logo
Орг движения

Глава 26 обслуживание поездов локомотивами

26.1 ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЕЗДНЫХ ЛОКОМОТИВОВ; СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЕЗДОВ ЛОКОМОТИВАМИ

Нормальная работа железных дорог зависит от правильной экс­плуатации локомотивного парка, которая предусматривает решение следующих задач: содержание локомотивного парка в исправном состоянии, своевременное обеспечение локомотивами поездов, до­стижение высокой производительности локомотивов и правильной оргнизации труда локомотивных бригад. Высокой производитель­ности локомотивов можно достигнуть путем улучшения использо­вания их мощности, повышения среднесуточного и снижения оди-вочного пробега.

Труд локомотивных бригад должен быть организован так, чтобы машинисты могли заранее знать часы работы и отдыха. С этой целью на основе графика движения поездов разрабатывают распи­сание работы локомотивных бригад; на некоторых направлениях, где значительно изменяются размеры движения, разрабатывают варианты графиков движения поездов, обращения локомотивов и работы локомотивных бригад.

Парк локомотивов распределен по дорогам, а внутри каждой до­роги — по основным депо (депо приписки). Локомотивы каждого основного Депо работают, как правило, на прикрепленных к ним участках обращения.

-Участок обращения (Пунктиром показаны тяговые плечи,суш,ествова6и1иепри паровой, тяге)

Рис. 26.1. Участок обращения локомотива

345

Ст А осноВное депо для плеча А-Д

Шрот локомотивоо основного депо В

Ст Б смена бригад для основного плеча обслужи­вания

дсчоВное Зепо

для поездов,

обващающихся

на участке В-6

Ст ; смена бригад для основного плеча обслужи­вания

Ст Д

оборот локомотивов

депо А смена бригад

Рис 26 2. Накладные участки обращения

Перевод железных дорог на электрическую и тепловозную тягу позволил значительно повысить скорости движения, ликвидировать остановки поездов для снабжения локомотивов водой и топливом и чистки топки; высокая надежность электровозов и тепловозов обеспечила существенное увеличение их пробега между пунктами технического осмотра.

В связи с этим на железных дорогах СССР получил широкое распространение способ работы локомотивов на удлиненных участ­ках обращения или в пределах «зон обслуживания».

Участком обращения называется часть линии, на протяжении которой все транзитные поезда обслуживаются локомотивами од­ного или нескольких основных депо, находящихся, как правило, под общим эксплуатационным руководством; локомотивные бригады меняются в пунктах, расположенных на расстоянии, обеспечиваю­щем установленную продолжительность непрерывной работы бригад (рис. 26.1). Границы участков обращения устанавливают, как пра­вило, на крупных сортировочных станциях, между которыми идет достаточно большой поток транзитных поездов, с тем, чтобы воз­можно большее количество их проходило до станции расформиро­вания без смены локомотива. Длина участка обращения должна устанавливаться с учетом норм пробега локомотивов между технн*

ческими осмотрами. Если на про­ тяжении участка обращения раз­ меры движения изменяются за счет зарождающихся и погашаю­ щихся внутри него вагонопото- ков, целесообразно местные ва- гонопотоки обслуживать локомо­ тивами, приписанными к депо, расположенными внутри участка. Такие участки называют наклад­ ными (рис. 26 2). Рис 26 3 Примерная схема работы Зоной обслуживания нтыва-

локомошвов и бршад в зоне обслу- ют направление с примыкающи- живчния ми к нему участками, которое

346

обслуживают по общему графику локомотивы одного или несколь­ких депо, в зону входит несколько участков работы локомотивных бригад. Примерная схема работы локомотивов и бригад в зоне об­служивания показана на рис. 26.3.

На участках обращения и в зонах обслуживания локомотивы следуют, как правило, без отцепки от транзитных поездов и без выхода на деповские пути; технический осмотр локомотивов произ­водится в пунктах оборота; в пределах удлиненного участка могу г обращаться локомотивы разных депо.