подготовки. Если стоянка превышает 1 - 1,5 ч, то перед пуском дизель прокачивают маслом.