logo
Орг движения

1.4. Понятир о системг кодирования информации

На железных дорогах СССР создастся автоматизированная си­стема управления (ЛСУЖ.Т), которая предназначена для решения задач планирования и управления эксплуатационной деятельно­стью, а также для сбора и обработки статистической информации. Эта система включает сеть вычислительных центров (ВЦ) на же­лезных дорогах и в ряде узлов, а также вычислительный центр МПС, соединенные между собой каналами связи. В ближайшие го­ды АСУЖТ должна обеспечить решение с помощью ЭВМ до 150 отдельных задач управления.

Для автоматизации учета и обработки информации на желез­ных дорогах СССР применяются системы кодирования нумерации поездов и вагонов грузового парка, станций и раздельных пунктов, единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, отправите­лей и получателей грузов. Эти системы основаны на кодировании цифровым десятичным кодом. Каждому поезду присваивается ин­декс, состоящий из 10 цифр, причем первые четыре цифры обозна­чают станцию формирования; следующие две цифры обознача­ют порядковый номер состава, отправляемого станцией (этот но­мер для крупных станций может устанавливаться по направлени­ям движения поездов), и последние четыре цифры — станцию наз­начения поезда. Этот индекс вписывается в натурный лист.

Семизначная нумерация вагонов позволяет объединить непов­торяющийся инвентарный номер данного вагона и его технические признаки. Семь цифр номера вагона подразделены на пять групп. Первой цифрой кодируется род вагона, второй — число осей. Од­новременно вторая и третья цифры номера характеризуют основные особенности вагона. Четвертая, пятая и шестая цифры информа­ции о технических данных вагона не содержат, а вместе с другими 12

цифрами составляют инвентарный номер вагона. Седьмой цифрой отмечено наличие или отсутствие сквозной тормозной площадки и ручного тормоза. Первая цифра 2 — означает крытый вагон, 4 — платформу, 6 — полувагон, 7-—цистерну, 8 — изотермический и 9 — прочие типы вагонов. Вторые цифры — 0,1 означают двухосные, 2—7— четырехосные, 8 — шестиосные и 9 — восьмиосные вагоны; кроме того, эти цифры содержат информацию об объеме кузова крытых вагонов, длине рамы платформ; роде кузова и типе люков полувагонов, роде груза для цистерн (нефтебензиновые, для хими­ческих грузов и т. д.), типе изотермических и прочих вагонов. Третьи цифры дают дополнительную информацию об оборудовании крытых вагонов несъемными хлебными щитами; полувагонов — о конструкции (с глухим полом или с люками в полу, с деревянным или металлическим кузовом); цистерн — о более детальной спе­циализации отдельных типов (спиртовые, молочные, для вязких грузов, кислот и т. д.); изотермических — о типах рефрижератор­ных поездов и секций. Более подробно характеризуются также про­чие вагоны (осность транспортеров и т. д.). Так, например, номер вагона № 2686436 включает следующую характеристику (в по­рядке расположения цифр): 2 — крытый, 6 — четырехосный с объе­мом кузова 120 м3 и более, 8 — с несъемными хлебными щитами или самоуплотняющимися дверями, 643 — не содержит технической ин­формации и последняя цифра 6-—без ручного тормоза.

Кодирование станций, раздельных, остановочных и других пунктов предусматривает обозначение каждой станции числом, со­стоящим из 5 десятичных знаков. Это кодирование охватывает все пункты как выполняющие, так и не выполняющие грузовые опе­рации, причем станции, открытые для выполнения грузовых опера­ций, имеют пятый знак ( с правой стороны) —0. При кодировании поездов в натурном листе и при разработке плана формирования применяется четырехзначная система единой сетевой разметки; по -лой системе железные дороги разделены на 98 сетевых районов с присвоением им номеров от 01 до 98. В каждый сетевой район нключена одна опорная, как правило, крупная сортировочная или участковая станция и не более 99 других станций, открытых для выполнения груювых операций. Четырехзначный шифр состоит из номера сетевого района и порядкового номера станции в данном районе. Опорной сортировочной станции в сетевом районе присвоен номер 00, а другим станциям — номера от 01 до 99. В каждом сете­вом районе оставлены резервные номера на случай открытия новых станций.

Сетевые районы сгруппированы по дорогам. Каждый район входит в состав только одной дороги. Нумерация возрастает от западных к восточным районам сети. Например, в состав Октябрь­ской дороги входят сетевые районы 01—08, в состав Прибалтий­ской— 09—13, Дальневосточной — 96, 97 и 98.

При оформлении перевозок шифр станции назначения заносит­ся для повагонных отправок в накладную и дорожную ведомость, а для сборных вагонов и контейнеров — в вагонный лист.

(3

Код наименования груза — пятизначный: первые две цифры — группа груза, третья — позиция по тарифному руководству № 1, а две последние — непосредственно наименование груза. Код гру­зополучателя— четырехзначный. Станциям общего пользования, грузовым и техническим пунктам, расположенным на станциях, выделены номера от 0001 до 0099; организациям СССР, участвую­щим в экспорте и импорте грузов, от 0101 до 0999. Код отправите­ля и получателя личных вещей—1000, а крупных получателей от 1001 до 9999; при этом, например, заводы имеют коды от 2501 до 2800, колхозы —от 3501 до 3800 и т. д.

1.5 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Для планирования, учета и оперативного контроля за текущей эксплуатационной деятельностью железных дорог применяются показатели перевозок, работы и использования подвижного соста­ва и других технических средств, которые могут быть подразделе­ны на две группы: количественные и качественные. К количествен­ным показателям относятся: объем перевозок пассажиров и гру­зов и соответственно выполненная при этом работа в пассажиро-километрах и тонно-километрах. Работа вагонного парка характе­ризуется количеством погруженных, выгруженных, принятых и сданных вагонов, вагоио-кплометрами пробега и вагоно-часами; аналогичные показатели характеризуют работу локомотивов (ло-комошво-километры, локомотиво-часы) и поездную работу (поез-до-кплометры, поездо-часы); работа станций характеризуется ва­гонооборотом, числом переработанных вагонов, количеством при­нятых, отправленных, расформированных и сформированных по­ездов или вагонов. Качественные показатели. Интенсивность ис­пользования железных дорог характеризуется показателем грузо­напряженность, которая измеряется количеством тонно-километ-роз, приходящихся на один километр эксплуатационной длины сети. Основные показатели использования подвижного состава следующие.

Техническая скорость — средняя скорость движения поезда по участку без учета стоянок на промежуточных станциях, а участ­ковая скорость ■— с учетом стоянок на этих станциях.

Статическая нагрузка вагона — средний вес груза нетто, прихо­дящийся на один физический1 вагон рабочего парка по отправле­нию; динамическая нагрузка — среднее количество тонно-километ­ров перевозочной работы, приходящееся на один вагоно-километр пробега вагона. Различают динамическую нагрузку груженого ва-

1 С 1 июля 1976 г. на железнодорожном транспорте введен учет парка гру­зовых вагонов н их работы в физических единицах вместо учетных 2-осных едн-кшг в настоящее время в парке грузовых вагонов 4-осные вагоны составляют 98,2% физических единиц, 6-, 8-осные—1,3%, двухосные — 0,5%. Планирование и учет погрузки, выгрузки, рабочего парка, производительности вагона, вагоно-килод'отров, статической и динамической нагрузки и состава поезда с указанной даты производятся в физических единицах.

14

гона и вагона рабочего парка ( с учетом пробега порожних ваго­нов).

Оборот вагона на сети железных дорог — это среднее время с момента окончания погрузки до момента окончания следующей погрузки; за это время выполняются операции на станциях по­грузки и выгрузки вагона, на технических станциях (сортировоч­ных и участковых), а также вагон находится в поездах на участках в груженом и порожнем состоянии.

Среднесуточный пробег — среднее расстояние в километрах, ко­торое вагон проходит в сутки за время оборота.

Производительность грузового вагона выражается количеством тонно-километров нетто, приходящихся на один вагон рабочего парка в сутки.

Производительность локомотива измеряется количеством тон-ко-километров брутто, приходящихся на один локомотив эксплуа­тируемого парка в сутки, и определяется как в целом по локомо­тивному парку, так и по видам тяги.

Среднесуточный пробег локомотива (электровоза, тепловоза) определяется делением локомотиво-километров пробега за сутки на величину эксплуатируемого парка.

Показатели использования подвижного состава применяют для анализа деятельности подразделений железных дорог, определения потребности в подвижном составе, а также экономических резуль­татов работы железнодорожного транспорта: производительности труда и себестоимости перевозок. Улучшение качественных пока­зателей использования подвижного состава способствует повыше­нию производительности труда и снижению себестоимости пере­возок. Динамика основных показателей работы железнодорожного транспорта приведена в табл. 1.1.

Таблица 1.1 Показатели работы железнодорожного транспорта

Показатели

1913'

Годы

1940 | 1950

1960

1970

И75

Грузооборот, млрд. ткм . . . Пассажирооборот, млрд. пассажи-

ро-км

Средняя участковая скорость дви­ жения грузового поезда (все ви­ ды тяги), км/ч

Среднесуточный пробег грузового

вагона, км

Среднесуточный пробег локомоти­ ва в грузовом движении, км . . Средняя масса грузового поезда брутто, т

76,4 30,3

13,6 72,0

119,0

573

415,1 98,0

20,3

139,9

257,0

1301

602,3 88,0

20,1 146,4 245,0 1430

1504,3 170,8

28,3 227,0 367,2 2099

2494,7 265,4

33,5 255,5 499,5 2574

3236,5 312,5

33,4

248,5 510,0

2732

1 В современных границах страны.