logo
Экз БП шпоры

56. Орнитологические проблемы безопасности полетов.

Столкновения ВС с птицами. Распределение частот столкновений по месту столкновения, этапам и высотам полёта

№ по-зиции

По месту столкновения

По этапам полёта

По высотам полёта

Элемент конструкции

Часто-та, %

Этап полёта

Часто-та, %

Высота по-лета, м

Часто-та, %

1

Двигатель

45

Снижение

39

0-100

47

2

Крыло

30

Набор высоты

25

101-400

28

3

Лобовое остекление

6

Взлёт

13

401-1000

12

4

Антенна р/локатора

6

Посадка

12

1001-2000

7

5

Фюзеляж

5

Разбег и пробег

5

2001-5000

5

6

Стабилизатор

3

Полёт по маршруту

5

Более 5000

1

7

Фара

3

Руление

1

-

-

8

Шасси

2

-

-

-

-

Орнитологическое обеспечение

Увеличение скоростей и интенсивности полетов в районах аэродромов привело к значительному увеличению случаев столкновений ВС с птицами. В основном случаи столкновений происходят на малых высотах: от 0 до 20 м—45% столкновений: от 20 до 40 м—примерно 20%; от 40 до 60м— 15—18%.

Орнитологическое обеспечение полетов включает в себя следующие мероприятия:

• устранение условий, способствующих концентрации птиц вблизи аэродромов;

• отпугивание птиц от аэродромов;

• обнаружение летающих птиц на пути движения ВС;

• оповещение экипажей ВС, находящихся в полете, о появлении птиц по курсу полета;

• выявление сложных орнитологических условий полетов ВС в районе аэродрома.

Для устранения условий, способствующих концентрации птиц, на аэродромах производится вырубка кустарников, скашивание травяного покрова, осушение заболоченных участков, ликвидация доступа птиц к пищевым отходам пунктов питания аэропортов. Запрещается использовать земли аэродромов для посева сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц, строительство подсобных хозяйств (свинарников, коровников и т.д.) в радиусе 15 км от аэродрома и т.д

Полёты в условиях сложной орнитологической обстановки

  1. Перед принятием решения на вылет командир ВС обязан учитывать информацию органа ОВД об орнитологической обстановке в районе аэродрома и на маршруте полёта

  2. В случае обнаружения на траектории полёта ВС птиц, экипаж должен обходить их стороной или пролетать над ними

  3. При подходе к аэродрому посадки, после получения информации от органа ОВД (управления полётами) о сложной орнитологической обстановке или при визуальном обнаружении птиц, экипажу необходимо:

повысить осмотрительность; включить (выпустить) фары; повысить контроль за параметрами работы двигателя (двигателей); при необходимости уйти на второй круг.