1.4. Понятир о системг кодирования информации
На железных дорогах СССР создастся автоматизированная система управления (ЛСУЖ.Т), которая предназначена для решения задач планирования и управления эксплуатационной деятельностью, а также для сбора и обработки статистической информации. Эта система включает сеть вычислительных центров (ВЦ) на железных дорогах и в ряде узлов, а также вычислительный центр МПС, соединенные между собой каналами связи. В ближайшие годы АСУЖТ должна обеспечить решение с помощью ЭВМ до 150 отдельных задач управления.
Для автоматизации учета и обработки информации на железных дорогах СССР применяются системы кодирования нумерации поездов и вагонов грузового парка, станций и раздельных пунктов, единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, отправителей и получателей грузов. Эти системы основаны на кодировании цифровым десятичным кодом. Каждому поезду присваивается индекс, состоящий из 10 цифр, причем первые четыре цифры обозначают станцию формирования; следующие две цифры обозначают порядковый номер состава, отправляемого станцией (этот номер для крупных станций может устанавливаться по направлениям движения поездов), и последние четыре цифры — станцию назначения поезда. Этот индекс вписывается в натурный лист.
Семизначная нумерация вагонов позволяет объединить неповторяющийся инвентарный номер данного вагона и его технические признаки. Семь цифр номера вагона подразделены на пять групп. Первой цифрой кодируется род вагона, второй — число осей. Одновременно вторая и третья цифры номера характеризуют основные особенности вагона. Четвертая, пятая и шестая цифры информации о технических данных вагона не содержат, а вместе с другими 12
цифрами составляют инвентарный номер вагона. Седьмой цифрой отмечено наличие или отсутствие сквозной тормозной площадки и ручного тормоза. Первая цифра 2 — означает крытый вагон, 4 — платформу, 6 — полувагон, 7-—цистерну, 8 — изотермический и 9 — прочие типы вагонов. Вторые цифры — 0,1 означают двухосные, 2—7— четырехосные, 8 — шестиосные и 9 — восьмиосные вагоны; кроме того, эти цифры содержат информацию об объеме кузова крытых вагонов, длине рамы платформ; роде кузова и типе люков полувагонов, роде груза для цистерн (нефтебензиновые, для химических грузов и т. д.), типе изотермических и прочих вагонов. Третьи цифры дают дополнительную информацию об оборудовании крытых вагонов несъемными хлебными щитами; полувагонов — о конструкции (с глухим полом или с люками в полу, с деревянным или металлическим кузовом); цистерн — о более детальной специализации отдельных типов (спиртовые, молочные, для вязких грузов, кислот и т. д.); изотермических — о типах рефрижераторных поездов и секций. Более подробно характеризуются также прочие вагоны (осность транспортеров и т. д.). Так, например, номер вагона № 2686436 включает следующую характеристику (в порядке расположения цифр): 2 — крытый, 6 — четырехосный с объемом кузова 120 м3 и более, 8 — с несъемными хлебными щитами или самоуплотняющимися дверями, 643 — не содержит технической информации и последняя цифра 6-—без ручного тормоза.
Кодирование станций, раздельных, остановочных и других пунктов предусматривает обозначение каждой станции числом, состоящим из 5 десятичных знаков. Это кодирование охватывает все пункты как выполняющие, так и не выполняющие грузовые операции, причем станции, открытые для выполнения грузовых операций, имеют пятый знак ( с правой стороны) —0. При кодировании поездов в натурном листе и при разработке плана формирования применяется четырехзначная система единой сетевой разметки; по -лой системе железные дороги разделены на 98 сетевых районов с присвоением им номеров от 01 до 98. В каждый сетевой район нключена одна опорная, как правило, крупная сортировочная или участковая станция и не более 99 других станций, открытых для выполнения груювых операций. Четырехзначный шифр состоит из номера сетевого района и порядкового номера станции в данном районе. Опорной сортировочной станции в сетевом районе присвоен номер 00, а другим станциям — номера от 01 до 99. В каждом сетевом районе оставлены резервные номера на случай открытия новых станций.
Сетевые районы сгруппированы по дорогам. Каждый район входит в состав только одной дороги. Нумерация возрастает от западных к восточным районам сети. Например, в состав Октябрьской дороги входят сетевые районы 01—08, в состав Прибалтийской— 09—13, Дальневосточной — 96, 97 и 98.
При оформлении перевозок шифр станции назначения заносится для повагонных отправок в накладную и дорожную ведомость, а для сборных вагонов и контейнеров — в вагонный лист.
(3
Код наименования груза — пятизначный: первые две цифры — группа груза, третья — позиция по тарифному руководству № 1, а две последние — непосредственно наименование груза. Код грузополучателя— четырехзначный. Станциям общего пользования, грузовым и техническим пунктам, расположенным на станциях, выделены номера от 0001 до 0099; организациям СССР, участвующим в экспорте и импорте грузов, от 0101 до 0999. Код отправителя и получателя личных вещей—1000, а крупных получателей от 1001 до 9999; при этом, например, заводы имеют коды от 2501 до 2800, колхозы —от 3501 до 3800 и т. д.
1.5 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Для планирования, учета и оперативного контроля за текущей эксплуатационной деятельностью железных дорог применяются показатели перевозок, работы и использования подвижного состава и других технических средств, которые могут быть подразделены на две группы: количественные и качественные. К количественным показателям относятся: объем перевозок пассажиров и грузов и соответственно выполненная при этом работа в пассажиро-километрах и тонно-километрах. Работа вагонного парка характеризуется количеством погруженных, выгруженных, принятых и сданных вагонов, вагоио-кплометрами пробега и вагоно-часами; аналогичные показатели характеризуют работу локомотивов (ло-комошво-километры, локомотиво-часы) и поездную работу (поез-до-кплометры, поездо-часы); работа станций характеризуется вагонооборотом, числом переработанных вагонов, количеством принятых, отправленных, расформированных и сформированных поездов или вагонов. Качественные показатели. Интенсивность использования железных дорог характеризуется показателем грузонапряженность, которая измеряется количеством тонно-километ-роз, приходящихся на один километр эксплуатационной длины сети. Основные показатели использования подвижного состава следующие.
Техническая скорость — средняя скорость движения поезда по участку без учета стоянок на промежуточных станциях, а участковая скорость ■— с учетом стоянок на этих станциях.
Статическая нагрузка вагона — средний вес груза нетто, приходящийся на один физический1 вагон рабочего парка по отправлению; динамическая нагрузка — среднее количество тонно-километров перевозочной работы, приходящееся на один вагоно-километр пробега вагона. Различают динамическую нагрузку груженого ва-
1 С 1 июля 1976 г. на железнодорожном транспорте введен учет парка грузовых вагонов н их работы в физических единицах вместо учетных 2-осных едн-кшг в настоящее время в парке грузовых вагонов 4-осные вагоны составляют 98,2% физических единиц, 6-, 8-осные—1,3%, двухосные — 0,5%. Планирование и учет погрузки, выгрузки, рабочего парка, производительности вагона, вагоно-килод'отров, статической и динамической нагрузки и состава поезда с указанной даты производятся в физических единицах.
14
гона и вагона рабочего парка ( с учетом пробега порожних вагонов).
Оборот вагона на сети железных дорог — это среднее время с момента окончания погрузки до момента окончания следующей погрузки; за это время выполняются операции на станциях погрузки и выгрузки вагона, на технических станциях (сортировочных и участковых), а также вагон находится в поездах на участках в груженом и порожнем состоянии.
Среднесуточный пробег — среднее расстояние в километрах, которое вагон проходит в сутки за время оборота.
Производительность грузового вагона выражается количеством тонно-километров нетто, приходящихся на один вагон рабочего парка в сутки.
Производительность локомотива измеряется количеством тон-ко-километров брутто, приходящихся на один локомотив эксплуатируемого парка в сутки, и определяется как в целом по локомотивному парку, так и по видам тяги.
Среднесуточный пробег локомотива (электровоза, тепловоза) определяется делением локомотиво-километров пробега за сутки на величину эксплуатируемого парка.
Показатели использования подвижного состава применяют для анализа деятельности подразделений железных дорог, определения потребности в подвижном составе, а также экономических результатов работы железнодорожного транспорта: производительности труда и себестоимости перевозок. Улучшение качественных показателей использования подвижного состава способствует повышению производительности труда и снижению себестоимости перевозок. Динамика основных показателей работы железнодорожного транспорта приведена в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Показатели работы железнодорожного транспорта
Показатели
1913'
Годы
1940 | 1950
1960
1970
И75
Грузооборот, млрд. ткм . . . Пассажирооборот, млрд. пассажи-
ро-км
Средняя участковая скорость дви жения грузового поезда (все ви ды тяги), км/ч
Среднесуточный пробег грузового
вагона, км
Среднесуточный пробег локомоти ва в грузовом движении, км . . Средняя масса грузового поезда брутто, т
76,4 30,3
13,6 72,0
119,0
573
415,1 98,0
20,3
139,9
257,0
1301
602,3 88,0
20,1 146,4 245,0 1430
1504,3 170,8
28,3 227,0 367,2 2099
2494,7 265,4
33,5 255,5 499,5 2574
3236,5 312,5
33,4
248,5 510,0
2732
1 В современных границах страны.
- Техникум ж. Д.
- V л 3 д с л первый
- Глава 1общие понятия об эксплуатационной работе
- 1.2. Основные принципы организации движгния
- 1.3. Понятие о поезде и сопровождающих его перевозочных документах. Классификация поездов
- 1.4. Понятир о системг кодирования информации
- Глава 2 управление железнодорожным транспортом
- 2.1. Принципы управления
- Глава 3 общие сведения
- 3.1, Назначение станций
- 3.2. Управление станцией
- Глава 4 технологический процесс работы станции
- 4.1. Задачи и содержание технологического процесса
- 4.2. Характеристика вагоно- и поездопотоков
- 4.3. Специализация парков и путей
- 4.4. Разработка и утверждение технологического процесса
- Глава 5. Маневровая работа
- 5Л. Основные понятия. Маневровые локомотивы
- 5.2. Виды маневров и способы их выполнения
- 5.4. Нормирование маневровых операций
- Значения коэффициентов а и б для расчета технологического времени сортировки вагонов на вытяжных путях, мин
- Значения коэффициентов в, е, ж и и для определения технологического времени, необходимого на расстановку вагонов в составе согласно требованиям птэ
- 6.1. Операции и техническое оснащение. Опорные промежуточные станции
- 6.3. Работа со сборными поездами
- 6.4. Организация безотцепочных и отделочных операций
- Глава 7
- 7.2. Поезда с переломом нормы массы (веса) и групповые
- 7.4. Соединенные поезда
- Глава 8
- 8.1. Принципы организации расформирования и формирования поездов
- 8.2. Обработка составов по прибытии
- 8.5. Нормирование горочных операций
- Средняя скорость роспуска вагонов с механизированной горки в зависимости от количества вагонов в отцепе (км/ч)
- 8.6 Технология работы горки
- 8.7. Пути интенсификации работы горок
- 8.8 Накопление вагонов на состав. Окончание формирования поездов
- 8.9. Обработка составов перед отправлением
- Глава 9 организация работы технической конторы
- 9.2. Оборудование технической конторы
- Шифры единой сетевой разметхи по назначениям плана формирования станции Орехово-Зуево Московской дороги
- План формирования станции Орехово-Зуево (составлен по принципу возрастания кодов единой сетевой разметки)
- 9.5. Автоматизация подготовки натурных листов и учета наличия вагонов в сортировочном парке
- 9.6. Техника безопасности в раьоте операторов технической конторы
- Глава 10
- 10.2. Обеспечение взаимодействия станционных процессов
- 10.3. Элементы сетевого планирования в технологии работы станций
- Расчет показателей сетевого графика обработки на сортировочной станции состава поезда с замыкающей группой
- 10 4, Передовой опыт станции люблино-сортировочное
- 10.5. Суточный план-график работы станции
- Глава II
- 11.1. Операции, выполняемые с местными вагонлми
- 11.2. Технология работы с местными вагонами
- 11.5. Обработка вагонов на подъездных путях.
- 11.6. Диспетчерское руководство местной работой
- Глава 12
- 12.1. Оперативные планы и их содержание
- 12.2. Информация о подходе поездов
- 12.3 Расчет поездообразования
- Расчетная ведомость накопления составов
- 12.4. Использование эвм для составления оперативных планов
- 12.5. Выполнение оперативных планов
- Глава 13
- 13.1. Основные направления
- 13.2. Механизация и автоматизация процессов в парках станции
- 13.4. Автоматизированные системы управления для станций и узлов как составная часть асужт
- Глава 14 учет и анализ работы станции
- 14.1. Значение учета работы станции
- 14.2. Первичная документация станционной отчетности
- 14.7. Анализ работы станции
- 15.3. Организация снегоборьбы
- Глава 16
- На станциях
- 16.1. Мероприятия по обеспечению безопасности движения
- Глава 17 организация работы железнодорожных узлов
- 17.2. Организация вагонопотоков, движения поездов и развоза местного груза
- 17.3. Оперативное руководство работой узла
- 17.4. Организация слаженной работы транспортных узлов
- 18.2. Содержание и показатели плана формирования поездов
- 18.4. Последовательность составления плана формирования поездов
- 18.5. Взаимосвязь плана формирования
- Глава 19 организация вагонопотоков с мест погрузки
- 19.1. Значение маршрутизации. Календарное планирование и сгущение погрузки
- 19.2. Определение эффективности маршрутов с мест погрузки "
- 19.3. Виды маршрутов. Разработка плана отправительской и ступенчатой маршрутизации перевозок
- Календарное расписание погрузки
- 19.4. Квартальное и месячное планирование погрузки маршрутов
- 19.5. Особенности маршрутизации перевозок массовых грузов
- Глава 20
- 20.1. Основные принципы
- 20.2. Процесс накопления вагонов и меры сокращения его продолжительности
- 20.3. Экономия вагоно-часов при пропуске вагонов
- 20.4. Выделение назначения специализации по условию ускорения оборота вагонов и сокращения себестоимости перевозок
- 20.6. Разработка плана формирования одногруппных поездов методом абсолютного расчета
- Четырех опорных станций
- 20.8. Организация групповых поездов
- 20.10. Маршрутизация порожних вагонопотоков
- 20.11. Участковые и сборные поезда
- 20.12. Скорые и ускоренные грузовые поезда
- 20.13. Понятие о планах формирования вагонов
- 20.14. Проверка соответствия плана формирования путевому развитию и перерабатывающей способности станций
- Глава 21
- 21.1. Контроль и анализ выполнения плана формирования
- 21.2. Оперативная корректировка плана формирования. Формирование дальних сквозных поездов сверх плана
- Раздел четвертый
- 22.2. Графическое изображение движения поездов.1 форма и содержание графика
- 22.3. Классификация графиков и условия их применения
- 22.4. Расписание движения поездов
- Раздел IV содержит собственно расписание грузовых поездов (в ч. Мин) по следующей форме:
- 22.5. Основные вопросы теории графика
- Глава 23 расчет элементов графика движения поездов
- 23.1. Элементы графика
- 23.3. Скорости движения и времена хода поездов
- 23.4. Расчет станционных интервалов
- 23.6. Обеспечение требований безопасности при расчете интервалов
- 24.1. Основные понятия
- 24.6. Понятие о расчете пропускной способности станции1
- 24.7. Понятие о расчете пропускной способности на эвм
- Глава 25
- 25.2. Реконструктивные мероприятия
- Глава 26 обслуживание поездов локомотивами
- 26.2. Организация труда и отдыха локомотивных бригад
- Глава 27
- 27.1. Понятие о местной работе и основах ее организации
- Данные об отправках и прибытии вагонов по станциям участка а — б
- 27.2. Способы обслуживания местной работы промежуточных станций
- 27.3. Сборные поезда, их специализация :
- 27.4. План-график местной работы и порядок его составления
- 27.5. Выбор оптимального варианта местной работы
- Глава 28 составление графика движения поездов
- 28.1. Исходные данные
- 28.2. Порядок составления графика
- 28.5 Порядок прокладки нл графике грузовых поездов в увязке с оборотом локомотивов и работой станции
- 28.6. Увязка графика движения с планом формирования поездов
- 28.7. Вариантные графики движения поездов
- 28.8. Понятие о составлении графика движения поездов с помощью эвм. Пути совершенствования графиков движения
- Глава 29 основы организации пассажирского движения
- 29Л. Требования к организации пассажирских перевозок
- 29.2. Виды пассажирских перевозок и классификация пассажирских поездов
- 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
- 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
- 29.5. Основы планирования пассажирских перевозок
- 29.7. Руководство пассажирским движением
- Глава 30
- 30.1. Установление массы и скорости пассажирских поездов
- 30.4. Составление расписания пассажирских поездов и расчет потребного количества составов и вагонов
- 21 24 Рис. 30 4. Варианты прокладки на графике пассажирского поезда местного сообщения
- 30.5. Согласование пассажирских поездов с другими видами транспорта
- 30 6 Обслуживанир пассажирских поездов
- Глава 31 организация пригородного пассажирского движения
- 31.1. Особенности пригородного движения и его организации
- 31.2. Расчет числа пригородных поездов и распредгление их по времени суток
- 31.3. График движения поездов пропускная способность пригородной линии
- Глава 32 организация работы пассажирских станций
- 32.1. Технологический процесс станции
- 32.2. Обработка транзитного поезда
- 32.3. Операции по прибытии поезда на конечную станцию
- 32.4. Обработка составов на путях
- Время на текущий осмотр, текущий ремонт и экипировку составов пассажирских поездов
- 32.5. Операции по отправлению дальних и местных поездов. Обработка пригородных составов
- 32.6. Суточный план-график и руководство работой станции
- 33 2 Государственный план перевозок —
- Глава 34 техническое нормирование эксплуатационной работы
- 34.1. Задачи технического нормирования
- 34.4. Планирование норм передачи поездов по стыковым пунктам
- Глава 35
- 35.3. Пробеги вагонов. Коэффициент порожнего пробега
- Простой вагонов под грузовыми операциями
- Оборот и среднесуточный пробег вагона
- 35.7. Среднесуточный пробег и производительность вагона
- 35.8. Пути ускорения оборота вагона, повышения среднесуточного пробега и производительности вагона
- Влияние изменений отдельных показателей на производительность вагона
- 35.9. Расчет норм рабочего парка грузовых вагонов
- Наличие транзитных вагонов на отделении назначением за выходные пункты дороги
- Глава 36 показатели использования локомотивов
- 36.1. Парки локомотивов, учет и анализ их работы
- 36.2. Пробеги локомотивов. Коэффициент вспомогательного пробега
- 36.4. Бюджет времени использования локомотивов
- 36.5 Среднесуточный пробег и производительность локомотивов
- 36.6. Расчет потребного парка поездных локомотивов
- Глава 37
- 37.2. Составление суточного и сменного планов поездной и грузовой работы отделения
- 37.3. Использование эвм для оперативного планирования эксплуатационной работы
- 37.4. Понятие о регулировании погрузки, вагонных и локомотивных парков
- Глава 38 диспетчерское руководство движением поездов
- 38.2. Роль, права и обязанности поездного диспетчера
- 38.6. Передовые приемы и методы диспетчерского руководства
- 38.7. Организация пропуска поездов
- Глава 39
- 39.1. Задачи и виды анализа. Анализ поездного положения
- 39.2. Анализ состояния безопасности движения и производственной дисциплины
- 39.3. Анализ выполнения технических норм работы отделения
- Список литературы
- Глава 1 Общие понятия об эксплуатационной работе
- Глава 2 Управление желечнодорожным транспортом
- Глава 3 Общие сведения
- Глава 4 Технологический процесс работы станции
- Глава 8
- Глава 9 Организация работы технической конторы
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 21
- Глава 22
- Глава 23 Расчет элементов графика дв"жен»я пое"ов
- Глава 24
- Глава 25
- Глава 27 Организация местной работы участка и района
- Глава 28 Составление графика движения поездов
- Глава 29 Основы организации пассажирского движения
- Глава 31
- Глава 33 Основы управления днижением
- Глава 35 Показатели использования [рутовых ваюнов
- Глава 36 Показатели использования локомотивов
- Глава 37 Оперативное планирование эксплуатационной работы
- Глава 38 Диспетчерское руководство движением поездов