logo
Экз БП шпоры

23. Подготовка и аттестация авиационного персонала, роль в обеспечении безопасности полётов.

Требования к авиационному персоналу ГА (гл. VII ВК).

"К авиационному персоналу относятся лица, имею­щие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осу­ществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов ВС или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных пере­возок и полетов ВС, авиационных работ, организации ис­пользования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения" (ст. 52 ВК).

Лица из числа авиационного персонала ГА допус­каются к профессиональной деятельности при наличии сертификата (свидетельства). Сертификат (свидетельство) иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, признается действительным в России, если этот документ соответствует признаваемым Россией международным авиационным стандартам и ФАП. Требования к авиационному персоналу устанавлива­ются ФАП. Государственный контроль за деятельностью авиационно­го персонала ГА осуществляет уполномоченный орган в области ГА

Лётная служба

В программы занятий с летным составом могут включаться темы, отражающие особенности организации, обеспечения и выполнения полетов воздушных судов, вопросы, отражающие особенности летной и технической эксплуатации авиационной техники в осенне-зимний (весенне-летний) период.После теоретической, тренажерной, предварительной и летной подготовок рекомендуется провести летно-техническую конференцию по обмену опытом летной и технической эксплуатации авиационной техники в предшествующие аналогичные периоды.

По результатам подготовки летной службы к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период, как правило, издается распорядительный документ руководителя организации (филиала организаций) ГА о готовности летной службы к работе в ОЗП (ВЛП).

Инженерно-авиационная служба

Обращается особое внимание на изучение средств подогрева, обучение правилам и методам борьбы с обледенением ВС на земле, грамотную эксплуатацию топливной, высотной, гидравлической, водяной и противообледенительной систем ВС, систем управления, анероидно-мембранных приборов, изучению правил и особенностей буксировки ВС и опробования двигателей на месте стоянки, а также правил техники безопасности.

При подготовке авиационной техники к эксплуатации в осенне-зимний (весенне-летний) период на ВС, как правило, выполняются работы, связанные с особенностями их эксплуатации в предстоящий период.

На всех ВС, как правило, проводится проверка наличия, исправности и работоспособности съемного оборудования, чехлов, заглушек, бортового аварийно-спасательного оборудования и радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего полеты по международным воздушным линиям.

Каждое воздушное судно, подготовленное к эксплуатации в осенне-зимний (весенне-летний) период, как правило, осматривается комплексной комиссией

Проводится проверка эксплуатационной (ремонтной) документации (ЭРД), правильности ее ведения, наличия формуляров и паспортов на все агрегаты. Сверка контрольных экземпляров эксплуатационной (ремонтной) документации с эталонными экземплярами производится, как правило, один раз в год при подготовке ИАС к работе в осенне-зимний период.

С учетом особенностей работы в предстоящий период, как правило, уточняются перечни неснижаемого запаса запасных частей, агрегатов и материалов, возвратно-обменного фонда и принимаются меры по их укомплектованию.

Проверяется состояние зданий, сооружений и помещений ИАС (ангаров, доков, тепляков), предангарных и гоночных площадок, струеотклоняющих щитов, инженерных сетей, а также работоспособность и пожарная безопасность отопительных систем и приборов, электронагревателей, систем вентиляции и кондиционирования.  

Подготовку и ремонт наземного оборудования, средств механизации, подъемных транспортных средств (стремянок, средств подогрева и удаления обледенения, гидроподъемников, швартовочных приспособлений, якорных креплений, электроталей, электроколонок, колодок и другого оборудования) рекомендуется организовывать и проводить в соответствии с календарными планами работ и регламентами технического обслуживания. Особое внимание уделяется качеству подготовки средств подогрева двигателей и кабин воздушных судов.

Рекомендуется провести профилактическое обслуживание всего стендового оборудования и контрольно-поверочной аппаратуры. Проверяются сроки годности оборудования и его соответствие нормам технических параметров. По результатам проверки производится запись в паспорте или формуляре. Рекомендуется проверить технические средства, применяемые для проведения аварийно-спасательных и эвакуационных работ.

Служба УВД

Рекомендуется обращать особое внимание на изучение местных климатических особенностей и характера возможных в предстоящий период опасных для полетов метеоявлений, особенностей использования средств обеспечения полетов в предстоящий период, анализов состояния безопасности полетов при управлении воздушного движения и нарушений порядка использования воздушного пространства в предшествующие аналогичные периоды, наличие характерных авиационных происшествий и инцидентов при УВД, включая чрезвычайные происшествия.

В процессе подготовки служб рекомендуется проверять состояние зданий, сооружений и помещений УВД и ПВД, работоспособность и пожарная безопасность отопительных систем и приборов, электрических нагревателей, систем вентиляции и кондиционирования.

Особенности подготовки службы авиационной безопасности

В авиапредприятиях проводятся занятия с членами экипажей гражданских ВС по действиям в чрезвычайной обстановке, связанным с захватом или угоном ВС и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте. Проверяется наличие на ВС:

-  памятки по действиям экипажа в чрезвычайной обстановке;

-  инструкции о порядке проведения досмотра ВС в полете с перечнями контрольных мест досмотра;

-  инструкции по правилам размещения, транспортировки и обеспечения сохранности металлических запираемых ящиков для перевозки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета;

-  ящиков и мешков для перевозки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета.

Как правило, проводятся заседания аэропортовых комиссий по АБ для рассмотрения актуальных проблем деятельности на предстоящий период, намечаются конкретные меры по их практической реализации. Рекомендуется проводить анализ организации охраны ВС и особо важных объектов с учетом особенностей предстоящего периода, уточняются табель постам и схема расположения (дислокации) постов. Уточняются маршруты и графики патрулирования (пешими нарядами и на специально оборудованных транспортных средствах).

В подразделениях охраны САБ проводятся установленным порядком учебные стрельбы из боевого и служебного оружия. Проверяется наличие у сотрудников охраны САБ разрешений на право ношения и хранения оружия.

Как правило, проводятся контрольные закладки муляжей оружия, боеприпасов, взрывных устройств и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке в салонах гражданских ВС.

Рекомендуется проводить сезонное ТО специальных технических средств досмотра, охраны и противопожарного обеспечения, транспортных средств САБ, радиостанций, систем сигнализации и связи (ГГС на КПП, в пунктах досмотра и др. подразделениях), проблесковых маячков.

Проверяется техническое и санитарное состояние служебных помещений САБ. Соответствие температурного режима в пунктах досмотра, накопителях для пассажиров, боксах для автотранспорта, бытовых помещениях сотрудников САБ требованиям руководящих документов.

Рекомендуется проводить сезонное обслуживание досмотровой техники, проверка соответствия рабочих параметров установленным нормам, наличие и оснащенности комнат для хранения изъятого оружия, боеприпасов и других предметов, запрещенных к транспортировке воздушным транспортом: результаты оформляются документально.

  Проводится комиссионное обследование состояния ограждения периметра аэродрома и особо важных объектов, наличия по периметру ограждений предупредительных аншлагов, запрещающих проникновение в контролируемые зоны аэропорта и охраняемые объекты. В случае необходимости готовятся соответствующие заявки на ремонт ограждения и приобретение аншлагов.

Рекомендуется проверять состояние подъездных дорог к охраняемым объектам, а также вдоль периметра ограждений с внутренней и внешней стороны. Наличие и состояние освещения на МС ВС, КПП и на территории особо важных объектов. Их соответствие предъявляемым требованиям.

Подготовка авиационного персонала авиации общего назначения проводится в аккредитованных Федеральной авиационной службой России авиационных учебных центрах. Требования, предъявляемые к указанным центрам, и порядок их сертификации определяются Федеральной авиационной службой РФ.

Лица, успешно закончившие курс подготовки и продемонстрировавшие уровень знаний и навыков не ниже требований, установленных Федеральной авиационной службой России, могут получить одно из следующих свидетельств:

пилот-любитель; пилот аэростатического летательного аппарата; пилот-планерист; пилот сверхлегкого летательного аппарата; пилот коммерческой авиации; штурман; бортинженер, бортмеханик; бортрадист; бортоператор; бортпроводник; инструктор парашютной службы; диспетчер службы движения; авиационный инженер, техник.

Состояние здоровья кандидатов на получение свидетельств летных специалистов должно соответствовать требованиям, установленным Федеральной авиационной службой России.

Основной задачей аттестации является определение уровня профессиональной подготовки авиационного персонала, рационального подбора и распределения авиационного персонала в соответствии с их квалификацией, обеспечение безопасности и регулярности полетов.

Аттестация проводится в целях:

Контроль за поддержанием знаний и навыков авиационного персонала авиации общего назначения осуществляется при:

Подготовка авиационного персонала авиации общего назначения осуществляется на базе аккредитованных Федеральной авиационной службой России авиационных учебных центров, обеспечивающих первоначальную подготовку, переподготовку для работы на другом типе воздушных судов, повышение квалификации летных специалистов.

Аттестацию и сертификацию авиационного персонала авиации общего назначения осуществляют:

Квалификационная проверка пилота должна определить его удовлетворительные знания, навыки в отношении:

а) воздушного судна, его систем и агрегатов;

б) правильного управления воздушным судном,

в) выполнения правил полета по маршруту, снижения, захода на посадку по приборам, ухода на второй круг и соответствующих указаний со стороны специалистов по УВД;

г) координации действий экипажа;

д) выполнения обязанностей по спасанию людей в аварийной обстановке.

Квалификационная проверка бортинженера должна выявить его знания и подготовленность в отношении всей текущей информации и процедур (правил) эксплуатанта, применимых к используемому для проверки типу ВС.

Проверки пилотов эксплуатанта должны проводиться либо инспектором Полномочного органа ГА, имеющим соответствующую подготовку по используемому для данной цели конкретному типу ВС, или пилотом-инспектором, который назначен Полномочным органом ГА