28.2. Порядок составления графика
График движения грузовых поездов разрабатывается ежегодно и вводится в действие одновременно на всех дорогах сети, как правило, в последнее воскресенье мая. Расписание движения пассажирских поездов для удобства пассажиров обычно сохраняется без изменения в течение нескольких лет, лишь частично корректируется в связи с изменением технической вооруженности участков и в других необходимых случаях.
По ряду причин (сезонность перевозок некоторых, главным образом, сельскохозяйственных грузов, открытие и закрытие навигации, ввод в действие новых предприятий и др.) размеры движения грузовых поездов в течение года на некоторых участках значительно изменяются; размеры пассажирских перевозок достигают наибольших величин в летние месяцы — июль и август. В связи с этим основной вариант графика предусматривает обеспечение наибольших объемов перевозок грузов и пассажиров по плану перевозок III квартала с некоторым резервом.
Составление графика начинается с прокладки пассажирских и ускоренных грузовых поездов. В первую очередь прокладывают дальние пассажирские поезда, следующие по двум и более дорогам. После согласования и утверждения в Министерстве путей сообщения расписания пассажирских поездов на дорогах составляют графики движения остальных поездов. Каждому проложенному в них поезду присваивают определенный номер. На дорогах СССР в графике 1977—1978 гг. принята следующая нумерация поездов:
Пассажирские Номера поездов
Скорые пассажирские поезда 1—98
Пассажирские дальние круглогодичного обращения . 101—298
Пассажирские дальние летние .... .... 30!—498
Пассажирские дальние разово: о назначения . . , 501—598
Пассажирские местные 601—698
Туристско-экскурсионные 801—898
Пригородные 6001—6998
Почтово-багажные, грузопассажирские и другие людские
Почтово багажные 901—948
Грузопассажирские (по билетам) 951—968
Людские (по грузовым документам) 971—998
373
Ускоренные грузови» Рефрижераторные 1ш!~пад Для перевозки молока 1901 —199Я Для перевозки грузов в контейнерах 1ЧП1_нчя Для перевозки скоропортящихся гр>зов 1501 — 1598 Для перевозки живности Грузовые поезда ОГ)0 1 999Я V аст овые 3001-3398 «участковые О,Л1 „,.„ ГГшпныр 3401—3448 ^-оорныс 4451— 4498 Сборные со сборно-раздаточными вагонами . . . осп} о
Пепелаточные 3601-3798
передаточные „„„. ч„с „
Диспетчерские локомотивы . °
Подача вагонов на перегон по коммерческим дону- ментам
Локомотивы
Толкачи 4001-4098
Локомотивы (резервные), следующие без ваюшш
или с прицепленными к ним вагонами в коли>е „А
стве не более 40 осеи 4ЛП—4<*9и
Хозяйственные поезда
Обкатка пассажирских составов, пробные поезда,
обкатка и следование в ремонт локомотивов . . 5001 — 5098
Аыодрезнпы и мотовозы .... 5101—5198
Хозяйственные поезда и поезда из арендованных вагонов строитепьных и хозрасчетных организа ций, а также поезда из других вагонов нерабоче го парка 5201 — 5298
Поезда для перевозки воды по хозяйственным доку ментам 5301—5398
Поезда из порожних пассажирских вагонов , . . 5401 — 5698
Снегоочистители .... 7001—7098
Восстановительные и пожарные поезда 8001—8098
Поезда из порожних вагонов, следующих на заводы
для ремонта или переоборудования 9001—9098
Присвоение каждому поезду номера имеет целью указать направление следования (четное, нечетное), род и категорию поезда. Нечетное направление движения при перерыве всех видов связи имеет преимущество. Нечетную нумерацию на железных дорогах СССР присваивают, как правило, поездам, следующим с востока на запад и с севера на юг.
28.3. ПРОКЛАДКА НА ГРАФИКЕ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ
При прокладке пассажирских поездов необходимо обеспечить: возможно удобное для пассажиров время отправления и прибытия поездов на конечные станции; наибольшую скорость движения,
374
согласование расписаний на узловых станциях и другие требования удобств для пассажиров; наилучшее использование технических средств железнодорожного транспорта (пропускной способности, подвижного состава и др.).
Наибольший приоритет при прокладке па графике должны иметь скорые поезда постоянного обращения, затем пригородные и местные поезда, связанные с доставкой трудящихся на работу и с работы, а затем уже остальные дальние пассажирские и пригородные поезда круглогодичного обращения.
При разработке графика движения пассажирских поездов следует учитывать, что не всякое увеличение скорости их движения удобно для пассажиров и поэтому дополнительный съем грузовых поездов может в ряде случаев быть неоправданным. Так, при поездках между крупными промышленными и административными центрами ночными поездами пассажир заинтересован в отправлении поезда в вечерние до окончания работы городского транспорта часы и в прибытии в утренние часы, совпадающие с началом работы городского транспорта. К дневным поездам на тех же линиях предъявляются другие требования по скорости их движения.
Пассажирские поезда прокладываются па графике—разрозненно или пачками. Разрозненным называется такое расположение, при котором между двумя смежными поездами может быть пропущен хотя бы один грузовой поезд; пачечным — когда пассажирские поезда собраны в группы (пачки) так, что между ними не может быть пропущен грузовой поезд.
На однопутных линиях, не оборудованных автоблокировкой, пачечное расположение пассажирских поездов, как правило, невыгодно, так как приводит к значительному падению скорости грузовых поездов (из-за больших простоев при скрещении с пачкой пассажирских поездов). Однако на однопутных участках, оборудованных автоблокировкой, целесообразна бывает и пачечная прокладка поездов. На двухпутных линиях наиболее выгодна пачечная прокладка.
Число пассажирских поездов в пачке может быть тем больше, чем: больше скорость пассажирских поездов по сравнению с грузовыми, а также непарность движения; имеет значение общее число пассажирских поездов на графике и интервал между поездами в пачке.
Допустимое число поездов в пачке зависит также от количества приемо-отправочных путей на станциях, где эти поезда имеют остановки. Ориентировочное число пассажирских поездов в пачке в зависимости от непарности движения и соотношения скоростей пассажирских и грузовых поездов приведено в табл. 28.1.
Возможность пачечной прокладки пассажирских поездов, особенно с малыми интервалами между ними, должна быть проверена по условиям пропускной способности приемо-отправочных путей на станциях.
375
Таблица 28.1
Число пассажирских поездов в пачке (двухпутные линии)
Число путей, необходимое для пропуска пачки пассажирских поездов, определяется зависимостью
Отношение | График | |
времен хода по участку пассажирского и грузового поездов | непарный унепйрность больше чем на два пор *Да) | парный |
Менее 0,4 ■N4—0,7 Б-лее 0,7 | 4-5 3-4 2—3 | 3—4 2—3 2 |
^ (28.1;
'п
'пасс
где Гпасс — время занятия пути пассажирским поездом с учетом приготовления и разделки маршрута;
/пасс — интервал между пассажирскими поездами в пачке.
Пачки пассажирских поездов следует располагать на графике по возможности равномерно; в пачки объединяют поезда, как правило, с одинаковыми скоростями движения. На особо грузона-пряженных участках в качестве меры, уменьшающей влияние пассажирских поездов на грузовое движение, применяют параллельный график — прокладку грузовых и пассажирских поездов с одинаковой скоростью. При электрической тяге и высокой скорости движения это позволяет увеличить число грузовых поездов на графике без существенного ущерба для пассажирского движения. На участках с большими размерами движения местных или пригородных поездов прокладку дальних поездов увязывают с расположением утренних и вечерних пакетов (пачек) этих поездов. При прокладке пассажирских поездов следует учитывать пропуск I рузовых поездов между пачками пассажирских.
При разработке графика движения пригородных поездов важное значение имеет повышение скорости их следования; для этого необходимо более широко применять зонную систему прокладки пригородных поездов с учетом путевого развития зонных станций. График движения пригородных поездов составляется с увязкой оборота составов в начальных и конечных пунктах зон.
28.4. «ОКНА» В ГРАФИКЕ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ И РЕМОНТНЫХ РАБОТ
В графике движения поездов должна быть предусмотрена возможность предоставления свободного от поездов времени («окон») для строительных и реконструктивных работ там, где они будут производиться в течение длительного времени. Такие работы можно разделить на три категории:
1-я категория — работы, большие по объему и сложные по условиям производства, требующие перерывов в движении в течение двух месяцев и более (капитальный и средний ремонты пути, искусственных сооружений, контактной сети и др.). Для их выполнения в графике движения должны быть предусмотрены «окна».
376
2-я категория — работы, требующие перерыва в движении на относительно небольшой срок (например, для капитального или среднего ремонта пути на отдельных перегонах). «Окно» для выполнения таких работ предусматривают, как правило, в оперативном порядке, а в графике учитывают возможность их предоставления.
3-я категория — работы, требующие только снижения скорости движения поездов (ремонт земляного полотна, искусственных сооружений и др.). На перегонах, где намечено выполнение работ всех трех категорий, предусматривают резервы во временах хода поездов или стоянках на прилегающих станциях с учетом необходимости ограничения скорости движения по окончании ремонтных работ.
Основной задачей организации движения поездов в период выполнения путевых работ с предоставлением «окон» в графике являются обеспечение пропуска поездов с минимальными дополнительными задержками и эффективное использование путевых машин и механизмов. В этой связи наиболее целесообразная продолжительность «окон» для ремонтно-путевых работ: на двухпутных линиях установлена 4—5 ч, на однопутных участках — 3,5— 4,0 ч в зависимости от размеров движения поездов. Продолжительность «окон» для строительных рабог устанавливается проектом.
«Окна» предоставляют, как правило, в светлое время суток.Если работы выполняются на нескольких участках, график составляют так, чтобы «окно», предоставленное на одном участке, продолжалось по ходу поездов на последующих участках со сдвижкой во времени (рис. 28.2). На участках с особо интенсивным движением поездов «окна» для производства строительных и ремонтных работ по указанию МПС могут предоставляться и в темное время суток.
ШШШШЖ
Рис. 28 2. Схема предоставления окон в графике при производстве путевых работ на нескольких участках
377
Для уменьшения отрицательного влияния «окон» на движение поездов разрабатывают перспективный план организации путевых работ с таким расчетом, чтобы в максимальной степени использовать для них периоды снижения размеров движения на отдельных участках сети; одновременно разрабатываются организационно-
технические мероприятия по форсированию пропускной способности, в частности, путем применения устройств временной системы двусторонней блокировки, открытия временных постов, укладки съездов на двухпутных перегонах, организации движения соединенных поездов и т. д. На период работ по ремонту пути разрабатываются специальные вариантные графики движения поездов.
Вызываемые «окнами» стоянки грузовых поездов предусматривают в графике преимущественно на участковых станциях; увеличение времени хода вследствие ограничения скорости а период обкатки пути— на последнем по ходу работ перегоне на двухпутных участках с автоблокировкой, а на других участках, как правило,— на труднейшем перегоне.
Для выполнения работ по текущему содержанию пути, контактной сети и устройств сигнализации и связи начальник доро1и имеет право предоставлять в светлое время суток регламентированное время продолжительностью не менее 1 ч без уменьшения размеров движения поездов. На электрифицированных линиях необходимо снимать напряжение на 1 ч ежесуточно для работ по текущему содержанию контактной сети. Эт время предусматри* вается в графике.
- Техникум ж. Д.
- V л 3 д с л первый
- Глава 1общие понятия об эксплуатационной работе
- 1.2. Основные принципы организации движгния
- 1.3. Понятие о поезде и сопровождающих его перевозочных документах. Классификация поездов
- 1.4. Понятир о системг кодирования информации
- Глава 2 управление железнодорожным транспортом
- 2.1. Принципы управления
- Глава 3 общие сведения
- 3.1, Назначение станций
- 3.2. Управление станцией
- Глава 4 технологический процесс работы станции
- 4.1. Задачи и содержание технологического процесса
- 4.2. Характеристика вагоно- и поездопотоков
- 4.3. Специализация парков и путей
- 4.4. Разработка и утверждение технологического процесса
- Глава 5. Маневровая работа
- 5Л. Основные понятия. Маневровые локомотивы
- 5.2. Виды маневров и способы их выполнения
- 5.4. Нормирование маневровых операций
- Значения коэффициентов а и б для расчета технологического времени сортировки вагонов на вытяжных путях, мин
- Значения коэффициентов в, е, ж и и для определения технологического времени, необходимого на расстановку вагонов в составе согласно требованиям птэ
- 6.1. Операции и техническое оснащение. Опорные промежуточные станции
- 6.3. Работа со сборными поездами
- 6.4. Организация безотцепочных и отделочных операций
- Глава 7
- 7.2. Поезда с переломом нормы массы (веса) и групповые
- 7.4. Соединенные поезда
- Глава 8
- 8.1. Принципы организации расформирования и формирования поездов
- 8.2. Обработка составов по прибытии
- 8.5. Нормирование горочных операций
- Средняя скорость роспуска вагонов с механизированной горки в зависимости от количества вагонов в отцепе (км/ч)
- 8.6 Технология работы горки
- 8.7. Пути интенсификации работы горок
- 8.8 Накопление вагонов на состав. Окончание формирования поездов
- 8.9. Обработка составов перед отправлением
- Глава 9 организация работы технической конторы
- 9.2. Оборудование технической конторы
- Шифры единой сетевой разметхи по назначениям плана формирования станции Орехово-Зуево Московской дороги
- План формирования станции Орехово-Зуево (составлен по принципу возрастания кодов единой сетевой разметки)
- 9.5. Автоматизация подготовки натурных листов и учета наличия вагонов в сортировочном парке
- 9.6. Техника безопасности в раьоте операторов технической конторы
- Глава 10
- 10.2. Обеспечение взаимодействия станционных процессов
- 10.3. Элементы сетевого планирования в технологии работы станций
- Расчет показателей сетевого графика обработки на сортировочной станции состава поезда с замыкающей группой
- 10 4, Передовой опыт станции люблино-сортировочное
- 10.5. Суточный план-график работы станции
- Глава II
- 11.1. Операции, выполняемые с местными вагонлми
- 11.2. Технология работы с местными вагонами
- 11.5. Обработка вагонов на подъездных путях.
- 11.6. Диспетчерское руководство местной работой
- Глава 12
- 12.1. Оперативные планы и их содержание
- 12.2. Информация о подходе поездов
- 12.3 Расчет поездообразования
- Расчетная ведомость накопления составов
- 12.4. Использование эвм для составления оперативных планов
- 12.5. Выполнение оперативных планов
- Глава 13
- 13.1. Основные направления
- 13.2. Механизация и автоматизация процессов в парках станции
- 13.4. Автоматизированные системы управления для станций и узлов как составная часть асужт
- Глава 14 учет и анализ работы станции
- 14.1. Значение учета работы станции
- 14.2. Первичная документация станционной отчетности
- 14.7. Анализ работы станции
- 15.3. Организация снегоборьбы
- Глава 16
- На станциях
- 16.1. Мероприятия по обеспечению безопасности движения
- Глава 17 организация работы железнодорожных узлов
- 17.2. Организация вагонопотоков, движения поездов и развоза местного груза
- 17.3. Оперативное руководство работой узла
- 17.4. Организация слаженной работы транспортных узлов
- 18.2. Содержание и показатели плана формирования поездов
- 18.4. Последовательность составления плана формирования поездов
- 18.5. Взаимосвязь плана формирования
- Глава 19 организация вагонопотоков с мест погрузки
- 19.1. Значение маршрутизации. Календарное планирование и сгущение погрузки
- 19.2. Определение эффективности маршрутов с мест погрузки "
- 19.3. Виды маршрутов. Разработка плана отправительской и ступенчатой маршрутизации перевозок
- Календарное расписание погрузки
- 19.4. Квартальное и месячное планирование погрузки маршрутов
- 19.5. Особенности маршрутизации перевозок массовых грузов
- Глава 20
- 20.1. Основные принципы
- 20.2. Процесс накопления вагонов и меры сокращения его продолжительности
- 20.3. Экономия вагоно-часов при пропуске вагонов
- 20.4. Выделение назначения специализации по условию ускорения оборота вагонов и сокращения себестоимости перевозок
- 20.6. Разработка плана формирования одногруппных поездов методом абсолютного расчета
- Четырех опорных станций
- 20.8. Организация групповых поездов
- 20.10. Маршрутизация порожних вагонопотоков
- 20.11. Участковые и сборные поезда
- 20.12. Скорые и ускоренные грузовые поезда
- 20.13. Понятие о планах формирования вагонов
- 20.14. Проверка соответствия плана формирования путевому развитию и перерабатывающей способности станций
- Глава 21
- 21.1. Контроль и анализ выполнения плана формирования
- 21.2. Оперативная корректировка плана формирования. Формирование дальних сквозных поездов сверх плана
- Раздел четвертый
- 22.2. Графическое изображение движения поездов.1 форма и содержание графика
- 22.3. Классификация графиков и условия их применения
- 22.4. Расписание движения поездов
- Раздел IV содержит собственно расписание грузовых поездов (в ч. Мин) по следующей форме:
- 22.5. Основные вопросы теории графика
- Глава 23 расчет элементов графика движения поездов
- 23.1. Элементы графика
- 23.3. Скорости движения и времена хода поездов
- 23.4. Расчет станционных интервалов
- 23.6. Обеспечение требований безопасности при расчете интервалов
- 24.1. Основные понятия
- 24.6. Понятие о расчете пропускной способности станции1
- 24.7. Понятие о расчете пропускной способности на эвм
- Глава 25
- 25.2. Реконструктивные мероприятия
- Глава 26 обслуживание поездов локомотивами
- 26.2. Организация труда и отдыха локомотивных бригад
- Глава 27
- 27.1. Понятие о местной работе и основах ее организации
- Данные об отправках и прибытии вагонов по станциям участка а — б
- 27.2. Способы обслуживания местной работы промежуточных станций
- 27.3. Сборные поезда, их специализация :
- 27.4. План-график местной работы и порядок его составления
- 27.5. Выбор оптимального варианта местной работы
- Глава 28 составление графика движения поездов
- 28.1. Исходные данные
- 28.2. Порядок составления графика
- 28.5 Порядок прокладки нл графике грузовых поездов в увязке с оборотом локомотивов и работой станции
- 28.6. Увязка графика движения с планом формирования поездов
- 28.7. Вариантные графики движения поездов
- 28.8. Понятие о составлении графика движения поездов с помощью эвм. Пути совершенствования графиков движения
- Глава 29 основы организации пассажирского движения
- 29Л. Требования к организации пассажирских перевозок
- 29.2. Виды пассажирских перевозок и классификация пассажирских поездов
- 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
- 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
- 29.5. Основы планирования пассажирских перевозок
- 29.7. Руководство пассажирским движением
- Глава 30
- 30.1. Установление массы и скорости пассажирских поездов
- 30.4. Составление расписания пассажирских поездов и расчет потребного количества составов и вагонов
- 21 24 Рис. 30 4. Варианты прокладки на графике пассажирского поезда местного сообщения
- 30.5. Согласование пассажирских поездов с другими видами транспорта
- 30 6 Обслуживанир пассажирских поездов
- Глава 31 организация пригородного пассажирского движения
- 31.1. Особенности пригородного движения и его организации
- 31.2. Расчет числа пригородных поездов и распредгление их по времени суток
- 31.3. График движения поездов пропускная способность пригородной линии
- Глава 32 организация работы пассажирских станций
- 32.1. Технологический процесс станции
- 32.2. Обработка транзитного поезда
- 32.3. Операции по прибытии поезда на конечную станцию
- 32.4. Обработка составов на путях
- Время на текущий осмотр, текущий ремонт и экипировку составов пассажирских поездов
- 32.5. Операции по отправлению дальних и местных поездов. Обработка пригородных составов
- 32.6. Суточный план-график и руководство работой станции
- 33 2 Государственный план перевозок —
- Глава 34 техническое нормирование эксплуатационной работы
- 34.1. Задачи технического нормирования
- 34.4. Планирование норм передачи поездов по стыковым пунктам
- Глава 35
- 35.3. Пробеги вагонов. Коэффициент порожнего пробега
- Простой вагонов под грузовыми операциями
- Оборот и среднесуточный пробег вагона
- 35.7. Среднесуточный пробег и производительность вагона
- 35.8. Пути ускорения оборота вагона, повышения среднесуточного пробега и производительности вагона
- Влияние изменений отдельных показателей на производительность вагона
- 35.9. Расчет норм рабочего парка грузовых вагонов
- Наличие транзитных вагонов на отделении назначением за выходные пункты дороги
- Глава 36 показатели использования локомотивов
- 36.1. Парки локомотивов, учет и анализ их работы
- 36.2. Пробеги локомотивов. Коэффициент вспомогательного пробега
- 36.4. Бюджет времени использования локомотивов
- 36.5 Среднесуточный пробег и производительность локомотивов
- 36.6. Расчет потребного парка поездных локомотивов
- Глава 37
- 37.2. Составление суточного и сменного планов поездной и грузовой работы отделения
- 37.3. Использование эвм для оперативного планирования эксплуатационной работы
- 37.4. Понятие о регулировании погрузки, вагонных и локомотивных парков
- Глава 38 диспетчерское руководство движением поездов
- 38.2. Роль, права и обязанности поездного диспетчера
- 38.6. Передовые приемы и методы диспетчерского руководства
- 38.7. Организация пропуска поездов
- Глава 39
- 39.1. Задачи и виды анализа. Анализ поездного положения
- 39.2. Анализ состояния безопасности движения и производственной дисциплины
- 39.3. Анализ выполнения технических норм работы отделения
- Список литературы
- Глава 1 Общие понятия об эксплуатационной работе
- Глава 2 Управление желечнодорожным транспортом
- Глава 3 Общие сведения
- Глава 4 Технологический процесс работы станции
- Глава 8
- Глава 9 Организация работы технической конторы
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 21
- Глава 22
- Глава 23 Расчет элементов графика дв"жен»я пое"ов
- Глава 24
- Глава 25
- Глава 27 Организация местной работы участка и района
- Глава 28 Составление графика движения поездов
- Глава 29 Основы организации пассажирского движения
- Глава 31
- Глава 33 Основы управления днижением
- Глава 35 Показатели использования [рутовых ваюнов
- Глава 36 Показатели использования локомотивов
- Глава 37 Оперативное планирование эксплуатационной работы
- Глава 38 Диспетчерское руководство движением поездов