25.2. Реконструктивные мероприятия
Реконструкцию технического оснащения линии можно разделить на следующие основные группы: реконструкция тяги — введение более мощных электровозов или тепловозов, электрификация линии с соответствующей реконструкцией тягового хозяйства; усиление путевого развития — строительство разъездов, двухпутных вставок, вторых и третьих главных путей на перегонах, развитие станций и узлов (удлинение путей, укладка дополнительных путей и парков, переустройство горловин, постройка дополнительные сортировочных и погрузочно-выгрузочных устройств, развязка подходов в разных уровнях и др.); усиление пути и искусственных сооружений — устройство щебеночного основания и укладка более тяжелых типов рельсов, переустройство мостов, смягчение профиля и др.; реконструкция устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи — строительство автоблокировки, диспетчерском: централизации, электрической централизации стрелок и сигналов, оборудование устройствами поездной и маневровой радиосвязи, механизация и автоматизация поездной и маневровой работы; строительство новых, разгружающих линий.
Приведенная группировка в известной мере условна, так как реконструкция тяги, например, требует предварительного усиления путевого хозяйства, удлинения путей, переустройства средств связи при движении поездов (если эти работы ранее не выполнялись) и др. Способ увеличения пропускной способности выбирают для каждой линии в зависимости от заданных размеров движения на ней, народнохозяйственного и оборонного значения ее, местных условий, определяющих возможность применения того или иного способа развития пропускной способности, и технико-экономической эффективности разных вариантов. Важнейшее требование к плану реконструкции линии для увеличения пропускной способности — комплексное ее развитие, предупреждение каких-либо диспропорций.
Наиболее эффективное средство увеличения пропускной способности — электрическая и тепловозная тяга. Программа внедрения этих видов тяги в нашей стране завершена. Этим обеспечено: повышение веса поездов; сокращение времен хода поездов по перегонам в результате роста скоростей движения; увеличение пропускной способности станций благодаря сокращению времени занятия гор-» ловин, уменьшению числа передвижений локомотивов через них (отсутствие необходимости поворота и частой экипировки локомотива), сокращению стоянок поездов для смены локомотивов, а также устойчивой работе электровозов и тепловозов при низких температурах.
Электрическая и тепловозная тяга позволила перейти от системы эксплуатации локомотивов на коротких тяговых плечах к вождению поездов на длинных участках обращения, как правило, между крупными сортировочными станциями. Одновременно повысилась пропускная способность станций, где раньше производился оборот локомотивов.
342
Введение электрической тяги способствует ускорению темпов электрификации станций, лучшему использованию механизмов при ремонте пути, электрификации сельского хозяйства в прилегающих районах, промышленных предприятий и населенных пунктов, расположенных вдоль железной дороги. Наиболее выгодно электрифицировать линии с большим грузооборотом. При меньших размерах грузооборота экономически эффективнее тепловозная тяга. Конкретная величина грузооборота, при котором электрическая тяга выгоднее тепловозной, зависит от профиля пути, цен на топливо и электроэнергию и др.
Одним из наиболее радикальных средств повышения пропускной способности является постройка вторых путей на однопутных линиях.
В 1976—1980 гг. предусмотрено построить на наиболее загруженных направлениях железнодорожной сети вторые пути, продолжить электрификацию и оборудование автоблокировкой и диспетчерской централизацией железных дорог, ввести в эксплуатацию ряд новых линий (см .стр. 6). Повышение скоростей движения поездов и грузоподъемности подвижного состава также увеличит пропускную способность.
Выбор последовательности мероприятий по увеличению пропускной способности должен быть сделан на основе технико-экономических расчетов (их можно выполнять на ЭВМ) так, чтобы заданный объем перевозок был обеспечен при наименьших приведенных капитальных затратах и эксплуатационных расходах. Технико-экономическими сравнениями возможных вариантов устанавливают также срок окупаемости их, сопоставляя капитальные вложения, которые необходимы для осуществления данного варианта, с экономией эксплуатационных расходов в результате проведения работ. Можно также сравнивать удельные капитальные вложения, например, на одну пару поездов или на 1 млн т прироста пропускной способности в том или ином варианте.
Целесообразная последовательность реконструктивных мероприятий для конкретных линий в общем случае различна.
Переход от однопутной электрифицированной линии с полуавтоматической блокировкой к двухпутной может быть осуществлен, например, в такой последовательности: диспетчерская централизация; двухпутные вставки; сплошная укладка вторых путей.
В табл. 25.1 показано улучшение эксплуатационных показателей однопутных линий при различных реконструктивных мероприятиях (в % по сравнению с показателями для линии с электрожезловой системой связи при движении поездов).
Эффективное средство увеличения пропускной способности однопутных линий до постройки вторых путей — строительство двухпутных вставок для безостановочного скрещения поездов. Двухпутные вставки и диспетчерская централизация с удлинением станционных путей обеспечивают увеличение пропускной способности при уровне эксплуатационных расходов, характерном для двухпутных линий. Капиталовложения при этом почти в 2 раза меньше,
343
Таблица
Улучшение эксплуатационных показателей при различных мерах увеличения пропускной способности, %
25.1
|
|
| Количество |
Постоянные устройства | Пропускная | Участковая | остановок на пару |
| способность | скорость | грузовых |
|
|
| поездов |
Однопутная линия: |
|
|
|
а) электрожезловая система . . , . | 100 | 100 | 100 |
б) полуавтоматическая блокировка . . | 107—110 | 106—110 | 92—95 |
в) автоблокировка с частично пакетным |
|
|
|
графиком | 140—150 | 110—116 | 70—75 |
г) диспетчерская централизация с час- |
|
|
|
тично пакетным графиком | 150-165 | 115—135 | 65—70 |
Двухпутные вставки протяженностью |
|
|
|
50% длины участка с диспетчерской |
|
|
|
централизацией | 190—210 | 160—170 | 5—10 |
Двухпутная линия с автоблокировкой . | 600-650 | 180—190 | 3-5 |
5
чем на двухпутную линию, что позволяет отдалить сплошную укладку вторых путей при средних темпах роста грузооборота примерно на 10 лет.
При высоких темпах роста грузооборота целесообразна сплошная укладка вторых путей.
Выбирая то или иное мероприятие, следует учитывать, что, кроме величины достигаемой пропускной способности, важное значение имеет также обеспечиваемая этим участковая скорость. Одна и та же пропускная способность может быть достигнута, например, применением частично пакетного графика и частичной укладкой вторых путей с организацией безостановочных скрещений. В первом случае коэффициент скорости будет близок к 0,65, а во втором — 0,85. Понятно, что во втором случае для обеспечения перевозок понадобится меньший парк подвижного состава, что очень важно, и себестоимость перевозок будет ниже.
На однопутных участках существенно влияет на величину эксплуатационных расходов (так же как масса поезда и скорость) число остановок поездов на промежуточных станциях, поскольку каждая остановка связана с затратой энергии на торможение и последующий разгон поезда, а следовательно, требует дополнительного расхода топлива (электроэнергии). Эти расходы возрастают по мере роста скоростей движения. Для средних условий каждая остановка поезда весом 3500 т при электрической и тепловозной тяге стоит около 5 руб., а включая саму стоянку (в среднем 12— 15 мин) — 10 руб. Учитывая, что это происходит ежедневно, сумма дополнительных расходов за год на одну остановку превышает 3,5 тыс. руб.
344
- Техникум ж. Д.
- V л 3 д с л первый
- Глава 1общие понятия об эксплуатационной работе
- 1.2. Основные принципы организации движгния
- 1.3. Понятие о поезде и сопровождающих его перевозочных документах. Классификация поездов
- 1.4. Понятир о системг кодирования информации
- Глава 2 управление железнодорожным транспортом
- 2.1. Принципы управления
- Глава 3 общие сведения
- 3.1, Назначение станций
- 3.2. Управление станцией
- Глава 4 технологический процесс работы станции
- 4.1. Задачи и содержание технологического процесса
- 4.2. Характеристика вагоно- и поездопотоков
- 4.3. Специализация парков и путей
- 4.4. Разработка и утверждение технологического процесса
- Глава 5. Маневровая работа
- 5Л. Основные понятия. Маневровые локомотивы
- 5.2. Виды маневров и способы их выполнения
- 5.4. Нормирование маневровых операций
- Значения коэффициентов а и б для расчета технологического времени сортировки вагонов на вытяжных путях, мин
- Значения коэффициентов в, е, ж и и для определения технологического времени, необходимого на расстановку вагонов в составе согласно требованиям птэ
- 6.1. Операции и техническое оснащение. Опорные промежуточные станции
- 6.3. Работа со сборными поездами
- 6.4. Организация безотцепочных и отделочных операций
- Глава 7
- 7.2. Поезда с переломом нормы массы (веса) и групповые
- 7.4. Соединенные поезда
- Глава 8
- 8.1. Принципы организации расформирования и формирования поездов
- 8.2. Обработка составов по прибытии
- 8.5. Нормирование горочных операций
- Средняя скорость роспуска вагонов с механизированной горки в зависимости от количества вагонов в отцепе (км/ч)
- 8.6 Технология работы горки
- 8.7. Пути интенсификации работы горок
- 8.8 Накопление вагонов на состав. Окончание формирования поездов
- 8.9. Обработка составов перед отправлением
- Глава 9 организация работы технической конторы
- 9.2. Оборудование технической конторы
- Шифры единой сетевой разметхи по назначениям плана формирования станции Орехово-Зуево Московской дороги
- План формирования станции Орехово-Зуево (составлен по принципу возрастания кодов единой сетевой разметки)
- 9.5. Автоматизация подготовки натурных листов и учета наличия вагонов в сортировочном парке
- 9.6. Техника безопасности в раьоте операторов технической конторы
- Глава 10
- 10.2. Обеспечение взаимодействия станционных процессов
- 10.3. Элементы сетевого планирования в технологии работы станций
- Расчет показателей сетевого графика обработки на сортировочной станции состава поезда с замыкающей группой
- 10 4, Передовой опыт станции люблино-сортировочное
- 10.5. Суточный план-график работы станции
- Глава II
- 11.1. Операции, выполняемые с местными вагонлми
- 11.2. Технология работы с местными вагонами
- 11.5. Обработка вагонов на подъездных путях.
- 11.6. Диспетчерское руководство местной работой
- Глава 12
- 12.1. Оперативные планы и их содержание
- 12.2. Информация о подходе поездов
- 12.3 Расчет поездообразования
- Расчетная ведомость накопления составов
- 12.4. Использование эвм для составления оперативных планов
- 12.5. Выполнение оперативных планов
- Глава 13
- 13.1. Основные направления
- 13.2. Механизация и автоматизация процессов в парках станции
- 13.4. Автоматизированные системы управления для станций и узлов как составная часть асужт
- Глава 14 учет и анализ работы станции
- 14.1. Значение учета работы станции
- 14.2. Первичная документация станционной отчетности
- 14.7. Анализ работы станции
- 15.3. Организация снегоборьбы
- Глава 16
- На станциях
- 16.1. Мероприятия по обеспечению безопасности движения
- Глава 17 организация работы железнодорожных узлов
- 17.2. Организация вагонопотоков, движения поездов и развоза местного груза
- 17.3. Оперативное руководство работой узла
- 17.4. Организация слаженной работы транспортных узлов
- 18.2. Содержание и показатели плана формирования поездов
- 18.4. Последовательность составления плана формирования поездов
- 18.5. Взаимосвязь плана формирования
- Глава 19 организация вагонопотоков с мест погрузки
- 19.1. Значение маршрутизации. Календарное планирование и сгущение погрузки
- 19.2. Определение эффективности маршрутов с мест погрузки "
- 19.3. Виды маршрутов. Разработка плана отправительской и ступенчатой маршрутизации перевозок
- Календарное расписание погрузки
- 19.4. Квартальное и месячное планирование погрузки маршрутов
- 19.5. Особенности маршрутизации перевозок массовых грузов
- Глава 20
- 20.1. Основные принципы
- 20.2. Процесс накопления вагонов и меры сокращения его продолжительности
- 20.3. Экономия вагоно-часов при пропуске вагонов
- 20.4. Выделение назначения специализации по условию ускорения оборота вагонов и сокращения себестоимости перевозок
- 20.6. Разработка плана формирования одногруппных поездов методом абсолютного расчета
- Четырех опорных станций
- 20.8. Организация групповых поездов
- 20.10. Маршрутизация порожних вагонопотоков
- 20.11. Участковые и сборные поезда
- 20.12. Скорые и ускоренные грузовые поезда
- 20.13. Понятие о планах формирования вагонов
- 20.14. Проверка соответствия плана формирования путевому развитию и перерабатывающей способности станций
- Глава 21
- 21.1. Контроль и анализ выполнения плана формирования
- 21.2. Оперативная корректировка плана формирования. Формирование дальних сквозных поездов сверх плана
- Раздел четвертый
- 22.2. Графическое изображение движения поездов.1 форма и содержание графика
- 22.3. Классификация графиков и условия их применения
- 22.4. Расписание движения поездов
- Раздел IV содержит собственно расписание грузовых поездов (в ч. Мин) по следующей форме:
- 22.5. Основные вопросы теории графика
- Глава 23 расчет элементов графика движения поездов
- 23.1. Элементы графика
- 23.3. Скорости движения и времена хода поездов
- 23.4. Расчет станционных интервалов
- 23.6. Обеспечение требований безопасности при расчете интервалов
- 24.1. Основные понятия
- 24.6. Понятие о расчете пропускной способности станции1
- 24.7. Понятие о расчете пропускной способности на эвм
- Глава 25
- 25.2. Реконструктивные мероприятия
- Глава 26 обслуживание поездов локомотивами
- 26.2. Организация труда и отдыха локомотивных бригад
- Глава 27
- 27.1. Понятие о местной работе и основах ее организации
- Данные об отправках и прибытии вагонов по станциям участка а — б
- 27.2. Способы обслуживания местной работы промежуточных станций
- 27.3. Сборные поезда, их специализация :
- 27.4. План-график местной работы и порядок его составления
- 27.5. Выбор оптимального варианта местной работы
- Глава 28 составление графика движения поездов
- 28.1. Исходные данные
- 28.2. Порядок составления графика
- 28.5 Порядок прокладки нл графике грузовых поездов в увязке с оборотом локомотивов и работой станции
- 28.6. Увязка графика движения с планом формирования поездов
- 28.7. Вариантные графики движения поездов
- 28.8. Понятие о составлении графика движения поездов с помощью эвм. Пути совершенствования графиков движения
- Глава 29 основы организации пассажирского движения
- 29Л. Требования к организации пассажирских перевозок
- 29.2. Виды пассажирских перевозок и классификация пассажирских поездов
- 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
- 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
- 29.5. Основы планирования пассажирских перевозок
- 29.7. Руководство пассажирским движением
- Глава 30
- 30.1. Установление массы и скорости пассажирских поездов
- 30.4. Составление расписания пассажирских поездов и расчет потребного количества составов и вагонов
- 21 24 Рис. 30 4. Варианты прокладки на графике пассажирского поезда местного сообщения
- 30.5. Согласование пассажирских поездов с другими видами транспорта
- 30 6 Обслуживанир пассажирских поездов
- Глава 31 организация пригородного пассажирского движения
- 31.1. Особенности пригородного движения и его организации
- 31.2. Расчет числа пригородных поездов и распредгление их по времени суток
- 31.3. График движения поездов пропускная способность пригородной линии
- Глава 32 организация работы пассажирских станций
- 32.1. Технологический процесс станции
- 32.2. Обработка транзитного поезда
- 32.3. Операции по прибытии поезда на конечную станцию
- 32.4. Обработка составов на путях
- Время на текущий осмотр, текущий ремонт и экипировку составов пассажирских поездов
- 32.5. Операции по отправлению дальних и местных поездов. Обработка пригородных составов
- 32.6. Суточный план-график и руководство работой станции
- 33 2 Государственный план перевозок —
- Глава 34 техническое нормирование эксплуатационной работы
- 34.1. Задачи технического нормирования
- 34.4. Планирование норм передачи поездов по стыковым пунктам
- Глава 35
- 35.3. Пробеги вагонов. Коэффициент порожнего пробега
- Простой вагонов под грузовыми операциями
- Оборот и среднесуточный пробег вагона
- 35.7. Среднесуточный пробег и производительность вагона
- 35.8. Пути ускорения оборота вагона, повышения среднесуточного пробега и производительности вагона
- Влияние изменений отдельных показателей на производительность вагона
- 35.9. Расчет норм рабочего парка грузовых вагонов
- Наличие транзитных вагонов на отделении назначением за выходные пункты дороги
- Глава 36 показатели использования локомотивов
- 36.1. Парки локомотивов, учет и анализ их работы
- 36.2. Пробеги локомотивов. Коэффициент вспомогательного пробега
- 36.4. Бюджет времени использования локомотивов
- 36.5 Среднесуточный пробег и производительность локомотивов
- 36.6. Расчет потребного парка поездных локомотивов
- Глава 37
- 37.2. Составление суточного и сменного планов поездной и грузовой работы отделения
- 37.3. Использование эвм для оперативного планирования эксплуатационной работы
- 37.4. Понятие о регулировании погрузки, вагонных и локомотивных парков
- Глава 38 диспетчерское руководство движением поездов
- 38.2. Роль, права и обязанности поездного диспетчера
- 38.6. Передовые приемы и методы диспетчерского руководства
- 38.7. Организация пропуска поездов
- Глава 39
- 39.1. Задачи и виды анализа. Анализ поездного положения
- 39.2. Анализ состояния безопасности движения и производственной дисциплины
- 39.3. Анализ выполнения технических норм работы отделения
- Список литературы
- Глава 1 Общие понятия об эксплуатационной работе
- Глава 2 Управление желечнодорожным транспортом
- Глава 3 Общие сведения
- Глава 4 Технологический процесс работы станции
- Глава 8
- Глава 9 Организация работы технической конторы
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 21
- Глава 22
- Глава 23 Расчет элементов графика дв"жен»я пое"ов
- Глава 24
- Глава 25
- Глава 27 Организация местной работы участка и района
- Глава 28 Составление графика движения поездов
- Глава 29 Основы организации пассажирского движения
- Глава 31
- Глава 33 Основы управления днижением
- Глава 35 Показатели использования [рутовых ваюнов
- Глава 36 Показатели использования локомотивов
- Глава 37 Оперативное планирование эксплуатационной работы
- Глава 38 Диспетчерское руководство движением поездов