logo
Экз БП шпоры

93. Оценка риска и управление безопасностью полётов.

R i = S i Q i ,

R i – величина риска при наступлении i-го негативного события;

Si – вероятность наступления i-го негативного события (повторяемость);

Q i – вероятность АП вследствие i-го негативного события (опасность).

Вариант классификации событий по составляющим риска

СЕРЬЕЗНОСТЬ ПОСЛЕДСТВИЙ

ВЕРОЯТНОСТЬ СОБЫТИЯ

Авиаци-онное опре-

деление

Значение

Класс

опас-ности

Качест-

венная ха-

рактери-

стика

Значение

Кате-

гория повто-ряемо-сти

Ката-строфи-ческие

Разрушение оборудования. Человеческие жертвы.

5

Частое

Может происходить

многократно

E

Опасные

Серьезное уменьшение "запаса прочности", физическая боль либо уровень рабочей нагрузки, не позволяющий гарантировать четкого и полного выполнения операторами своих задач. Серьезные травмы людей.

Крупные повреждения оборудования.

4

Перио-дическое

Может происходить

время от времени

D

Значи-тельные

Существенное уменьшение "запаса прочности", снижение способности операторов преодолевать неблагоприятные эксплуатационные условия как

результат повышения рабочей нагрузки или вследствие условий, снижающих эффективность их работы.

Серьезный инцидент.

Телесные повреждения.

3

Редкое

Малая, вероятность,

но может произойти

C

Незна-читель-ные

Помехи. Эксплуатационные ограничения. Использование аварийных процедур.

Незначительный инцидент.

2

Маловеро-

ятное

Очень малая вероятность

события

B

Ничтож-

ные

Малозначительные

последствия.

1

Практически невоз-можное

Возможность

наступления события

почти исключена

A

Пример использования схемы классификации рисков (матрицы рисков)

Вероятность

события

Степень серьёзности (опасности) события

Незначи-тельная

Малозна-чительная

Значи-тельная

Очень зна-чительная

Катастро-

фическая

Весьма вероятное

E1

Допустимо

E2

Неприемлемо

E3

Неприемлемо

E4

Неприемлемо

E5

Неприемлемо

Вероятное

D1

Приемлемо

D2

Допустимо

D3

Неприемлемо

D4

Неприемлемо

D5

Неприемлемо

Возможное

C1

Приемлемо

C2

Приемлемо

C3

Допустимо

C4

Неприемлемо

C5

Неприемлемо

Мало-

вероятное

B1

Приемлемо

B2

Приемлемо

B3

Приемлемо

B4

Допустимо

B5

Неприемлемо

Практически невероятное

A1

Приемлемо

A2

Приемлемо

A3

Приемлемо

A4

Приемлемо

A5

Допустимо

Элементы влияния

Особые ситуации в полёте

Усложнение условий полётов (УУП)

Сложная ситуация

(СС)

Аварийная ситуация

(АС)

Катастрофи-ческая ситуация

(КС)

Психофизиологиче-ская нагрузка на экипаж

Незначительна

Заметное повышение

Значительное повышения

Предотвра-

щение гибели людей практически невозможно

Лётные характеристики ВС

Незначительное ухудшение, без выхода за эксплуатационные ограничения

Заметное ухудшение, выход за эксплуатаци-онные ограничения

Значительное ухудшение, выход за предельные ограничения

План полёта

Как правило, не требует немедленного изменения

Немедленное изменение плана полёта

Немедленное изменение плана полёта

Нормируемая сум-марная вероят-ность события

на 1 ч полёта

≤ 10-3

≤ 10-4

≤ 10-6

≤ 10-7

Допустимая повторяемость событий на 10 7 ч

налёта

10000

1000

10

1

Классификация риска (матрица риска)

Серьезность последствий

Ничтожные

(БУУП)

Незначи-тельные (УУП)

Значи-тельные

(СС)

Опасные

(АС)

Катастро-фические

(КС)

Вероятность события

Частое

10-3 < Q ≤ 100

Подлежит анализу

Неприем-лемо

Неприем-лемо

Неприем-лемо

Неприем-лемо

Весьма вероятное

10-5 < Q ≤ 10-3

Подлежит анализу

Подлежит анализу

Неприем-лемо

Неприем-лемо

Неприем-лемо

Вероятное

10-6 < Q ≤ 10-5

Приемлемо

Подлежит анализу

Подлежит анализу

Неприем-лемо

Неприем-лемо

Маловероятное

10-7 < Q ≤ 106

Приемлемо

Приемлемо

Подлежит анализу

Подлежит анализу

Неприем-лемо

Крайне мало-вероятное

Q≤10-7

Приемлемо

Приемлемо

Подлежит анализу

Подлежит анализу

Подлежит анализу