logo
Экз БП шпоры

6. Авиационная транспортная система, её структура и функциональные характеристики элементов. Структура атс

Принятые сокращения: ГА – гражданская авиация, БП – безопасность полётов, ГСМ – горюче-смазочные материалы, ТОиР – техническое обслуживание и ремонт, УВД – управление воздушным движением

АТС относится к классу сложных систем со всеми их отличительными признаками, а именно: для нее характерна иерархическая структура, включающая большое число взаимосвязанных между собой элементов (подсистем); конкретные задачи функционирования отдельных элементов подчинены общей цели функционирования системы; АТС функционирует в условиях воздействия случайных факторов, в том числе и факторов внешней среды и т. д.

Решение задач обеспечения безопасноcти полётов требует применения методов комплексной оценки степени влияния на её уровень различных факторов и их наиболее опасных сочетаний с учетом психофизиологических возможностей человека, выявления слабых мест в элементах АТС и поиска наиболее эффективных путей их устранения.

Основные элементы АТС

Система «Экипаж–ВС» - ядро АТС, через которое происходит прямое проявление безопасности полётов, как результат исхода полёта. Влияние на безопасность полетов других компонент АТС опосредствовано работой этой системы в полете. Исход полета в значительной степени (а в ряде случаев — пол­ностью) определяется действиями экипажа в условиях влияния негативных системных и несистемных факторов.

«Система ОрВД» в полёте тесно взаимодействует с систе­мой «Экипаж-ВС». Диспетчер УВД принимает участие в управ­лении полётом ВС (условно может рассматриваться как «наземный член экипажа ВС», решения которого опосредованы действиями лётного экипажа).

«Система организации лётной работы» призвана обеспечивать организационную поддержку качества лётной деятельности путём соответствующей организации и планирования полётов, лётно-методической работы, контроля и обучения лётного состава.

«Система сохранения лётной годности ВС» направлена на обеспечение требуемого уровня надёжности работы авиационной техники на основе реализации высокоэффективных технологий ТОиР, контроля качества работ и обучения инженерно-технического персонала. Эта система относится к наземному (инженерно-техническому) обеспечению полётов, на схеме выделена условно.

«Система наземного обеспечения полёта» имеет прямую связь с системой Э-ВС лишь на этапах подготовки и отдельных этапах выполнения полёта. Однако от качества работы всех и каждого компонента этой системы зависит безопасная работа ядра АТС – системы Э-ВС.

«Система государственного регулирования» основной целью свой деятельности имеет обеспечение безопасной и эффективной эксплуатации воздушного транспорта путём создания системы правил функционирования элементов АТС, контроля (надзора) за их соблюдением, сертификации объектов и лицензирования деятельности на воздушном транспорте.