logo
Орг движения

34.1. Задачи технического нормирования

Основные зад-чи технического нормирования эксплуатационной работы состоят в распределении объема перевозочной работы и необходимых для его выполнения технических средств и материаль­ных ресурсов по дорогам, отделениям дорог и крупным станциям; установлении месячных технических норм и измерителей использо­вания подвижного состава по сети и по дорогам исходя из условий технической и экономической целесообразности; разработке месяч­ных заданий по регулированию пагонопотоков, вагонных и локомо­тивных парков с целью выполнения государственного плана перево­зок и создания необходимых резервов для устойчивой работы железных дорог в последующие периоды.

Технические нормы определяют задачи всех служб железнодо­рожного транспорта по выполнению Государственного плана пере­возок: движения, грузовой работы, локомотивного и вагонного хозяйства, пути, электрификации и др. Технические нормы по доро­гам и сети железных дорог утверждает министр путей сообщения; управления дорог определяют плановые нормы эксплуатационной деятельности отделений дорог исходя из заданий Министерства путей сообщения.

При техническом нормировании применяются две группы пока­зателей: количественные (нормы работы), качественные (нормы 458

использования подвижного состава); к количественным показате­лям относятся также нормативы потребности 1ехнических средств, необходимых для выполнения заданных объемов перевозок. Мини­стерство путей сообщения устанавливает технические нормы рабо­ты дорог на основе Государственного плана перевозок и дополни­тельных заданий по перевозкам с учетом фактического размещения вагонного парка к началу планируемого периода, а также исходя из нормативов действующего графика движения, плана формиро­вания поездов, технологических процессов работы станций; до 28 числа каждого месяца дорогам сообщаются телеграфом следую­щие задания на предстоящий месяц:

количественные: в целом по всему парку грузовых вагонов, а также по крытым, платформам, полувагонам, цистернам, ледни­кам, рефрижераторам, цементовозам и прочему подвижному соста­ву: погрузка (в том числе налив), выгрузка (в том числе слив), прием и сдача вагонов общая, в шм числе груженых вагонов (из них по основному плану), а также прием и сдача поездов и вагонов (в том числе груженых) по каждому ешковому пункту дороги. Кроме того, устанавливаются прием и сдача порожних вагонов по роду подвижного состава с выделением в том числе из-под своей выгрузки и для обеспечения погрузки. Качественные: оборот вагона (по всем видам подвижного состава), участковая скорость, простой под одной грузовой операцией и на одной технической станции и среднесуточный пробег вагона (по всему парку и отдельно по цис­тернам) .

Нормы рабочего парка вагонов устанавливаются с выделением порожних, транзитных и местных вагонов (из них под сортировку). Одновременно в порядке информации дорогам сообщаются данные о наличии на сети груженых вагонов в направлении через выход­ные пункты дороги.

Указанная информация поступает в ВЦ дороги и обрабатывает­ся по типовой программе.

В расчетах на ЭВМ технических норм работы отделений исполь­зуются, кроме того, разрабатываемые на дороге данные: о плане перевозок в местном сообщении и на выход за пределы дороги; от­четов по формам ДО-1, ДО-2, ДО-15 и ГО-1, которые обрабатыва­ются с целью выявления характера вагоиопотоков на дороге и прогнозирования отдельных показателей; специальных расчетов службы движения по распределению отдельных нормативов МПС между отделениями (например, задание на отстановку вагонов в резерв или изъятие из резерва и т. д.).

34.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМ РАБОТЫ ДОРОГИ И ОТДЕЛЕНИЙ

Разработка технических норм работы отделений осуществляется исходя из заданий Министерства путей сообщения, а также данных анализа вагонопотоков и обстановки, складывающейся к началу

459

На за.пад(нечетное)

Борисово СосиоВксГ^9

*—«—«._*)._

0

7$,'Вольская Гришина

Красна

ЛнТреек Окааа^^М^^Л_^

ЕльникоНо Черная ВязоИка. Условные обозначения: А стыкоВая станция мезкду дорогами.

меэкду отделениями.

границы отделений дороги

стыковая станция Щ сортировочная станция © участкоВая станция

р

Цифры на участках указыВают расстояние мезкду станциями, й км. Римские цифры-номера отделений.

Рис. 34 1. Схема дороги N

планового месяца; плановый прием груженых вагонов распреде­ляется на ввоз (под выгрузку по отделениям) и транзит за выход­ные пункты дороги с учетом ликвидации избытков парка местных и транзитных вагонов (или с учетом недостатков этого парка). На основе этих данных определяются размеры выгрузки и регулиро­вочного задания по сдаче порожних вагонов и составляются «шах-матки» груженых вагонопотоков. Пример такой «шахматки» плано­вых груженых вагонопотоков для условной N дороги, схема кото­рой показана на рис. 34.1, приводится в табл. 34.1. В этой «шахмаг-ке» разделы I и II заполняются на основе данных развернутого плана перевозок (погрузка в местном сообщении и на выход); раз­делы III и IV — исходя из установленных министерством норм при­ема и сдачи груженых вагонов по стыковым пунктам. Нормы прие­ма по отделениям выгрузки и пунктам сдачи определяют на основа­нии изучения вагонопотоков, поступивших на дорогу за предшест­вующие месяцы. Например, прием груженых вагонов по станции Андрееве распределен в табл. 34.1 (в % к общему приему) так:

под выгрузку — 47%, в том числе на отделения I — 15%, II — 9%, III-11% и IV-12%;

на сдачу — 53%, в том числе через Борисово — 16%, Васи­но — 25% и Гришино — 12%.

Такие «шахматки» составляются как в целом для всего вагоно-потока, так и для каждого рода подвижного состава в отдельности; на их основе разрабатываются технические нормы по отделениям, в первую очередь нормы выгрузки и передачи груженых вагонов по стыковым пунктам между отделениями дороги, пробеги вагонов и показатели использования подвижного состава.

Технические нормы работы отделений разрабатываются в на­стоящее время, как правило, на ЭВМ в вычислительных центрах управлений дорог; служба движения дороги получает следующие 460

Таблица 34.1

Плановая «шахматка» груженых вагонопотоков дороги N (в физических вагонах) на июль 197 г.

Отделени

Выходные пункты

Отделения

т

дороги и

о

о

о

и а>

входные

I

II

III

IV

I

О

о

С а оп

пункты

Всег ном

НИИ И

§•

Бор?

Васи

а

и

и о

С X

Итог ка я

I

ПО

30

10

40

190

60

40

40

50

190

380

II

5

55

10

10

80

10

5

15

10

40

120

Ш

10

101"

30

5

55

15

20

401Л-1

30

105

160

IV

20

10

15

70

115

20

45

70

50

185

300

Всего погруже-

но

145

105

65

125

440

105

ПО

105

140

520

960

Андреево , . .

90

55

65

70

280

_

95

150

75

320

600

Борисово . . .

10

35_

45

50

200

45

65

75

185

385

Васино . . .

45

4оПЦ1

75

35

195

100

180

12X1

25

305

500

Гришино. . . .

25

20

65

40

150

95

120

35

250

400

Всего прием

груженых

230

150

250

195

825

240

395

250

Г/о

1060

188Ь

Итого выгрузка

и сдача . . .

375

255

315

320

1265

345

505

415

315

1580

2845

сводные таблицы плановых нормативов по дороге и отделениям: плановую «шахматку» груженых вагонопотоков в целом по рабо­чему парку и для каждого рода подвижного состава; план погрузки и выгрузки, а также регулировочное задание по сдаче порожних вагонов '; нормы передачи порожних вагонов в целом и по родам подвижного состава по стыковым пунктам отделений дороги; нормы приема и сдачи груженых вагонов (по роду подвижного состава) с распределением на транзит и местный груз по стыковым пунктам отделений; общие нормы передачи по стыкам отделений в поездах и вагонах (в том числе груженых и порожних) и баланс обмена; нормы пробега вагонов по видам сообщения (вагоно-километры груженые и порожние), работа отделений, величины рейсов, про­цент порожнего пробега и т. д.; нормы оборота вагона с расчлене­нием по элементам, оборот порожнего, транзитного и местного

1 Дальнейшее изложение ведется на основе методики технического нормиро­вания эксплуатационной работы дороги и ее отделений с использованием ЭВМ, разработанной в 1972—1975 гг. Белорусским институтом инженеров железнодо­рожного транспорта, которая принята МПС в качестве типовой. На отдельных дорогах с учетом местных условий применяются также и другие методики, алго­ритмы и программы для решения задачи технического нормирования.

461

вагонов (последний подразделяется на оборот местных вагонов под выгрузку на данное отделение и на другие отделения дороги); нормы наличия местного груза по отделениям для себя и для дру­гих отделений (в виде «шахматки» наличия); работу, оборот и парк вагонов по роду подвижного состава; общую таблицу норм оборота, парка и работы вагонов (порожних, транзитных, местных).

Соответствующие нормативы передаются отделениям по теле­графным каналам связи на рулонную бумагу в виде таблиц, что позволяет сохранить наглядность результатов расчета и снимает необходимость их оформления на отделениях дороги вручную.

Плановая «шахматка» груженых вагонопотоков имеет вид табл. 34.1; из этой таблицы могут быть получены размеры плано­вой погрузки и выгрузки по каждому отделению и по дороге в це­лом. Так, из табл. 34.1 видно, что плановая погрузка I отделения составляет 380 физических вагонов, а выгрузка — 375; всего по до­роге погрузка составит 960, а выгрузка 1265 вагонов и т. д.

Нормы погрузки по дороге и отделениям учитывают необходи­мость обеспечения вывоза внеплановых сезонных грузов, выполне­ния особых заданий Правительства (дополнительную или сверхпла­новую погрузку). Нормы выгрузки для дороги и отделений скла­дываются из основной нормы, устанавливаемой по междудорожной таблице — «шахматке» государственного плана перевозок, и до­полнительной, учитывающей сверхплановую погрузку, а также наличие груженых вагонов на сети в адрес данной дороги (или отделения).

Выгрузка отделения складывается из поступления груженых вагонов с других дорог иВв> погрузки в местном сообщении има и дополнительной выгрузки избыточного наличия местного груза на дороге Дмв:

и —и -*-ы 4- 1 ^34 П

Дополнительную выгрузку определяют по формуле

(34.2)

— фактическое наличие местного груза на дороге; пи— нормальное наличие местного груза; Т — период (в сутках) доведения наличия груженых вагонов

до нормы.

Определение норм выгрузки для отделений дороги показано в табл. 34.2. Размеры ввоза и погрузки в местном сообщении назна­чением на каждое отделение приняты из табл. 34.1. Дополнитель-

600—400 _ ная выгрузка для 1 отделения Аив= =7 вагонов в сутки.

где

30

выгрузку и для других

Аналогично определяют дополнительную отделений.

'В данном случае Див дополнительная выгрузка из наличия местных ваго­нов на дороге. Избыточное наличие на других дорогах учитывается величи­ной «вв.

462

Таблица 34Л

Расчет выгрузки на отделениях дороги Л' (в физических единицах в среднем в сутки)

Местный рруэ на дорэге

Корма выгрузки на июль

Выполнение

Итог»

В*

II

I

II III

IV

360 250 310 320

345 240 305 325

365 245 310 320

400 380 450 520

600 390 ■180 580

230 150 250 195

145 105 65 125

Зй2 255 310 322

Итого

1240

1215

1240

1750

2050

825

440

10

1275

34.3. РАСЧЕТ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ НА СДАЧУ (ПРИЕМ) ПОРОЖНИХ ВАГОНОВ

В соответствии с планом грузовой работы дороги определяются задания по обмену порожними вагонами, которые принято начы-вать регулировочными заданиями. Регулировочное задание опре­деляется по роду подвижного состава (крытые, платформы, полу­вагоны, цистерны, ледники, рефрижераторные, цементовозы и про­чие вагоны); в необходимых случаях в регулировочном задании выделяются и другие специальные вагоны, например контейнеро­возы, платформы для перевозки автомобилей, специальные цистер­ны и т. д.

Регулировочное задание на сдачу порожних вагонов выражает общегосударственные обязательства каждого подразделения и взаимную ответственность всех подразделений сети за выполнение государственного плана перевозок. Размер регулировочного зада­ния определяют по формуле

±Ир=("иив)±Аир, (34.3)

где иа — погрузка; ив — выгрузка;

Д% — дополнительное регулировочное задание. Если иав, то величина ир имеет знак « + », г. е. данное под­разделение должно получать извне порожние вагоны под погрузку. При ип<Ив величина ир имеет знак «—», что означает сдачу

463

порожних вагонов на доугие подразделения. Дополнительное регу­лировочное задание Аыр также имеет знак «+» или «—» в зависи­мости от характера намечаемых регулировочных мер Так, +Лир означает пополнение парка порожних вагонов на подразделении для доведения его до нормы, создания резерва порожних вагонов или обеспечения дополнительной погрузки Величина —А«р харак­теризует сокращение парка порожних вагонов (при его избытке) или изъятие вагонов из резерва.

План грузовой работы и регулировочное задание по отделениям дороги, определяемые на ЭВМ, выдаются по форме табл. 34.3.

В табл. 34.3 показан план грузовой работы и регулировочное задание для I отделения N дороги; в целом по отделению разница между погрузкой и выгрузкой составляет два вагона в сутки, т. е. отделение должно сдавать по два порожних вагона ежедневно. Однако учитывая недостаток в парке крытых вагонов, предусмат­ривается подсылать с других отделений ежедневно по 15 крытых вагонов при потребности 13, что позволит в течение месяца создать на отделении резерв крытых вагонов в количестве 60 единиц (на­пример, для вывоза зерна нового урожая).

По другим типам вагонов при определении регулировочных заданий предусмотрена возможность использования взаимозаме-

Таблица 34.3

План грузовой работы и регулировочное задание на сдачу порожних вагонов по отделениям дороги

Наиченовлци подразделений

Род пошижною состава

'азмер грузо вой работы

й.Ь

о

С

а со

100

170 50

отделение

IIотделение

Крыгие

Платформы

Полувагоны

Цистерны всего

В том числе.

специальные

ледники

рефрижераторные ....

цементовозы

контейнеровозы

платформы автомобильные

двухъярусные

прочие

Итого по отделению ....

87

23., 40 15

10

20

5

5

10 5

380

382

и т. д.

+13

-00 + 1) -10

+ 2 + & + 15

+ 5 + 5

+ 10 +5 „2

+ 2

+20 -10

—5 +2

+15 —40

— 10

+ 2

+ 5 415 + 5

+ 10 О

464

няемого подвижного состава с целью сокращения порожних пробе­гов вагонов. В связи с этим из освобождающихся ежедневно 60 платформ по регулировочному заданию будут сдаваться толь­ко 40, а остальные используются под погрузку взамен полувагонов ( + 10), контейнеровозов (4-5) и прочих вагонов (+5). Регулиро­вочное задание по цистернам предусматривает сдачу ежедневно 12 нефтяных цистерн и получение под погрузку двух специальных цистерн под налив спирта и других подобных грузов.

Назначение резерва порожних вагонов; порядок его создания и использования. Для обеспечения перевозок сезонных грузов (зерна, свеклы, овощей), внеплановых перевозок по заданиям Правитель­ства и Министерства путей сообщения, а также создания условий ритмичной круглосуточной работы в районах погрузки массовых грузов на железных дорогах создается резерв грузовых вагонов МПС. В резерв отставляются все вагоны новой постройки и выпус­каемые из плановых видов ремонта, а также вагоны рабочего парка в период сокращения объема грузовой работы. Количество вагонов, подлежащих отстановке в резерв, с указанием рода подвижного состава объявляется дорогам ежемесячно вместе с техническими нормами. Главное управление движения (ЦД) исходя из эксплуа­тационной обстановки на сети железных дорог может давать опе­ративные задания на постановку в резерв вагонов рабочего парка

В резерв МПС отставляются вагоны технически исправные и очищенные от остатков перевозимых грузов; не могут быть отстав­лены вагоны, принадлежащие иностранным дорогам, находящиеся в аренде предприятий и организаций других министерств и ве­домств, а также с просроченными сроками ремонта. Вагоны резерва отставляются целыми сформированными составами из однородного подвижного состава на специально выделенные пути станций по указанию МПС. Вагоны резерва могут быть использованы для по­грузки на данной дороге или для сдачи по регулировочному зада­нию только с разрешения руководства Министерства путей сообще­ния (министра или его заместителя); перемещение вагонов резерва МПС внутри дороги может осуществляться по указаниям Главного управления движения. Отдельные виды специального под­вижного состава, приписанные к определенным станциям, могут отставляться в резерв и изыматься из резерва по распоряжению на­чальника дороги. Порядок оформления пос1ановки вагонов в резерв и изъятия из резерва определяется приказами и инструкциями Ми­нистерства путей сообщения.