logo
Орг движения

Глава 23 расчет элементов графика движения поездов

Теория графика движения поездов на железнодорожном транс­порте в современном ее виде была разработана трудами советских ученых и инженеров в содружестве с передовыми диспетчерами и другими работниками железных дорог; дальнейшее развитие этой теории происходит с учетом совершенствования технических средств, повышения массы поездов и скоростей движения на железных дорогах на основе обобщения опыта руководства по­ездной работой, особенно, в условиях большой густоты дви­жения.

В теории графика изучаются методы расчета минимальных ин­тервалов при приеме, отправлении и проследовании поездов через станции, межпоездных интервалов, а также установления нормати­вов стоянок поездов и локомотивов на станциях с учетом требова­ний безопасности движения.

Одним из важных разделов теории графика является методика определения пропускной способности железнодорожных линий и станций, а также выбора мероприятий по ее усилению; в нем де­тально изучаются зависимости пропускной способности от типа графика, средств сигнализации и связи, путевого развития участ­ков, неидентичности перегонов, соотношения скоростей различных категорий поездов и других условий. При этом пропускная способ­ность железнодорожной линии рассматривается комплексно во взаимосвязи перегонов, станций, участков энергоснабжения, де­повских и других устройств. В теории графика рассматриваются также вопросы организации обслуживания поездов локомотивами и разрабатываются методы согласования стоянок поездов и локо­мотивов на станциях оборота; организация местной работы на участках; согласования графика движения и плана формирования поездов.

Важное значение имеет вопрос о порядке составления графика, в частности, прокладке пассажирских, грузовых (в том числе уско­ренных, сборных, вывозных) поездов на однопутных и двухпут­ных линиях; согласование расписаний движения поездов на сты­ках между дорогами и отделениями. Рассматриваются особенно­сти составления графика при электрической и тепловозной тяге; при больших объемах путевых и строительных работ на участке;

281

при значительной неравномерности потоков грузов и пассажиров и в других особых условиях.

В последующих главах данного раздела перечисленные вопро­сы теории графика рассматриваются более подробно.