20.2. Процесс накопления вагонов и меры сокращения его продолжительности
Сокращение простоя вагонов в ожидании накопления до полного состава наряду с увеличением дальности пробега поездов без переработки — крупнейшая задача плана формирования. Различают процесс накопления состава по вагонопотоку и по поступлению вагонов на пути сортировочного парка. Процесс накопления состава по вагонопотоку начинается с момента поступления на станцию (или погрузки на ней) первой группы вагонов данного назначения и заканчивается в момент поступления (погрузки) последней груя-лы, завершающей накопление состава. За это время с поступающими на станцию поездами выполняют операции по прибытии и маневры расформирования с одновременным формированием новых специализированных составов, в том числе и рассматриваемого назначения.
Временем накопления состава в сортировочном парке при расчете плана формирования поездов принято называть время с момента поступления первой группы вагонов данного назначения ва соответствующий сортировочный путь до момента поступления последней группы вагонов, завершающей накопление состава ,(рис. 20.1), которую называют замыкающей группой.
Среднее время простоя вагона под накоплением зависит от интервала между моментами поступления первой и замыкающей
2ЭЗ
групп вагонов данного назначения, величины и порядка поступления групп. При подводе групп вагонов данного назначения к станции с определенными поездами расписание их может быть согласовано так, что простой вагонов под накоплением будет минимальным. В этом случае время накопления определяют по графику (рис. 20.2). Очевидно, что общая затрата вагоно-часов на накопление вагонов данного назначения за сутки ТНак численно равна сумме площадей фигур абвгде и клмнопрс, т. е.
т2
[т4
(20.1)
Средний простой одного вагона под накоплением, ч
'на к
где Л^в= (т1+т2+тз)Ч-(Ш4+т5+тв+"т7)—число вагонов данного назначения, формируемых станцией за сутки. Если приближенно считать площади многоугольников равновеликими площадям треугольников аже и ктс с основанием, равным времени накопления состава (от прибытия первой группы вагонов данного назначения до прибытия замыкающей группы) и высотой,
График
отправлений
поездов
Замыкающая группа (Завершающая накопк-ние потом состава) т-штаЗ поезда 8 дагонат
о 1 г з
Рис. 20.1. Схема процесса накопления вагонов на состав
234
50 Подход поездод 0 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 Я 15 16 П 18 /9 20 2) 22 23
Рис. 20.2. График накопления вагонов при согласованном подводе вагонопо-
токов
численно равной составу поезда т, то сумма вагоно-часов простоя всех вагонов данного назначения под накоплением за сутки при подводе их к станции формирования с определенными поездами
будет
~
Первый множитель (^1+^2+4+4+4) представляет собой время, в течение которого подводятся на станЦию вагоны данного назначения. Если обозначить это время через Т, то общая суточная затрата вагоно-часов накопления вагонов данного назначения составит
(20.2)
т -X,
' паи 7Г '
а приближенная формула для определения среднего простоя вагонов под накоплением при подводе их на станцию по фиксированному расписанию будет
1 Ш
(20.3}
где ^нак —средний простой вагона под накоплением, ч;
Т —время, в течение которого на станцию прибывают вагоны данного назначения (меньше суток), ч; т —состав поезда в вагонах; Ыв —суточный вагонопоток данного назначения.
235
Формулы (20.2) и (20.3) справедливы только в том случае, когда после отправления поезда на станции не остается вагонов Данного назначения (или остаются единичные вагоны). Из формулы (20.3) следует, что чем меньше период Т, т. е. чем лучше согласовано прибытие поездов, тем меньше время накопления. Если же такого согласования нет и вагоны прибывают в течение всего суточного периода, то Т будет иметь максимальное значение, т. е 64 ч, и график накопления вагонов примет вид, приведенный на рис. 20.3. Для этих условий площади многоугольников накопления также могут быть приближенно заменены площадями треугольников. В данном случае сумма оснований треугольников составляет Г=24 ч, а общая суточная затрата вагоно-часов на накопление
Тта=^т= 12 т.
Приближенная формула (20 2) приняла другой вид. Она так же, как и график, изображенный на рис. 20 3, соответствует частному случаю непрерывного процесса, при котором интервалы времени между окончанием накопления одного и началом накопления следующего состава отсутствуют Однако даже на крупных сортировочных станциях, где перерабатывается много поездов, причем вагоны одного назначения нрибывают с разных направлений в большом числе поездов, вагоны-часы накопления можно значительно сократить по сравнению с подсчитанными по указанной формуле.
Рис. 20.3. График накопления вагонов при отсутствии (согласованного подвода вагонопотоков 235
Рис. 20 4 Графики накопления вагонов на состав
ных групп, что сокращает количество составов, в которых прибывают вагоны каждого данного назначения, и увеличивает размер замыкающей группы, не простаивающей под накоплением; сгущением подвода вагонов л концу периода накопления (частный случай согласован--юго подвода), согласованием Расписаний прибывающих и от-травляющихся поездов, а также использованием местных вагонов, загруженных на данной станции, для завершения процесса накопления; вследствие этого график процесса накопления приобретает вид, изображенный на рис. 20 4, б с площадью, характеризующей затрату вагоно-часов накопления, значительно меньшей, чем в варианте, показанном на рис 20 4 а, где такого согласования не предусмотрено.
На основе этих принципов А И. Платонов предложил, а работники станции Ленинград-Сортировочный-Московский применили метод сокращения простоя вагонов под накоплением, сущность которого состоит в оперативном использовании всего наличия вагонов на станции для формирования поездов (включая вагоны в нерасформировапных составах, находящиеся на грузовом дворе, в угловых передачах и др.); соответственно под накоплением считаются все вагоны, годные к постановке в состав, независимо от их местонахождения на станционных путях. Согласованный подвод вагонов к определенным расписаниям с погрузочных станций и участков осуществляется в оперативном порядке на железных дорогах.
Согласование расписаний поездов вместе с оперативными приемами организации подвода вагонопотоков к станциям позволяет значительно снизить простои вагонов.
Сокращение вагоно-часов накопления достигается также отправлением поездов более установленной нормы массы (но без нарушения технически допустимого режима работы локомотивов) на основе опыта передовых машинистов. Это позволяет убирать со станции все вагоны данного назначения (без остатка) и таким образом сократить простой их под накоплением
Если в приближенной формуле (20 2) затраты вагоно-часов
Г принять—=с, то она примет вид
(20 4)
Величина с называется параметром накопления, она зависит от условий подвода вагонов к станции и качества организации <*е работы. В соответствии с этим для приближенного подсчета сред-
237
него времени накопления в часах вагонов данного назначения на сортировочных станциях можно применить формулу
'нак=-^ -7 (20-5)
Параметр накопления с определяют на основании построения суточного плана-графика или с использованием метода табличного моделирования работы станции. Исходными данными при этом служат сведения о времени прибытия поездов и количестве в них вагонов каждого назначения.
При определении нормы с должны быть учтены все возможности сокращения затраты вагоно-часов. Для участковых станций величина с, как правило, не должна превышать 8—10, а для сортировочных 10—11, причем меньшие числа соответствуют малому общему количеству назначений поездов, формируемых данной станцией.
Формирование групповых поездов сокращает время накопления на станции за счет объединения в одних поездах вагонов нескольких назначений. Затрату вагоно-часов на накопление при этом определяют также по суточному плану-графику или приближенно по формуле (20.2) или (20-1). Определяя среднее время накопления по формуле (20.5), в знаменатель следует подставить суммарный суточный вагонопоток всех назначений, включаемых в групповые поезда (т. е. для двухгруппных поездов Nв — N^ + N2).
На рис. 20 5 схематически изображены виды групповых поездов (для примера взяты двухгруппные поезда). На станции формирования А затраты вагоно-часов в случаях а и б равны ст (на оба потока), а в случае в — увеличатся из-за включения вагонов назначения Л^з как в одногруппные, так и групповые поезда (часть потока Л^, численно равная Аг3 вагонов). На станции перецепки групп Б суточные затраты вагоно-часов накопления прицепных
групп в случаях а и б составят
Л В В Т — гт ^20 Я)
| — 1 ..—п.. I | ■" няк — ^"'гп> 1^" и/
ёагвчо)' **"
яшш д _Л где тгр — средняя величина группы.
•• Эти вагоно-часы приблизительно
дг)+/у., д, ., во столько раз меньше вагоно-часов
в^->'^' ' '* * »- накопления одногруппных поездов,
во сколько раз т1р меньше состава
г;а',-.у. А'*^* д^ поезда т. В случае б, как показыва-
, ы,-нг „. ют расчеты, общая затрата на на-
д, + у копчение целых составов (из Л/3 —
0^цу]г-1 ,Н,+Н, > —М2 вагонов) и прицепных групп
г»_^_* ^ (из остальной части потока Л'з, чис ленно разной величине А^) составит
Рис. 20 5. Виды групповых поездов примерно ст вагоно-часов, 238
- Техникум ж. Д.
- V л 3 д с л первый
- Глава 1общие понятия об эксплуатационной работе
- 1.2. Основные принципы организации движгния
- 1.3. Понятие о поезде и сопровождающих его перевозочных документах. Классификация поездов
- 1.4. Понятир о системг кодирования информации
- Глава 2 управление железнодорожным транспортом
- 2.1. Принципы управления
- Глава 3 общие сведения
- 3.1, Назначение станций
- 3.2. Управление станцией
- Глава 4 технологический процесс работы станции
- 4.1. Задачи и содержание технологического процесса
- 4.2. Характеристика вагоно- и поездопотоков
- 4.3. Специализация парков и путей
- 4.4. Разработка и утверждение технологического процесса
- Глава 5. Маневровая работа
- 5Л. Основные понятия. Маневровые локомотивы
- 5.2. Виды маневров и способы их выполнения
- 5.4. Нормирование маневровых операций
- Значения коэффициентов а и б для расчета технологического времени сортировки вагонов на вытяжных путях, мин
- Значения коэффициентов в, е, ж и и для определения технологического времени, необходимого на расстановку вагонов в составе согласно требованиям птэ
- 6.1. Операции и техническое оснащение. Опорные промежуточные станции
- 6.3. Работа со сборными поездами
- 6.4. Организация безотцепочных и отделочных операций
- Глава 7
- 7.2. Поезда с переломом нормы массы (веса) и групповые
- 7.4. Соединенные поезда
- Глава 8
- 8.1. Принципы организации расформирования и формирования поездов
- 8.2. Обработка составов по прибытии
- 8.5. Нормирование горочных операций
- Средняя скорость роспуска вагонов с механизированной горки в зависимости от количества вагонов в отцепе (км/ч)
- 8.6 Технология работы горки
- 8.7. Пути интенсификации работы горок
- 8.8 Накопление вагонов на состав. Окончание формирования поездов
- 8.9. Обработка составов перед отправлением
- Глава 9 организация работы технической конторы
- 9.2. Оборудование технической конторы
- Шифры единой сетевой разметхи по назначениям плана формирования станции Орехово-Зуево Московской дороги
- План формирования станции Орехово-Зуево (составлен по принципу возрастания кодов единой сетевой разметки)
- 9.5. Автоматизация подготовки натурных листов и учета наличия вагонов в сортировочном парке
- 9.6. Техника безопасности в раьоте операторов технической конторы
- Глава 10
- 10.2. Обеспечение взаимодействия станционных процессов
- 10.3. Элементы сетевого планирования в технологии работы станций
- Расчет показателей сетевого графика обработки на сортировочной станции состава поезда с замыкающей группой
- 10 4, Передовой опыт станции люблино-сортировочное
- 10.5. Суточный план-график работы станции
- Глава II
- 11.1. Операции, выполняемые с местными вагонлми
- 11.2. Технология работы с местными вагонами
- 11.5. Обработка вагонов на подъездных путях.
- 11.6. Диспетчерское руководство местной работой
- Глава 12
- 12.1. Оперативные планы и их содержание
- 12.2. Информация о подходе поездов
- 12.3 Расчет поездообразования
- Расчетная ведомость накопления составов
- 12.4. Использование эвм для составления оперативных планов
- 12.5. Выполнение оперативных планов
- Глава 13
- 13.1. Основные направления
- 13.2. Механизация и автоматизация процессов в парках станции
- 13.4. Автоматизированные системы управления для станций и узлов как составная часть асужт
- Глава 14 учет и анализ работы станции
- 14.1. Значение учета работы станции
- 14.2. Первичная документация станционной отчетности
- 14.7. Анализ работы станции
- 15.3. Организация снегоборьбы
- Глава 16
- На станциях
- 16.1. Мероприятия по обеспечению безопасности движения
- Глава 17 организация работы железнодорожных узлов
- 17.2. Организация вагонопотоков, движения поездов и развоза местного груза
- 17.3. Оперативное руководство работой узла
- 17.4. Организация слаженной работы транспортных узлов
- 18.2. Содержание и показатели плана формирования поездов
- 18.4. Последовательность составления плана формирования поездов
- 18.5. Взаимосвязь плана формирования
- Глава 19 организация вагонопотоков с мест погрузки
- 19.1. Значение маршрутизации. Календарное планирование и сгущение погрузки
- 19.2. Определение эффективности маршрутов с мест погрузки "
- 19.3. Виды маршрутов. Разработка плана отправительской и ступенчатой маршрутизации перевозок
- Календарное расписание погрузки
- 19.4. Квартальное и месячное планирование погрузки маршрутов
- 19.5. Особенности маршрутизации перевозок массовых грузов
- Глава 20
- 20.1. Основные принципы
- 20.2. Процесс накопления вагонов и меры сокращения его продолжительности
- 20.3. Экономия вагоно-часов при пропуске вагонов
- 20.4. Выделение назначения специализации по условию ускорения оборота вагонов и сокращения себестоимости перевозок
- 20.6. Разработка плана формирования одногруппных поездов методом абсолютного расчета
- Четырех опорных станций
- 20.8. Организация групповых поездов
- 20.10. Маршрутизация порожних вагонопотоков
- 20.11. Участковые и сборные поезда
- 20.12. Скорые и ускоренные грузовые поезда
- 20.13. Понятие о планах формирования вагонов
- 20.14. Проверка соответствия плана формирования путевому развитию и перерабатывающей способности станций
- Глава 21
- 21.1. Контроль и анализ выполнения плана формирования
- 21.2. Оперативная корректировка плана формирования. Формирование дальних сквозных поездов сверх плана
- Раздел четвертый
- 22.2. Графическое изображение движения поездов.1 форма и содержание графика
- 22.3. Классификация графиков и условия их применения
- 22.4. Расписание движения поездов
- Раздел IV содержит собственно расписание грузовых поездов (в ч. Мин) по следующей форме:
- 22.5. Основные вопросы теории графика
- Глава 23 расчет элементов графика движения поездов
- 23.1. Элементы графика
- 23.3. Скорости движения и времена хода поездов
- 23.4. Расчет станционных интервалов
- 23.6. Обеспечение требований безопасности при расчете интервалов
- 24.1. Основные понятия
- 24.6. Понятие о расчете пропускной способности станции1
- 24.7. Понятие о расчете пропускной способности на эвм
- Глава 25
- 25.2. Реконструктивные мероприятия
- Глава 26 обслуживание поездов локомотивами
- 26.2. Организация труда и отдыха локомотивных бригад
- Глава 27
- 27.1. Понятие о местной работе и основах ее организации
- Данные об отправках и прибытии вагонов по станциям участка а — б
- 27.2. Способы обслуживания местной работы промежуточных станций
- 27.3. Сборные поезда, их специализация :
- 27.4. План-график местной работы и порядок его составления
- 27.5. Выбор оптимального варианта местной работы
- Глава 28 составление графика движения поездов
- 28.1. Исходные данные
- 28.2. Порядок составления графика
- 28.5 Порядок прокладки нл графике грузовых поездов в увязке с оборотом локомотивов и работой станции
- 28.6. Увязка графика движения с планом формирования поездов
- 28.7. Вариантные графики движения поездов
- 28.8. Понятие о составлении графика движения поездов с помощью эвм. Пути совершенствования графиков движения
- Глава 29 основы организации пассажирского движения
- 29Л. Требования к организации пассажирских перевозок
- 29.2. Виды пассажирских перевозок и классификация пассажирских поездов
- 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
- 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
- 29.5. Основы планирования пассажирских перевозок
- 29.7. Руководство пассажирским движением
- Глава 30
- 30.1. Установление массы и скорости пассажирских поездов
- 30.4. Составление расписания пассажирских поездов и расчет потребного количества составов и вагонов
- 21 24 Рис. 30 4. Варианты прокладки на графике пассажирского поезда местного сообщения
- 30.5. Согласование пассажирских поездов с другими видами транспорта
- 30 6 Обслуживанир пассажирских поездов
- Глава 31 организация пригородного пассажирского движения
- 31.1. Особенности пригородного движения и его организации
- 31.2. Расчет числа пригородных поездов и распредгление их по времени суток
- 31.3. График движения поездов пропускная способность пригородной линии
- Глава 32 организация работы пассажирских станций
- 32.1. Технологический процесс станции
- 32.2. Обработка транзитного поезда
- 32.3. Операции по прибытии поезда на конечную станцию
- 32.4. Обработка составов на путях
- Время на текущий осмотр, текущий ремонт и экипировку составов пассажирских поездов
- 32.5. Операции по отправлению дальних и местных поездов. Обработка пригородных составов
- 32.6. Суточный план-график и руководство работой станции
- 33 2 Государственный план перевозок —
- Глава 34 техническое нормирование эксплуатационной работы
- 34.1. Задачи технического нормирования
- 34.4. Планирование норм передачи поездов по стыковым пунктам
- Глава 35
- 35.3. Пробеги вагонов. Коэффициент порожнего пробега
- Простой вагонов под грузовыми операциями
- Оборот и среднесуточный пробег вагона
- 35.7. Среднесуточный пробег и производительность вагона
- 35.8. Пути ускорения оборота вагона, повышения среднесуточного пробега и производительности вагона
- Влияние изменений отдельных показателей на производительность вагона
- 35.9. Расчет норм рабочего парка грузовых вагонов
- Наличие транзитных вагонов на отделении назначением за выходные пункты дороги
- Глава 36 показатели использования локомотивов
- 36.1. Парки локомотивов, учет и анализ их работы
- 36.2. Пробеги локомотивов. Коэффициент вспомогательного пробега
- 36.4. Бюджет времени использования локомотивов
- 36.5 Среднесуточный пробег и производительность локомотивов
- 36.6. Расчет потребного парка поездных локомотивов
- Глава 37
- 37.2. Составление суточного и сменного планов поездной и грузовой работы отделения
- 37.3. Использование эвм для оперативного планирования эксплуатационной работы
- 37.4. Понятие о регулировании погрузки, вагонных и локомотивных парков
- Глава 38 диспетчерское руководство движением поездов
- 38.2. Роль, права и обязанности поездного диспетчера
- 38.6. Передовые приемы и методы диспетчерского руководства
- 38.7. Организация пропуска поездов
- Глава 39
- 39.1. Задачи и виды анализа. Анализ поездного положения
- 39.2. Анализ состояния безопасности движения и производственной дисциплины
- 39.3. Анализ выполнения технических норм работы отделения
- Список литературы
- Глава 1 Общие понятия об эксплуатационной работе
- Глава 2 Управление желечнодорожным транспортом
- Глава 3 Общие сведения
- Глава 4 Технологический процесс работы станции
- Глава 8
- Глава 9 Организация работы технической конторы
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 21
- Глава 22
- Глава 23 Расчет элементов графика дв"жен»я пое"ов
- Глава 24
- Глава 25
- Глава 27 Организация местной работы участка и района
- Глава 28 Составление графика движения поездов
- Глава 29 Основы организации пассажирского движения
- Глава 31
- Глава 33 Основы управления днижением
- Глава 35 Показатели использования [рутовых ваюнов
- Глава 36 Показатели использования локомотивов
- Глава 37 Оперативное планирование эксплуатационной работы
- Глава 38 Диспетчерское руководство движением поездов