logo
Орг движения

20.6. Разработка плана формирования одногруппных поездов методом абсолютного расчета

Бесспорным для нахождения оптимального варианта плана фор­мирования является расчет всех возможных вариантов. Однако трудности заключаются в том, что надо рассмотреть очень боль­шое число вариантов, каждый из которых требует много вре1чени 246

Рис. 20.9. Схема направления с выделением опорных сортировочных станций: А{ Б, В, Г, Д — опорные сортировочные станшш; а, б, в,.„ к — остальные сор­тировочные и участковые станции

для расчета. Эти трудности преодолены в методе абсолютного рас­чета, предложенном Л. П. Петровым.

Расчет разбивают па два этапа. Вначале определяют наивы­годнейший вариант плана формирования для опорных сортировоч­ных станций полигона сети, а затем рассчитывают план для сор­тировочных и участковых станций, расположенных между каждой из опорных (рис. 20.9). Если количество опорных сортировочных станций больше пяти-шести, направление разделяют на две части в том пункте, где естественно делится поток. Такое деление воз­можно, однако, лишь в том случае, когда оптимальный вариант плана формирования для всего направления состоит из оптималь­ных вариантов для каждой из частей направления, т. е. когда вы­деление сквозных поездов через станцию деления направления не оправдывается.

Возможность выделения опорных станций обосновывается тем, что крупные сортировочные станции распределяют поток по специ­ализированным назначениям и являются обычно пунктами пере­формирования групповых поездов. Поэтому поток с прилегающих участков, не охваченный маршрутами с мест погрузки, целесооб­разно передавать на сортировочную станцию. При выделении опор­ных сортировочных станций исключаются варианты, не осуществи­мые из-за ограниченного путевого развития участковых станций, что позволяет правильно распределить сортировочную работу. В число опорных не включают станции с небольшими размерами вагонопотока. Их выявляют на основе такого правила: любой по­ток, отправляемый с исключаемой станции и прибывающий на нее, не должен удовлетворять необходимому условию.

Таким образом, число станций резко ограничивается и вместо сотен тысяч рассматривают сравнительно небольшое количество практически возможных вариантов: например, при пяти принимае­мых к расчету станциях — 64 или 103 в зависимости от того, учи­тывать ли варианты с объединением струй вагонопотоков, следу­ющих на несмежные расчетные станции, или нет.

Сокращение числа сравниваемых вариантов еще не решает полностью задачи, потому что расчет каждого из оставшихся так­же требует большой затраты времени. Поэтому вторая часть зада­чи сводится к тому, чтобы найти способ быстрого подсчета каждого из возможных вариантов. Этот способ предложен в виде специаль­но составленных расчетных таблиц особой формы.

Рассмотрим порядок расчета плана формирования для направ­ления с четырьмя опорными станциями. Для каждого варианта

247

готовят стандартную расчетную таблицу (рис. 20.10), позволяю­щую быстро подсчитать все основные показатели плана формиро­вания: количество перерабатываемых транзитных вагонов в целом и для каждой станции; затрату вагоно-часов на переработку и на­копление; количество назначений и общую затрату приведенных вагоно-часов. Верхняя часть каждой таблицы построена по прин­ципу ступенчатых графиков вагонопотоков отдельно для каждой станции. Первая горизонтальная строка выделена для потока со станции 1 на станцию 3, вторая с 1 на 4, третья со 2 на 4. Потоки для соседних станций, т. е. с / на 2, со 2 на 3 и с 3 на 4, из расчета исключены, как одинаково перерабатываемые во всех случаях. Для них нет необходимости делать расчет, так как эти цифры по­лучились бы одинаковыми во всех вариантах.

Слева от верхних трех строк таблицы один раз для всего рас­чета выписывают вагонопотоки (за вычетом включенных в отпра­вительские маршруты). Вертикальные столбцы соответствуют пе­реработке транзитных потоков на 2 и 3 станциях. Отсутствие в рас­сматриваемом варианте переработки соответствующего потока на той или иной станции отмечено кружком. Справа каждой таблицы дана характеристика варианта. Например (вариант2 на рис. 20.10), сочетание 2+3,4 означает, что потоки с 1 на 2 и 3 станции объ­единяют в одно назначение, а поток с 1 на 4 станцию выделяется в самостоятельное назначение. Потоки со станции 2 на 3 и 4 сле­дуют раздельно, что показано цифрами 3, 4, отделенными друг от друга запятыми. Из этого вытекает, что потоки со станции 2 не дадут переработки транзитных вагонов на пути следования, по­скольку их формируют в самостоятельные поезда. Это показано кружком в клетке третьей сверху горизонтальной строки.

При объединении потоков со станции 1 на 2 и 3 более дальняя струя назначением на станцию 3 будет перерабатываться на стан­ции 2. Поэтому в таблице варианта 2 на рис. 20.10 в верхней строке оставлена свободная клетка, в которую при расчете вписы­вают размер струи потока. Разумеется, в других вариантах сво­бодными будут какие-то другие клетки в таблице, и в них нужно будет проставить цифры, характеризующие поток соответствую­щего назначения.

Заполняя свободные клетки, рассчитываем количество перера­батываемых вагонов по каждому из вариантов. Если просуммиро­вать цифры в вертикальных столбцах, то получится общее коли­чество вагонов, перерабатываемых на станции 2 или 3. Эти данные записывают в четвертой сверху горизонтальной строке. Суммиро­ванием цифр четвертой строки получим общее число перерабаты­ваемых по данному варианту вагонов транзитных струй, которое записываем в крайней правой клетке этой же строки.

Заранее определенные для каждой станции нормы Тэк выписы­ваем один раз напротив первого варианта. На рис. 20.10 вверху написана величина Тэк, равная 3 и 4 ч соответственно на расчет­ных станциях 2 и 3. Умножая эти нормы на число перерабатывае­мых транзитных вагонов, получаем затрату вагоно-часов на пере-248

Расчетная экономия, ч Условные № станции

(с!на 3 станциюМ2-50 Вшнопатоки \с1на4 » N,=70 [С2на4 » N^'90 Число переработанных транзитных Спаоб Вагона - ч переработки

Вагоне-ч I на 1-й станина 500 накопления \ на 2-й « 500

на 1 назначение

Число назначении ——

сквозных поездов

К о

О

1*3,4

о

3,4

50

-

50

150

-

150

1

500

1

500

1150

/V,

0

2,3+

4

50

2*3^

Ч

О

1

0

70

70

0

70

О

и°

3,4-

О

3,4

3,4

-

70

ЛГ

120

-

120

70

-

70

-

Шз

280

360\-

210

-

210

/

500

1

500

1

500

1

500

500

1280

860

1210

Схема плана формирования

Условные обозначения вагоп-патокоб

станции

90

90

380360

1000

50

2*3,4

о

о 90

3*4

50 150

90 360

но]

5НГ

1

500

-

-

1010

о

2,3*

а

о

70

90

3*4

-

то

160

-

8*10^40

500

-

-

то

НО

2*3*

1

70

70

90

3*4

120

160

2801

360

640

1000

-

-

-

-

НПО

Рис 20.10, Полная расчетная таблица девяти вариантов плана формирования одногрушшых поездов для