5. Классификация негативных авиационных событий.
Авиационные события подразделяются на:
- авиационные происшествия;
- авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты);
- производственные происшествия.
Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:
- авиационные происшествия с человеческими жертвами (катастрофы);
- авиационные происшествия без человеческих жертв (аварии).
Производственные происшествия подразделяются на:
- повреждения воздушного судна;
- чрезвычайные происшествия.
Авиационное происшествие – событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:
а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом в результате нахождения в данном воздушном судне, за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа;
б) воздушное судно получает повреждение или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:
- нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна;
- требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента, за исключением: случаев отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, или повреждены только воздушные винты, несиловые элементы планера, обтекатели, законцовки крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства или другие элементы, если эти повреждения не нарушают общей прочности конструкции, или в обшивке имеются небольшие вмятины или пробоины; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, повреждений вентиляторной установки или редуктора, если эти случаи не привели к повреждениям или разрушениям силовых элементов фюзеляжа (балок); повреждений обшивки фюзеляжа (балок) без повреждения силовых элементов;
в) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен.
Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа) - авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна.
Авиационное происшествие без человеческих жертв (авария) - авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.
Авиационный инцидент – событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.
Серьезный авиационный инцидент – авиационный инцидент, обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие.
Для серьезных авиационных инцидентов характерны следующие признаки:
- выход воздушного судна за пределы ожидаемых условий эксплуатации;
- возникновение значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров (дыма, паров едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т.п.);
- значительное снижение работоспособности членов экипажа;
- значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;
- получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом, находящимся на воздушном судне;
- значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик;
- возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т.п.;
- разрушение или рассоединение элементов управления;
- повреждение элементов воздушного судна, не относящееся к авиационному происшествию.
Повреждение воздушного судна на земле – событие, связанное с обслуживанием, хранением и транспортировкой воздушного судна, при котором судну причинены повреждения, не нарушающие его силовые элементы и не ухудшающие летно-технические характеристики, устранение которых возможно в эксплуатационных условиях.
Чрезвычайное происшествие – событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, но не относящееся к авиационному происшествию, при котором наступило одно из следующих последствий:
- гибель кого-либо из находившихся на борту воздушного судна в результате умышленных или неосторожных действий самого пострадавшего или других лиц, не связанная с функционированием воздушного судна;
- гибель какого-либо лица, самовольно проникшего на воздушное судно и скрывавшегося вне зон, куда открыт доступ пассажирам и членам экипажа;
- гибель членов экипажа или пассажиров в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после вынужденной посадки воздушного судна вне аэродрома;
- гибель или телесные повреждения со смертельным исходом любого лица, находящегося вне воздушного судна, в результате непосредственного контакта с воздушным судном, его элементами или газовоздушной струей силовой установки;
- разрушение или повреждение воздушного судна на земле, повлекшее нарушение прочности его конструкции или ухудшение летно-технических характеристик в результате стихийного бедствия или нарушения технологии обслуживания, правил хранения или транспортировки;
- угон воздушного судна, находящегося на земле или в полете, или захват такого судна в целях угона.
- 1. Безопасность полётов: основные понятия и определения.
- 2. Основные факторы, влияющие на безопасность полетов.
- Системные (определяются внутренними свойствами атс)
- Технические (определяются надёжностью или отказами авиационной техники)
- Человеческие (определяются действиями людей и имеют личностную природу)
- Внесистемные (зависят от свойств внешней среды, воздействие неблагоприятных внешних условий)
- 3. Методы количественной оценки уровня безопасности полетов. Абсолютные и относительные статистические показатели безопасности полетов.
- 4. Характеристика особых ситуаций и нормированные вероятности их возникновения по степени опасности.
- 5. Классификация негативных авиационных событий.
- 6. Авиационная транспортная система, её структура и функциональные характеристики элементов. Структура атс
- 7. Система организации лётной работы и её роль в обеспечении бп
- 8. Система сохранения летной годности вс и её роль в обеспечении бп
- 9. Система аэропортового обслуживания и её роль в обеспечении бп
- Классификация аэродромов
- 10. Система организации воздушного движения и её роль в обеспечении бп
- 11. Факторы внешней среды, воздействующие на безопасность авиационной транспортной системы.
- Эксплуатационные факторы
- 12. Система обеспечения безопасности полётов в га рф: структура и взаимодействие элементов.
- 2 Ремонт
- Предприятия и службы ОрВд
- Аэродром-ные и др. Службы оп
- 13. Международные организации га и их роль в системе обеспечения бп в рф
- 14. Основные документы икао, содержащие стандарты и рекомендуемую практику в области обеспечения безопасности полетов
- 15. Программа международного аудита эксплуатационной безопасности iosa
- 16. Федеральные организации (полномочные органы) и их роль в системе обеспечения безопасности полётов в рф
- 17. Основные функции и роль авиационных предприятий в системе обеспечения безопасности полётов в рф.
- 18. Сертификация авиационного производства и её роль в системе обеспечения бп
- 20. Сертификация объектов га и её роль обеспечении безопасности полётов.
- 19. Расследование авиационных происшествий, авиационных инцидентов и других негативных событий в системе обеспечения безопасности полётов в рф.
- 21. Лицензирование гражданской авиационной деятельности и его роль в обеспечении безопасности полётов.
- 23. Подготовка и аттестация авиационного персонала, роль в обеспечении безопасности полётов.
- 24. Основные функции и взаимодействие государственного полномочного органа в области га и авиапредприятия в системе управления безопасностью полётов.
- 26. Характеристика элементов международного права в области безопасности га.
- 27. Структура законодательно-нормативной базы га.
- 28. Свод федеральных авиационных правил рф.
- 29. Виды и назначение Руководств по эксплуатации вс.
- 30. Вопросы обеспечения безопасности полётов в Воздушном кодексе рф.
- Требования к гражданским вс
- Требования к гражданским аэродромам и аэропортам
- 31. Фап "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации и их роль обеспечении безопасности полётов. См в 32
- 32. Основные сертификационные требования к эксплуатанту вс коммерческой авиации
- 33. Фап "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" и их роль обеспечении безопасности полётов.
- 34. Федеральные авиационные правила полётов в воздушном пространстве рф.
- 35. Фап "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации"
- 36. Фап "Сертификация аэропортов. Процедуры".
- 37. Лётная годность и сертификация вс в системе обеспечения безопасности полётов.
- Эксплуатационные факторы
- 39. Для чего и как нормируются скорости принятия решения v1 и подъема передней стойки Vп.Ст на взлете?
- 40. Для чего и как нормируются скорости взлета v2 и начального набора высоты v2n?
- 41. Для чего и как нормируется градиент набора высоты на этапе взлета θ1 при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 42. Для чего и как нормируется градиент набора высоты на этапе начального набора высоты θ2 при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 43. Для чего и как нормируется допустимая взлетная масса вс?
- 44. Для чего и как нормируется скорость захода на посадку Vзп при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 45. Как нормируется скорость ухода на второй круг v2к?
- 46. Для чего и как нормируется потребная посадочная дистанция?
- 47. Как нормируется прочность конструкции вс?
- Основные меры безопасности, обеспечивающие живучесть силовой конструкции
- Система управления
- Гидравлические и пневматические системы
- Система кондициониро-вания воздуха
- Бортовая система сбора полётной информации
- Бортовое аварийно-спасательное оборудование
- Бортовое электро- и радиоэлектронное оборудование
- Компоновка кабины экипажа
- 48. Основные принципы нормирования годности к эксплуатации аэродромов. Требования к гражданским аэродромам и аэропортам
- 49. Определите понятие и категории посадочных метеоминимумов.
- 50. Определите понятие «высоты принятия решения» и его роль в обеспечении безопасности полётов.
- 51. Влияние атмосферной турбулентности на безопасность полетов.
- Характер турбулентности в зависимости от интенсивности перегрузки
- 52. Влияние сдвига ветра на безопасность полетов.
- 53. Воздействие атмосферного электричества, как один из факторов внешней среды, отрицательно влияющих на безопасность полетов вс.
- Механическое
- Термическое
- Электроиндукционное
- 54. Виды и уровни интенсивности обледенения самолета. Опасность полёта на обледеневшем самолете.
- 55. Способы защиты самолетов от обледенения.
- 56. Орнитологические проблемы безопасности полетов.
- 57. Проблемы безопасности полета при отказе двигателя на взлете.
- 58. Проблемы безопасности полета при отказе двигателя на этапе начального набора высоты.
- 59. Нехватка топлива, как одна из проблем безопасности полетов при движении по маршруту. Нехватка топлива
- 60. Сваливание вс, как одно из опасных событий полета. Сваливание вс
- 61. Причины и профилактика столкновений вс в воздухе.
- 62. Основные причины и профилактика столкновений вс с землей в управляемом полете.
- 63. Причины и профилактика грубых приземлений вс.
- 64. Причины и профилактика выкатываний вс за пределы впп.
- 65. Проблема сбалансированного полета самолета на предпосадочной прямой.
- 66. Обеспечение безопасной дистанции торможения самолета.
- 67. Проблема взаимодействия членов летного экипажа вблизи высоты принятия решения.
- 68. Определите основные мероприятия для предупреждения ошибочных действий инженерно-технического персонала иас.
- 69. Особенности подготовки вс к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
- 70. Специальное техническое обслуживание вс после его попадания в особые атмосферные условия и случаи полета.
- 71. Виды и источники информации о безопасности полетов.
- 72. Назначение и классификация технических средств сбора и обработки полетной информации.
- 73. Перечень основных задач, решаемых с использованием средств объективного контроля полета.
- 74. Номенклатура параметров, регистрируемых средствами объективного контроля полета, длительность записи.
- 75. Типы бортовых регистраторов и наземных средств обработки пи
- 76. Наземные системы обработки полетной информации.
- 77. Виды автоматизированной обработки полетной информации.
- 78. Экспресс-анализ полетной информации.
- 79. Бортовая автоматизированная система контроля (на примере самолета ан-70т)
- 81. Анализ технического состояния вс по данным средств объективного контроля полета.
- 82. Оценка безопасности полетов по данным средств объективного контроля полета.
- 83. Многоуровневая автоматизированная система информационного обеспечения безопасности полётов.
- 84. Почему обеспечение безопасности полетов требует дополнительных материальных затрат?
- 85. Конфликт интересов между безопасностью и коммерческой эффективностью авиационной деятельности.
- 86. «Пирамида» негативных авиационных событий как модель их накопления и перехода уровней опасности последствий.
- 87. Ранжирование негативных событий по уровню риска. См в 86.
- 88. Контроль безопасности полета по программе losa.
- 89. Использование нормативов оценки качества деятельности экипажа вс для управления бп
- 90. Мониторинг уровня безопасности полетов в авиакомпании.
- 91. Программа иата «Проверка эксплуатационной безопасности» iosa.
- 92. Программа инспектирования иностранных перевозчиков safa.
- 93. Оценка риска и управление безопасностью полётов.
- 94. Управление безопасностью полётов при производстве полётов вс см стр 13(3)
- 95. Управление безопасностью полётов при технической эксплуатации вс
- 96. Использование нормативов лётной годности при оценке рисков безопасности полёта
- 97. Культурологический аспект обеспечения бп.
- 98. Глобальный план обеспечения безопасности полётов икао.
- 99. Государственная программа обеспечения безопасности полётов в га рф
- Проблемы безопасности на этапе взлёта самолёта
- Особен- ности этапа
- Самолёта
- Продолженный
- Проблемы безопасности на рабочем этапе полёта
- Сваливание вс
- Нехватка топлива
- Столкновения вс
- 4.1.3. Проблемы безопасности на этапе посадки
- Сохранение
- Годности
- Вс при эксплуатации
- Функциональная схема системы управления безопасностью полётов
- Руководство по сокращению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (alar Tool Kit)
- Правило стерильной кабины
- «Золотые правила » для нештатных и аварийных ситуаций
- Программа обеспечения качества полётов foqa
- Основы применения
- 1. Безопасность полётов: основные понятия и определения.
- 2. Основные факторы, влияющие на безопасность полетов.