logo
Орг движения

20.2. Процесс накопления вагонов и меры сокращения его продолжительности

Сокращение простоя вагонов в ожидании накопления до пол­ного состава наряду с увеличением дальности пробега поездов без переработки — крупнейшая задача плана формирования. Различа­ют процесс накопления состава по вагонопотоку и по поступлению вагонов на пути сортировочного парка. Процесс накопления соста­ва по вагонопотоку начинается с момента поступления на станцию (или погрузки на ней) первой группы вагонов данного назначения и заканчивается в момент поступления (погрузки) последней груя-лы, завершающей накопление состава. За это время с поступаю­щими на станцию поездами выполняют операции по прибытии и маневры расформирования с одновременным формированием но­вых специализированных составов, в том числе и рассматриваемо­го назначения.

Временем накопления состава в сортировочном парке при рас­чете плана формирования поездов принято называть время с мо­мента поступления первой группы вагонов данного назначения ва соответствующий сортировочный путь до момента поступления по­следней группы вагонов, завершающей накопление состава ,(рис. 20.1), которую называют замыкающей группой.

Среднее время простоя вагона под накоплением зависит от интервала между моментами поступления первой и замыкающей

2ЭЗ

групп вагонов данного назначения, величины и порядка поступле­ния групп. При подводе групп вагонов данного назначения к стан­ции с определенными поездами расписание их может быть согласо­вано так, что простой вагонов под накоплением будет минималь­ным. В этом случае время накопления определяют по графику (рис. 20.2). Очевидно, что общая затрата вагоно-часов на накопле­ние вагонов данного назначения за сутки ТНак численно равна сум­ме площадей фигур абвгде и клмнопрс, т. е.

т2

4

(20.1)

Средний простой одного вагона под накоплением, ч

'на к

где Л^в= (т1+т2+тз)Ч-(Ш4+т5+тв+"т7)—число вагонов дан­ного назначения, формируемых станцией за сутки. Если приближенно считать площади многоугольников равнове­ликими площадям треугольников аже и ктс с основанием, равным времени накопления состава (от прибытия первой группы вагонов данного назначения до прибытия замыкающей группы) и высотой,

График

отправлений

поездов

Замыкающая

группа (Завершаю­щая накопк-ние потом состава)

т-штаЗ поезда 8 дагонат

дагонопопюну I Время накопления дагонод на составу

о 1 г з

Рис. 20.1. Схема процесса накопления вагонов на состав

234

50

Подход поездод

0 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 Я 15 16 П 18 /9 20 2) 22 23

Часы

Рис. 20.2. График накопления вагонов при согласованном подводе вагонопо-

токов

численно равной составу поезда т, то сумма вагоно-часов простоя всех вагонов данного назначения под накоплением за сутки при подводе их к станции формирования с определенными поездами

будет

~

Первый множитель (^1+^2+4+4+4) представляет собой вре­мя, в течение которого подводятся на станЦию вагоны данного на­значения. Если обозначить это время через Т, то общая суточная затрата вагоно-часов накопления вагонов данного назначения со­ставит

(20.2)

т -X,

' паи 7Г '

а приближенная формула для определения среднего простоя ваго­нов под накоплением при подводе их на станцию по фиксирован­ному расписанию будет

1 Ш

(20.3}

где ^нак —средний простой вагона под накоплением, ч;

Т —время, в течение которого на станцию прибывают ваго­ны данного назначения (меньше суток), ч; т —состав поезда в вагонах; Ыв —суточный вагонопоток данного назначения.

235

Формулы (20.2) и (20.3) справедливы только в том случае, когда после отправления поезда на станции не остается вагонов Данного назначения (или остаются единичные вагоны). Из форму­лы (20.3) следует, что чем меньше период Т, т. е. чем лучше согла­совано прибытие поездов, тем меньше время накопления. Если же такого согласования нет и вагоны прибывают в течение всего су­точного периода, то Т будет иметь максимальное значение, т. е 64 ч, и график накопления вагонов примет вид, приведенный на рис. 20.3. Для этих условий площади многоугольников накопления также могут быть приближенно заменены площадями треугольни­ков. В данном случае сумма оснований треугольников составляет Г=24 ч, а общая суточная затрата вагоно-часов на накопление

Тта=^т= 12 т.

Приближенная формула (20 2) приняла другой вид. Она так же, как и график, изображенный на рис. 20 3, соответствует част­ному случаю непрерывного процесса, при котором интервалы вре­мени между окончанием накопления одного и началом накопления следующего состава отсутствуют Однако даже на крупных сорти­ровочных станциях, где перерабатывается много поездов, причем вагоны одного назначения нрибывают с разных направлений в большом числе поездов, вагоны-часы накопления можно значи­тельно сократить по сравнению с подсчитанными по указанной формуле.

Рис. 20.3. График накопления вагонов при отсутствии (согласованного подвода

вагонопотоков

235

Значительно меньшие затраты вагоно-часов получаются при прерывном процессе накопления, когда в каждый формируемый состав включают все находившиеся под накоплением вагоны дан­ного назначения Затраты вагоно-часов можно снизить и таким путем: в начале процесса накопления подводить к станции неболь­шие группы вагонов, а к концу — наиболее крупные группы Сле­довательно, величина вагоно-часов зависит в первую очередь от организации работы и может быть резко снижена активным воз­действием на процесс накопления вагонов на станции. Сокращение вагоно-часов накопления достигается: организацией согласованно' го подвода групп вагонов (см рис. 20 2); укрупнением загружен'

Рис. 20 4 Графики накопления вагонов на состав

ных групп, что сокращает коли­чество составов, в которых при­бывают вагоны каждого данно­го назначения, и увеличивает размер замыкающей группы, не простаивающей под накоплени­ем; сгущением подвода вагонов л концу периода накопления (частный случай согласован--юго подвода), согласованием Расписаний прибывающих и от-травляющихся поездов, а так­же использованием местных вагонов, загруженных на данной стан­ции, для завершения процесса накопления; вследствие этого гра­фик процесса накопления приобретает вид, изображенный на рис. 20 4, б с площадью, характеризующей затрату вагоно-часов накопления, значительно меньшей, чем в варианте, показанном на рис 20 4 а, где такого согласования не предусмотрено.

На основе этих принципов А И. Платонов предложил, а работ­ники станции Ленинград-Сортировочный-Московский применили метод сокращения простоя вагонов под накоплением, сущность ко­торого состоит в оперативном использовании всего наличия ваго­нов на станции для формирования поездов (включая вагоны в нерасформировапных составах, находящиеся на грузовом дворе, в угловых передачах и др.); соответственно под накоплением счи­таются все вагоны, годные к постановке в состав, независимо от их местонахождения на станционных путях. Согласованный подвод вагонов к определенным расписаниям с погрузочных станций и участков осуществляется в оперативном порядке на железных до­рогах.

Согласование расписаний поездов вместе с оперативными при­емами организации подвода вагонопотоков к станциям позволяет значительно снизить простои вагонов.

Сокращение вагоно-часов накопления достигается также от­правлением поездов более установленной нормы массы (но без нарушения технически допустимого режима работы локомотивов) на основе опыта передовых машинистов. Это позволяет убирать со станции все вагоны данного назначения (без остатка) и таким об­разом сократить простой их под накоплением

Если в приближенной формуле (20 2) затраты вагоно-часов

Г принять—=с, то она примет вид

(20 4)

Величина с называется параметром накопления, она зависит от условий подвода вагонов к станции и качества организации <*е работы. В соответствии с этим для приближенного подсчета сред-

237

него времени накопления в часах вагонов данного назначения на сортировочных станциях можно применить формулу

'нак=-^ -7 (20-5)

Параметр накопления с определяют на основании построения суточного плана-графика или с использованием метода табличного моделирования работы станции. Исходными данными при этом служат сведения о времени прибытия поездов и количестве в них вагонов каждого назначения.

При определении нормы с должны быть учтены все возможно­сти сокращения затраты вагоно-часов. Для участковых станций ве­личина с, как правило, не должна превышать 8—10, а для сорти­ровочных 10—11, причем меньшие числа соответствуют малому общему количеству назначений поездов, формируемых данной станцией.

Формирование групповых поездов сокращает время накопления на станции за счет объединения в одних поездах вагонов несколь­ких назначений. Затрату вагоно-часов на накопление при этом оп­ределяют также по суточному плану-графику или приближенно по формуле (20.2) или (20-1). Определяя среднее время накопления по формуле (20.5), в знаменатель следует подставить суммарный суточный вагонопоток всех назначений, включаемых в групповые поезда (т. е. для двухгруппных поездов Nв — N^ + N2).

На рис. 20 5 схематически изображены виды групповых поездов (для примера взяты двухгруппные поезда). На станции формиро­вания А затраты вагоно-часов в случаях а и б равны ст (на оба потока), а в случае в — увеличатся из-за включения вагонов назна­чения Л^з как в одногруппные, так и групповые поезда (часть потока Л^, численно равная Аг3 вагонов). На станции перецепки групп Б суточные затраты вагоно-часов накопления прицепных

групп в случаях а и б составят

Л В В Т — гт ^20 Я)

| 1 ..—п.. I | ■" няк — ^"'гп> 1^" и/

ёагвчо)' **"

яшш д _Л где тгр — средняя величина группы.

•• Эти вагоно-часы приблизительно

дг)+/у., д, ., во столько раз меньше вагоно-часов

в^->'^' ' '* * »- накопления одногруппных поездов,

во сколько раз т меньше состава

г;а',-.у. А'*^* д^ поезда т. В случае б, как показыва-

, ы,-нг „. ют расчеты, общая затрата на на-

д, + у копчение целых составов (из Л/3

0^цу]г-1 ,Н,+Н, > М2 вагонов) и прицепных групп

г»_^_* ^ (из остальной части потока Л'з, чис­ ленно разной величине А^) составит

Рис. 20 5. Виды групповых поездов примерно ст вагоно-часов, 238