logo
Экз БП шпоры

14. Основные документы икао, содержащие стандарты и рекомендуемую практику в области обеспечения безопасности полетов

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации фактически является Уставом ИКАО. Присоединение государства к Чикагской конвенции 1944г. означает вступление в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), поскольку уставные положения ИКАО, как специализированного учреждения ООН, являются неотъемлемой составной частью Чикагской конвенции. Другой процедуры вступления в ИКАО, кроме как присоединение к Чикагской конвенции, не существует. Основные принципы:

  1. Суверенитет каждого государства на его воздушное пространство (объявлено Парижской конвенцией 1919 г.).

  2. Обязанность применять ГА только для дружественных взаимоотношений между государствами и народами всего мира.

  3. Установление регуляр­ных воздушных сообщений путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений.

  4. Создание необходимых условий для осу­ществления воздушных сообщений и обеспечения их безопасности.

  5. Предоставление договаривающимися государствами друг другу права нерегулярных полетов на их территориях, когда между ними нет со­глашений о регулярном воздушном сообщении.

Одной из основных функций Совета ИКАО является принятие Международных стандартов и Рекомендуемой практики (SARPS) и оформление их в качестве Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации.

Стандарт представляет собой техническое требование, единообразное применение которого необходимо для обеспечения безопасности или регулярности международной гражданской аэронавигации и который Договаривающиеся государства выполняют в соответствии с Конвенцией.

Рекомендуемая практика представляет собой техническое требование, единообразное применение которого считается желательным для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности международной гражданской аэронавигации.

Подробные Стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО изложены в 18 Приложениях к Чикагской конвенции, которые охватывают все аспекты деятельности международной гражданской авиации.

Приложение 1. Выдача свидетельств авиационному персоналу

Приложение 2. Правила полетов

Приложение 3. Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации

Приложение 4. Аэронавигационные карты

Приложение 5. Единицы измерения, подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях

Приложение 6. Эксплуатация воздушных судов (Международный коммерческий воздушный транспорт. Международная авиация общего назначения. Самолеты. Международные полеты. Вертолеты.)

Приложение 7. Национальные и регистрационные знаки воздушных судов

Приложение 8. Летная годность воздушных судов - Издание 9, 2001 г.

В части I этого Приложения включены определения. В части II излагаются общие процедуры обеспечения летной годности для применения ко всем воздушным судам и стандартная форма сертификата летной годности. В части IIIA приведены минимальные характеристики летной годности воздушных судов с массой более 5700 кг,. В части IIIB содержатся минимальные характеристики летной годности воздушных судов с массой более 5700 кг. В часть IV включены минимальные характеристики летной годности вертолетов.

Приложение 9. Упрощение формальностей

Приложение 10. Авиационная электросвязь (Радионавигационные средства. Правила связи, включая правила, имеющие статус PANS. Системы связи. Системы обзорной радиолокации и предупреждения столкновений. Использование авиационного радиочастотного спектра.)

Приложение 11. Обслуживание воздушного движения

Приложение 12. Поиск и спасание

Приложение 13. Расследование авиационных происшествий и инцидентов – Издание 9, 2001 г.

Приложение 14. Аэродромы (Проектирование и эксплуатация аэродромов. Вертодромы)

Приложение 15. Службы аэронавигационной информации

Приложение 16. Охрана окружающей среды (Авиационный шум. Эмиссия авиационных двигателей)

Приложение 17. Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Приведены стандарты и рекомендации в отношении административных и организационных мер пресечения актов незаконного вмешательства, а также разработки и осуществления программы безопасности для международных аэропортов и эксплуатантов ВС.

Приложение 18. Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху.

Примечание. Приложение 9 относится к компетенции Авиатранспортного комитета, Приложение 17 - к компетенции Комитета по незаконному вмешательству, а все остальные Приложения - к Аэронавигационной комиссии.

Другие Конвенции

Женевская конвенция 1948г. «О международном признании прав на воздушные суда»

Римская конвенция 1952 г. "О возмещении вреда, причиненного иностран­ными воздушными судами третьим лицам на поверхности", установила пределы ответственности за вред, причиненный ВС и упавшими с него предметами в зависимости от максимального взлетного веса ВС (изменена в Монреале 1978).

Гвадалахарская конвенция 1961 г. «Об унификации некоторых правил, ка­сающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых ли­цами, не являющимися перевозчиками по договору» устанавила прави­ла воздушных перевозок, когда фактический перевозчик и перевозчик по договору перевозки не совпадают, в частности это имеет место при перевозках на арендованных ВС. Конвенция распро­странила на такие перевозки принципы действия ограниченной ответ­ственности перевозчика, декларированные Варшавской конвенцией.

Токийская конвенция 1963 г. «О правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна».

Гаагская конвеция 1970 г. – «О борьбе с незаконным захватом воздушных судов»

Монреальская конвенция 1971 г. «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации»

Монреальская конвенция 1991 г. «О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения»

Монреальские протоколы 1975 г. - Дополнительные протоколы № 1, 2, 3 и 4 об изменении Варшавской конвенции 1929г.

Монреальский дополнительный протокол 1988 г. «О борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале в 1971 г.