logo
Экз БП шпоры

10. Система организации воздушного движения и её роль в обеспечении бп

«Система ОрВД» в полёте тесно взаимодействует с систе­мой «Экипаж-ВС». Диспетчер УВД принимает участие в управ­лении полётом ВС (условно может рассматриваться как «наземный член экипажа ВС», решения которого опосредованы действиями лётного экипажа).

Система УВД обеспечивает:

  1. оптимальное распределение воздушного пространства в соответствии с правилами и нормами эшелонирования ВС;

  2. планирование и обеспечение воздушного движения;

  3. управление движением ВС с момента запуска двигателей до их выключения;

  4. предотвращение столкновений, опасных сближений ВС между собой и с наземными препятствиями;

  5. организацию оказания неот­ложной помощи ВС, терпящим бедствие.

Основными задачами, решаемыми службой УВД, являются:

  1. обеспечение вылета и приема ВС согласно суточному плану;

  2. выдача диспетчерских разрешений;

  3. своевременное установление ограничений приема и выпуска ВС по состоянию аэродромов, наземного оборудования, метеоусловиям;

  4. обеспечение вывода ВС на посадку с помощью посадочного радиолокатора;

  5. предотвра­щение полетов на неподготовленные ВПП;

  6. постоянный контроль за движением ВС с использованием наземных радиотехнических средств;

  7. обеспечение экипажей ВС оперативной информацией о воздушной обстановке;

  8. предотвращение отклонений ВС от установленных трасс, маршрутов, схем снижения и захода на по­садку, коридоров входа и выхода из района аэродрома;

  9. обеспе­чение установленных интервалов эшелонирования между ВС;

  10. информирование экипажей о местонахождении ВС и метеорологиче­ской обстановке;

  11. сообщение экипажам сведений о наличии и характере опасных метеоявлений в районе полетов и выдача рекомендаций по их обходу;

  12. постоянное взаимодействие с диспет­черскими пунктами ГА и других ведомств для согласования условий полетов и обеспечения их безопасности и регулярности;

  13. непрерывное прослушивание радиостанций ВС и ведение радио­обмена по установленным правилам и фразеологии.

Организация работы служб УВД

Все воздушное пространство разделено на районы диспетчерской службы (РДС). Границы РДС располагаются от районного диспетчерского пункта (РДП) на расстоянии, обеспечивающем надежную связь с экипажами и непрерывный радиолокационный контроль за воздушной обстановкой (400—500 км), и устанавливаются с уче­том числа и направления воздушных трасс, их пересечения, наземного оборудования воздушных трасс, наличия ориенти­ров и т. д.

В единой системе организации воздушного движения (ЕС ОрВД) предусмотрено следующее структурное деление воздушного пространства:

Район аэродрома включает в себя воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах (50—150 км). Близко расположенные аэродромы, организация полетов на которых требует обязательной координа­ции, объединяются в аэроузлы. В районе аэродромов устанав­ливаются коридоры входа и выхода ВС, зоны взлета и посадки, зоны ожидания, пилотажные и другие зоны. Управление движением ВС начинается на рубеже передачи УВД при входе ВС на согласованной высоте в воздушное пространство диспетчерского пункта и заканчивается при выхо­де его из установленного пространства в момент пролета установленного рубежа. При передаче функций управления движением ВС смежному диспетчерскому пункту диспетчер запрашивает смежный диспетчерский пункт о приеме управления движением данного ВС. Непосредственное УВД осуществляется:

Структура взаимодействия диспетчерских пунктов УВД

Факторы, влияющие на качество УВД

К факторам, определяющим надежность системы УВД, сле­дует отнести:

  • профессиональные и личностные факторы диспетчерского персонала;

  • надежность и эффективность используемых технических средств;

  • состояние внешней среды.

Профессиональные и личностные факторы определяют функциональную эффектив­ность диспетчера как человека-оператора в системе УВД, и включают в себя:

  • уровень профессиональной подготовки дис­петчера;

  • дисциплинированность и психофизиологическое сос­тояние;

  • морально-психологический уровень, чувство долга и от­ветственности.

Деятельность диспетчера достаточно специфична и, кроме хо­роших знаний и навыков в использовании сложных техниче­ских средств, требует гибкого мышления, способности быстрого анализа и принятия правильного решения в условиях быстро меняющейся и сложной воздушной обстановки в контролируемом районе воздушного пространства. Ответственность, обусловлен­ная ролью диспетчера УВД в обеспечении безопасности полетов, определяет уровень требований к личностным и деловым качествам работника службы движения.