§ 16.Турбинные и ядерные силовые установки
П АРОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ (равно как и ГТУ) на современных транспортных судах устанавливаются редко (около 2% судов мирового флота). Энергопроизводящим элементом в пропульсивном комплексе с такой установкой является турбина. Это двигатель, в котором энергия рабочего тела (пара или газа) последовательно преобразуется в кинетическую энергию струи с высокой (околозвуковой) скоростью движущейся в проточной части турбины, а затем в механическую работу
на ее валу. Рис.1.12. Паровая турбина
Рабочее тело простейшей турбины (рис. 1.12.) (пар от главного парового котла или газ от камеры сжигания жидкого топлива) поступает в сопла 1 (или группу сопл), где в результате его расширения увеличивается скорость, с которой рабочее тело направляется на рабочие лопатки 2. Усилие, вызванное поворотом струи в каналах рабочих лопаток, вращает диск 3 и связанный с ним вал 4. Диск с закрепленными на нем рабочими лопатками составляют турбинную ступень. На лопатках рабочего колеса кинетическая энергия потока преобразуется в работу ступени.
Важной характеристикой ступени является отношение теплоперепада на рабочих лопатках , к располагаемому теллоперепаду на ступени называемое степенью реактивности r = / . При r = 0 турбинная ступень называется активной - весь располагаемый теплоперелад срабатывается в сопловом аппарате, превращаясь в скоростной напор при r = 1 ступень называется реактивной - весь располагаемый теплоперепад срабатывается на рабочих лопатках. Отношение удельной работы ступени к располагаемому теплоперепаду , называется КПД ступени: ; , где - разность удельных энтальпий пара на входе и выходе его из ступени, кДж/кг.
Для достижения максимального КПД окружная скорость и активной турбины должна быть около 700 м/с. Из-за больших центробежных сил на рабочих лопатках по условиям прочности окружную скорость нужно уменьшить примерно в 2 раза. В связи с этим одноступенчатые турбины имеют низкий КПД ограниченную мощность (до 1 МВт) и, следовательно, ограниченное применение.
Наибольшее применение в различных ПТУ получили активные турбины со ступенями давления. Схема такой турбины включает в себя несколько последовательно расположенных по ходу пара ступеней рабочих лопаток, сидящих на одном роторе или валу. Ступени отделены друг от друга диафрагмами, в которые встроены сопла. В этих турбинах давление пара уменьшается в каждом ряду сопл, оставаясь постоянным на рабочих лопатках Абсолютная скорость пара в ступени то возрастает- в соплах, то снижается - на рабочих лопатках. Объем пара по мере его расширения увеличивается, поэтому геометрические размеры проточной части по ходу пара возрастают, т. е. увеличивается высота сопловых и рабочих лопаток. Применение ступеней давления при умеренных скорости пара и окружной скорости вращения ротора (с , и) обеспечивает высокий КПД. Однако абсолютно активных турбин не строят, все современные мощные турбины выполняют многоступенчатыми с определенной степенью реактивности, чаще всего r = 0,5. В отдельной активно-реактивной ступени пар расширяется не только в сопловых каналах, но и на рабочих лопатках. На каждой отдельной ступени пар расширяется лишь частично от общего перепада давления на турбине и при большом их числе (10... 12) разность давлений в отдельной ступени получается небольшой, а скорость потока - умеренной.
В такой турбине при r = 0,5 сопловые и рабочие лопатки имеют одинаковую форму. Причем один и тот же профиль лопаток может быть использован во всех ступенях, и только высота лопаток увеличивается в соответствии с увеличением объема пара по мере снижения его давления.
Работа турбины сопровождается большими потерями энергии, которые можно разделить на внутренние, в связи с необратимыми изменениями состояния рабочего тела при его расширении в турбине, на внешние, от утечек пара через концевые зазоры между корпусом турбины и валом, и на механические - от трения в подшипниках и на привод вспомогательных механизмов.
Рис. 1.13. Схема ГТУ с редуктором.
газовую турбину 4, где они адиабатно (без теплообмена с внешней средой) расширяются, в результате чего их температура снижается, а давление уменьшается до атмосферного р . При этом часть работы, производимой турбиной, расходуется на привод компрессора, а их разность есть полезная работа ГТУ на потребителя 8 (например, на привод винта) обычно через редуктор 7. Пуск ГТУ осуществляется пусковым электродвигателем 6 через разобщительную муфту 5.
Эффективность ГТУ повышается в результате использования теплоты уходящих газов для предварительного подогрева воздуха перед камерой сгорания в теплообменных устройствах (регенераторах). Кроме того, теплоту уходящих газов используют для получения пара или горячей воды в утилизационных котлах. Мощные ГТУ перспективны для тех судов, для которых должны быть реализованы большие агрегатные мощности при ограниченных высоте и длине машинного отделения, а также для судовых атомных установок с газовым теплоносителем и ГТУ закрытого цикла.
ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА (ЯЭУ) работает на энергии ядерных превращений, например изотопов урана. У лучших ЯЭУ КПД достигает 40%. В ЯЭУ энергия ядерного топлива (сочетание изотопов урана U, U и тория Th) освободившаяся в результате цепной ядерной реакции деления тяжелых ядер, превращается в теплоту. Этот процесс происходит в ядерном реакторе. При делении 1 кг U выделяется энергия, равная 20 млн. кВтч. т.е. примерно в 2,5 млн. раз больше, чем при сжигании 2 кг каменного угля с теплотой сгорания 29300 кДж/кг. Судно с ЯЭУ имеет практически неограниченный район плавания. Кроме того, для ее работы не требуется атмосферный воздух, без которого не обходится ни одна другая СЭУ. Существуют одно-, двух-, и трехконтурные паропроизводящие установки, но основное применение в современной энергетике нашли двухконтурные ЯЭУ.
Схема двухконтурной ЯЭУ приведена на рис. 1.14. В реакторе 1 осуществляется деление ядер урана. Теплоноситель, омывающий тепловыделяющие элементы, облучается нейтронами и становится радиоактивным, поэтому он направляется не в турбину, а в промежуточный теплообменник – парогенератор 2, где передает свою теплоту рабочему телу (обычная вода и водяной пар) второго конту-
Рис. 1.14. Схема двухконтурной ЯЭУ.
ра ПТУ, после чего нагнетаемый насосом 4 теплоноситель вновь возвращается в реактор. Вся установка первого контура вследствие своей большой радиоактивности отделяется от остальной части ЯЭУ специальной биологической защитой 7. Водяной пар второго контура, образованный в парогенераторе, поступает в турбогенератор 4, вырабатывающий электроэнергию, затем направляется в конденсатор 5, где конденсируется и с помощью водяного насоса 6 опять подается в парогенератор 2. Вода как теплоноситель обладает существенным недостатком: не дает возможности получить высокие значения параметров водяного пара во втором контуре.
Большая автономность плавания по запасам топлива при практически любой целесообразной мощности ледоколов предопределила первоочередное применение в судоходстве ЯЭУ именно на ледоколах. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» с мощностью ГД 32 тыс. кВт и тремя водоводяными реакторами вступил в эксплуатацию в 1959 г. В 1965-1970 гг. его первая ЯЭУ была заменена на более совершенную установку блочного типа с двумя реакторами Позднее был построен еще более совершенный атомный ледокол «Арктика» - трехвальный турбоэлектроход с четырьмя палубами, баком и пятиярусной надстройкой.
Ядерная энергетическая установка имеет два режима управления работой, которые позволяют наиболее экономично эксплуатировать энергетическое оборудование раздельное управление мощностью ядерной паропроизводящей установки (ЯППУ и ГЭУ), применяемое в тяжелой ледовой обстановке (в этом режиме имеется резерв производительности ЯППУ для обеспечения всех маневров ГЭУ и исключаются частые резкие колебания нагрузок на оборудование ЯППУ); взаимосвязанное управление мощностью ЯППУ и ГЭУ без перепуска пара на главный конденсатор, применяемое во всех остальных случаях.
- 6.070104 «Судовождение».
- Раздел I. Судовые энергетические установки
- § 1. Судовая энергетическая установка
- § 2. Классификация и маркировка судовых дизелей
- § 3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его основные
- § 4. Схема устройства и процесс работы четырехтактного дизеля
- § 5. Схема устройства и процесс работы двухтактного дизеля
- § 6. Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
- § 7. Основные параметры судовых дизелей. Двигатели типа нфд48у
- § 8. Двигатели типа д6
- § 9. Двигатели м400 и м 50
- § 10. Вспомогательные двигатели
- § 11. Подготовка дизеля к пуску после длительной и кратковременной стоянок
- § 12. Пуск дизеля
- § 13. Прогрев дизеля и прием нагрузки
- § 14. Уход и наблюдение за дизелем во время его работы
- § 15. Реверсирование и остановка дизеля
- § 16.Турбинные и ядерные силовые установки
- § 17. Системы автоматического управления сэу
- § 18. Вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты
- § 19. Парогенераторы, холодильные установки и системы
- Контрольно - измерительные приборы и системы автоматического регулирования работы котельной установки.
- Средства защиты котлов
- § 20. Холодильные машины и провизионные кладовые
- § 21. Задачи кондиционирования воздуха
- § 22. Классификация систем кондиционирования
- § 23. Основные типы систем круглогодичного кондиционирования воздуха
- § 24. Судовые кондиционеры
- § 25. Судовые устройства и системы
- § 26. Водоопреснительные установки
- Раздел II. Электрооборудование судов
- § 27. Судовая электроэнергетическая установка (система)
- § 28.Аварийные электростанции (аэс)
- § 29. Причины отклонения напряжения генераторов и требования к его
- § 30. Системы автоматического регулирования напряжения.
- § 31. Параллельная работа генераторов
- § 32. Судовые генераторы
- § 33. Судовые аккумуляторы Основные сведения
- Кислотные аккумуляторы
- Щелочные аккумуляторы
- Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов.
- Зарядные устройства
- § 34. Коммутационные аппараты с ручным приводом
- § 35. Контакторы постоянного и переменного тока.
- § 36. Реле
- Электрические реле.
- § 37. Аппараты контроля неэлектрических величин.
- § 38. Автоматические воздушные выключатели, плавкие предохранители.
- § 39. Бесконтактные электрические аппараты.
- § 40.Основы электропривода и электромеханические свойства двигателей
- Понятие об электрическом приводе
- § 41. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
- § 42. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока
- § 43. Регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока
- § 44. Торможение двигателей постоянного тока
- § 45. Механические характеристики электродвигателей переменного тока
- § 46. Пуск и реверсирование асинхронных двигателей
- § 47. Регулирование угловой скорости асинхронных двигателей
- § 48. Торможение асинхронных двигателей
- § 49. Условия нагрева и режимы работы электродвигателей
- § 50. Расчет мощности двигателя электропривода
- § 51. Выбор типа и мощности электродвигателя
- § 52. Классификация систем управления электрическими приводами
- § 53. Принципы построения и изображения электрических схем
- § 54. Системы ручного пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 55. Системы автоматического пуска электродвигателей постоянного и переменного тока
- § 56. Системы автоматического управления реверсированием и
- § 57. Система генератор – двигатель
- § 58. Системы управления с дросселями и управляемыми выпрямителями
- § 59. Принципы автоматизации управления судовыми механизмами
- § 60. Рулевые электроприводы
- Требования правил Регистра судоходства Украины к рулевым Электроприводам.
- Рулевой электропривод по системе генератор-двигатель.
- § 61. Электроприводы якорно-швартовных устройств
- Требования Регистра судоходства Украины к Якорно - швартовным устройствам.
- § 62. Электропривод шлюпочной лебедки
- § 63. Электроприводы вспомогательных механизмов (насосов,
- 1. Состав схемы:
- 3. Защита электропривода.
- 1.Состав схемы:
- 2.Работа схемы.
- 3. 3Ащита электродвигателя.
- § 64. Электрические сети. Классификация систем распределения
- § 65. Судовые кабели и провода
- § 66. Расчет судовых электрических сетей
- § 67. Монтаж кабелей и проводов
- § 68. Защитное заземление, защита от радиопомех, молниеотводное
- § 69. Электронагревательные и отопительные приборы
- § 70. Электрическое освещения. Основные требования и электрические
- § 71. Осветительные приборы и отличительные огни
- § 72. Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Светоимпульсные
- § 73. Судовые электрические телеграфы и рулевые указатели.
- § 74. Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
- § 75. Электробезопасность при эксплуатации судового
- Обеспечение безопасности при эксплуатации судового электрооборудования.