logo
Орг движения

23.3. Скорости движения и времена хода поездов

ПО ПЕРЕГОНАМ; СТОЯНКИ ПОЕЗДОВ . НА СТАНЦИЯХ И ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

Скорость движения наряду с массой поезда является важней­шим показателем, определяющим технический уровень железнодо­рожного транспорта и качество организации движения. Повышение скорости позволяет сократить сроки доставки грузов, а также уско­рить оборачиваемость подвижного состава и выполнить заданный объем перевозок меньшим количеством локомотивов и вагонов.

286

Рост скоростей движения ведет к увеличению производительности труда работников, связанных с движением поездов Различают сле­дующие значения скоростей: конструкционная, определяемая кон­струкцией локомотивов и вагонов. Современные грузовые локомо­тивы и вагоны рассчитаны на движение со скоростью 100— 120 км/ч, пассажирские—140—160 км/ч; максимальная допусти­мая по состоянию пути, искусственных сооружений, а также в за­висимости от профиля пути, серии локомотивов и мощности тор­мозных средств; расчетная — минимально допустимая скорость, с которой локомотив может вести поезд установленного веса на рас­четном подъеме; у каждого типа локомотива своя величина рас­четной скорости; ходовая — средняя скорость движения поезда по участку без учета времени на разгон и замедление. Время хода поездов по перегонам определяется величиной ходовой скорости, которая зависит от максимально допустимой и расчетной скоро­стей; техническая (в отличие от ходовой) учитывает время на раз­гон и замедление поездов, а участковая, кроме того, и время сто­янки поездов на промежуточных станциях.

Величина участковой скорости зависит от технической скорости и продолжительности стоянок поезда на участке, а последние — от заполнения пропускной способности и идентичности перегонов, ко­торыми определяются задержки поездов при скрещении и обгонах на однопутных участках, а также от качества составления графика. На двухпутных линиях стоянки на промежуточных станциях вы­зываются задержкой грузовых поездов под обгоном пассажирски­ми и другими срочными, а также работой сборных поездов на про­межуточных станциях. В некоторых случаях поезда на промежу­точных станциях задерживаются для опробования автотормозов, смены бригад и из-за других причин.

Продолжительность стоянок под обюнами и при скрещениях, а следовательно, и величина участковой скорости зависят от тех­нической вооруженности участка, размеров движения грузовых и особенно пассажирских поездов и соотношения скоростей их дви­жения, а также от организации пропуска поездов через промежу­точные станции. При одинаковой технической вооруженности уча­стка и размерах движения решающее влияние на продолжитель­ность стоянок поездов (на промежуточных станциях) оказывает прокладка поездов на графике, т. е. качество составления графика движения поездов.

Отношение величины участковой скорости к технической назы­вается коэффициентом скорости

Р=-^-. (23,3)

Одна из важнейших задач организации движения — повыше­ние коэффициента скорости, т. е. максимальное сокращение разни­цы между участковой и технической скоростью.

287

Величину технической скорости определяют после составления графика, так как от прокладки поездов зависит число остановок для скрещений, обгонов и технических нужд, а следовательно, и общее время, затраченное на разгоны и замедления, так же после составления графика определяют участковую и маршрутную ско­рости.

Маршрутная — среднесуточная скорость движения поезда на всем пути следования от станции формирования до станции на­значения с учетом стоянок на промежуточных, участковых и сор­тировочных станциях.

Время хода поезда по межстанционному перегону определяется как с остановками на станциях, так и без остановок («чистое» вре­мя хода). Длина перегона определяется по расстоянию между ося­ми приемо-отправочных парков смежных станций (рис. 23.3), а длина межпостового перегона и блок-участка — по расстоянию между осями приемо-отправочных парков или проходными сигна­лами (промежуточными светофорами).

Время хода определяют в момент проследования середины поез­да мимо заданных пунктов (осей, светофоров, блокпостов, пасса­жирских зданий и т. п.).

Времена хода определяют для безостановочного прохода поез­дами станций и для случая остановок на станциях. Разность полу­ченных величин определяет норму времени на разгон и замед­ление.

При предварительных расчетах к чистому перегонному вре­мени хода добавляют время на разгон, принимаемое равным 1 мин (а при трудных условиях трогания с места грузовых поездов — 2 мин), и время на замедление, равное также 1 мин. Для моторва-гонных пригородных электропоездов время на разгон и замедление принимают равным по 0,5 мин.

Время хода определяется тяговыми расчетами и проверяется опытными поездками поездов. В качестве нормативов графика за­дается «чистое» время хода по каждому перегону по направлениям движения, а также время на разгон и замедление; эти нормативы указываются на бланке графика и в книжках служебного расписа­ния движения поездов.

Стоянки поездов на станциях и их продолжительность. Стоян­ки поездов предусматриваются на промежуточных, участковых, сортировочных, пассажирских и грузовых станциях для выполне-

Четное Нечетное

Для нечетного направления

Рис. 23.3. Расстояние между осями смежных раздельных пунктов 288

ния технических, коммерческих операций, посадки и высадки пас­сажиров, смены локомотивов и бригад.

На промежуточных станциях выполняются также операции по прицепке или отцепке второго локомотива при двойной тяге или подталкивании, отцепке или прицепке вагонов сборных поездов, причем в ряде случаев маневровую работу выполняет поездной ло­комотив сборного поезда.

Нормативы продолжительности стоянок устанавливаются от­дельно для каждой станции в соответствии с технологическим про­цессом обработки поездов, порядком, описанным выше в разделе втором учебника. Стоянки поездов на промежуточных станциях для технических и коммерческих нужд следует по возможности совмещать со стоянками под скрещением или обгоном.

Нормативы времени на технические операции с локомотивами в основных и оборотных депо определяются технологией осмотра и ремонта, затратами времени на проход локомотивов от поезда до пункта осмотра и обратно, а также продолжительностью опе­раций по приему и сдаче локомотива бригадами. При сменной езде на длинных тяговых плечах локомотивы транзитных поездов осматриваются без отцепки от поезда; смена бригад происходит на приемо-отправочных путях станций. Нормативы продолжитель­ности стоянок поездов и на технические операции с локомотивами определяются на основе аналитических расчетов и хронометраж-ных наблюдений, с учетом опыта работы передовых машинистов, работников станции, локомотивных и вагонных депо.