logo
Экз БП шпоры

32. Основные сертификационные требования к эксплуатанту вс коммерческой авиации

Основные положения ФАП "Сертификационные требования к эксплуатантам

коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации" (ФАП-119)

(Утв. приказом Минтранса России от 04.02.2003 г. №11).

Общие сертификационные требования

  1. Эксплуатант имеет организационную структуру, ВС (на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании), авиационный персонал и производственную базу для организации, производства и обеспечения полетов в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность ГА

  2. Эксплуатант для выполнения воздушных перевозок и планируемой программы полетов располагает ВС в количестве, определяемом графиком их оборота с учетом резервирования (в качестве резерва не рассматриваются ВС, арендуемые по договору аренды с экипажем, и ВС, работающие за рубежом по контрактам)

  3. ВС эксплуатанта оборудуются в соответствии с установленными в ГА требованиями для заявленных регионов и видов полетов, а авиационный персонал заявителя (эксплуатанта) имеет необходимую квалификацию и подготовку

  4. Эксплуатант обеспечивает наличие производственной базы, оборудованной для организации и выполнения необходимых работ по поддержанию летной годности ВС, анализа полетной информации, сбора и обработки данных по надежности АТ и безопасности полетов, учета и хранения эксплуатационно-технической документации и пономерной документации на основные и комплектующие изделия ВС, оперативного управления и контроля полетов, подготовки авиационного персонала

  5. Эксплуатант подтверждает наличие достаточных финансовых ресурсов и имущества для безопасной эксплуатации АТ и поддержания требуемого уровня летной годности ВС, включая наличие ремонтного фонда, для организации и обеспечения полетов заявленных ВС и качества предоставляемых услуг, а также для организации подготовки авиационного персонала

Заявитель (эксплуатант) организует выполнение следующих видов обеспечения полетов

  1. Техническое обслуживание и ремонт авиационной техники

  2. Обработка и анализ полетной информации, в том числе в оперативном режиме с передачей результатов, включая координатную информацию эксплуатанту в реальном масштабе времени

  3. Обеспечение организации перевозок и/или авиационных работ

  4. Медицинское обеспечение полетов и медицинское освидетельствование авиационного персонала

  5. Организация воздушного движения

  6. Штурманское и аэронавигационное обеспечение

  7. Обеспечение горюче-смазочными материалами

  8. Подготовка персонала

  9. Услуги по обеспечению полетов службами аэропортов, включая:

    • авиационной безопасности;

    • обеспечение стоянки (парковки) воздушных судов;

    • обеспечение посадки и взлета;

    • обслуживание пассажиров, грузов и почты

  10. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение

  11. Метеорологическое обеспечение

Нормативно-технологические документы эксплуатанта

  1. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и внедряет в своей организации руководство по производству полетов, руководство по организации ТО и руководство по качеству, содержащие установленные и принятые к исполнению авиационным персоналом эксплуатанта правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов.

  2. Заявитель (эксплуатант) обеспечивает наличие на борту ВС необходимой информации для экипажа и инженерно-технического персонала из соответствующих разделов руководства по производству полетов и руководства по организации ТО в части, касающейся производства и обеспечения полетов на данном ВС.

Перечень структурных подразделений и служб эксплуатанта

  1. Летная служба

  2. Инженерно-авиационная служба

  3. Производственно-диспетчерская служба

  4. Инспекция по безопасности полетов

  5. Служба авиационной безопасности

  6. Служба организации перевозок и/или авиационных работ

  7. Служба бортпроводников

  8. Медицинская служба

  9. Служба аэронавигационной информации

  10. Служба охраны труда (лицо, ответственное за состояние охраны труда)

Положение о службе, осуществляющей обеспечение оперативного контроля за производством полетов ВС, и должностные инструкции персонала разрабатываются эксплуатантом и являются составной частью руководства по производству полетов.

Допускается обеспечение мер авиационной безопасности на договорной основе с сертифицированной организацией при отсутствии в структуре эксплуатанта службы авиационной безопасности.

Допускается организация медицинского обеспечения на договорной основе с сертифицированной организацией при наличии в штате эксплуатанта врача, осуществляющего контроль соблюдения медицинского обеспечения полетов и санитарно-эпидемиологических требований в гражданской авиации.

Служба бортпроводников может не входить в организационную структуру эксплуатантов, использующих для коммерческих пассажирских перевозок и/или для выполнения авиационных работ ВС, на которых в соответствии с руководствами по летной эксплуатации типов ВС разрешена перевозка пассажиров без бортпроводников или грузов без бортоператоров. Эксплуатант имеет службу аэронавигационной информации или назначает ответственное лицо, если обеспечение аэронавигационной информацией осуществляется по договорам со сторонними организациями.

При проведении работ по сертификации орган по сертификации рассматривает соответствие персонала установленным квалификационным требованиям с учетом обязательной аттестации (в том числе по ранее занимаемым должностям) должностных лиц, занимающих должности руководителей служб и подразделений, выполняющих функции по организации, производству и обеспечению полетов, связанные с обеспечением безопасности полетов. Заявитель на получение сертификата эксплуатанта разрабатывает бизнес-план, содержащий обоснование возможности выполнения планируемой программы полетов в течение 24 месяцев и обеспечения покрытия расходов на ее выполнение без доходов в течение трех месяцев от начала работы.

Инспекционный контроль эксплуатанта

  1. Осуществляется для подтверждения способности эксплуатанта безопасного и качественного выполнения авиаперевозок и/или авиационных работ в соответствии с требованиями нормативных документов, регулирующих деятельность ГА, и условиями, указанными в его эксплуатационных спецификациях (п.91).

  2. Осуществляется экспертами органа по сертификации, инспекторами государственных инспекторских органов ГА, а также экспертами центров по сертификации.

  3. Права и ответственность инспекторов государственных инспекторских органов ГА установлены постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1131 “Об утверждении Положения о правах и ответственности государственных инспекторов Федеральной авиационной службы России по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации”* (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 , № 40, ст. 4963) (п. 92).

Основания для введения ограничений в действие, приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта (Гл. VI ФАП)

  1. Выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом правил производства и обеспечения полетов, влияющие на безопасность полетов и авиационную безопасность.

  2. Выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом сертификационных требований, действующих в гражданской авиации Российской Федерации

  3. Выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом установленных сертификатом эксплуатанта и эксплуатационными спецификациями условий эксплуатации и обеспечения полетов воздушных судов

  4. Невыполнение эксплуатантом указаний органа по сертификации, данных в пределах его компетенции, по устранению в установленный срок выявленных инспекционной проверкой недостатков, угрожающих безопасности полетов или авиационной безопасности

  5. Ухудшение основных производственных и финансово-экономических показателей деятельности эксплуатанта, влияющие на безопасность полетов и права потребителей, в том числе задолженность в Пенсионный фонд Российской Федерации по начислению страховых взносов сверх ставки единого социального налога (взноса), предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», а также задолженность по уплате сборов за аэронавигационное обслуживание

  6. Прекращение действия условий эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, содержащихся в основных данных и необходимой документации заявки на сертификацию, на основании которых были выданы сертификат эксплуатанта и эксплуатационные спецификации (расторжение или окончание сроков действия договоров аренды воздушных судов, договоров на техническое обслуживание воздушных судов, договоров на обеспечение полетов, окончание действия сертификатов летной годности воздушных судов)

  7. Отсутствие у эксплуатанта во владении на любых законных основаниях исправных воздушных судов

  8. Письменное заявление эксплуатанта

Основание для введения ограничения действия сертификата эксплуатанта

  1. Возбуждение против эксплуатанта дела о банкротстве или судебного разбирательства в связи с неплатежеспособностью

  2. Отсутствие реальных перспектив восстановления платежеспособности организации

  3. Отсутствие положительных результатов в ходе реализации бизнес-плана восстановления платежеспособности.

Основание для приостановления действия сертификата эксплуатанта

Факт авиационного происшествия, инцидента или производственного происшествия с ВС эксплуатанта