logo
Экз БП шпоры

99. Государственная программа обеспечения безопасности полётов в га рф

(По материалам Гл.3 Руководства по управлению безопасностью полётов - ИКАО,

Doc 9859 AN/460, издание первое – 2006)

Для эффективного выполнения своих обязанностей в сфере обеспечения безопасности государству необходима “программа обеспечения безопасности полетов, чтобы свести свою многогранную деятельность в этой области в единое целое.

Разрабатывает и представляет государственную программу обеспечения безопасности полетов Ведомство ГА, которое является агентом государства по реализации законодательных и регламентирующих положений, касающихся безопасности авиации.

Назначение Государственной программы по безопасности

  1. Организованный свод регулирующих норм и предписанных действий, направленный на повышение уровня безопасности.

  2. Ответственность государства за разработку программы по безопасности, направленную на:

    • Регулирование безопасности

    • Надзор за безопасностью

    • Расследование инцидентов и авиационных происшествий

    • Создание обязательной и добровольной системы предоставления донесений по БП

    • Анализ и обмен данными по безопасности

    • Гарантию соблюдения безопасности

    • Повышение уровня безопасности полетов

Основные функции государственных административных органов

  1. Установление и введение правил, нормативных положений и процедур, призванных обеспечить безопасность и эффективность авиации (выдача свидетельств персоналу, сертификация объектов ГА и лицензирование авиационной деятельности; предоставление обслуживания воздушного движения; проведение расследований авиационных происшествий и инцидентов).

  2. Внедрение системы надзора за безопасностью всей системы ГА путем осуществления наблюдения, инспекций и проверок состояния безопасности полетов и т. д.

  3. Применение, в случае необходимости, принудительных мер.

  4. Мониторинг технологических новшеств и наилучшей отраслевой практики в целях повышения эффек-тивности авиационной системы государства.

  5. Ведение базы авиационных данных, включая свидетельства и сертификаты, нарушения и сведения об авиационных происшествиях и инцидентах.

  6. Проведение анализа тенденций в области безопасности полетов, включая данные об авиационных происшествиях/инцидентах и донесения о трудностях в выполнении служебных обязанностей.

  7. Информационное обеспечение безопасности полетов посредством распространения специализиро-ванных материалов по безопасности полетов, проведения семинаров по данной тематике и т. д.

При разработке государственной программы обеспечения безопасности полетов Ведомство ГА руководствуется:

1) Четким заявлением о своих концепциях и задачах

Отношение к обеспечению безопасности полетов.

2) Хорошо понимаемой и приемлемой совокупно-стью эксплуатационных принципов

Предоставление по разумной стоимости безопасного и эффек-тивного обслуживания, которое соответствует ожиданиям общества.

Уважительное отношение к регулируемым организациям (кли-ентам) и сотрудникам.

3) Принятой премлемой системой корпоративных ценностей

Компетентность, открытость, справедливость, высокие мораль-ные качества, уважение и отзывчивость к нуждам клиентов.

4) Заявлением о целях администрации в области безопасности полетов

Уменьшение вероятности и последствий небезопасных авиаци-онных инцидентов, улучшение понимания во всей авиационной отрасли и в обществе в целом фактических мер, осуществляемых государством в области безопасности полетов.

4) Методами достижения этих целей

Уменьшение угрозы безопасности авиации путем выявления предприятий, где уровень безопасности полетов ниже приемле-мых уровней, и поощрения этих организаций к возвращению к приемлемому уровню безопасности либо, в случае необходи-мости, аннулирования их сертификации.

Основные элементы государственной программы обеспечения БП

  1. Административный механизм для координирования и интегрирования всех аспектов государственной программы по безопасности полетов в единое целое;

  2. Мониторинг результатов осуществления государством всех своих функций, связанных с безопасностью полетов (выдача свидетельств, сертификация, правоприменительная деятельность и т. д.);

  3. Наличие государственных программ выявления опасных факторов (обязательное представление данных об инцидентах, добровольное (некарательное) представление данных об инцидентах, донесения о трудностях в выполнении служебных обязанностей и т. д.);

  4. Наличие компетентных организаций для проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов (независимых от регламентирующих полномочных органов);

  5. Распределение ресурсов в зависимости от уровня риска в рамках всех регламентирующих функций (проактивное сосредоточение внимания органов регулирования на известных областях высокого риска);

  6. Активные и пассивные программы информационного обеспечения безопасности полетов, предназначенные для оказания помощи эксплуатантам и предоставления широкого доступа к информации, касающейся безопасности полетов (включая базы данных по безопасности полетов, анализ тенденций, мониторинг наилучшей отраслевой практики и т. д.);

  7. Национальные программы мониторинга состояния безопасности полетов (выявление и анализ тенденций, инспекционные проверки состояния безопасности полетов, расследование инцидентов и надзор за безопасностью полетов);

  8. Регулярные проверки состояния безопасности полетов регламентирующими органами для обеспечения соблюдения нормативных положений всеми эксплуатантами и поставщиками обслуживания.

Структура государственной программы по безопасности

  1. Государственная политика и цели по безопасности полетов

Каким образом УГА будет осуществлять контроль за СУБП

Стандарты по безопасности УГА

Ответственность и обязанности по безопасности УГА

Обязательства по выполнению регулирующих документов

  1. Управление факторами риска на уровне государства

Установление мер, контролирующих функциональность СУБП провайдера услуг

Требования по безопасности к СУБП провайдера услуг

Утверждение приемлемых уровней безопасности эксплуатантов/провайдеров услуг

  1. Государственная гарантия безопасности полетов

Гарантия того, что функционирование СУБП эксплуатанта/провайдера услуг следует установленным стандартам/требованиям

Надзор за безопасностью (инспекции, проверки и опросники)

Сбор, анализ и обмен данными по безопасности

Надзор за наиболее подверженными риску сферами деятельности регулируемых организаций

  1. Повышение уровня безопасности полетов на уровне государства

Поддерживать интеграцию государственной программы по безопасности и СУБП эксплуатанта/про-вайдера услуг

Внутреннее (по отношению к авиапредприятию) обучение, обмен и распространение информации по безопасности

Внешнее обучение, обмен и распространение информации по безопасности

Приложение.