logo
Орг движения

16.1. Мероприятия по обеспечению безопасности движения

Правила технической эксплуатации железных дорог СССР оп­ределяют необходимость перевозок пассажиров и грузов при безу­словном обеспечении безопасности движения. Каждый работник, связанный с движением поездов, несет по кругу своих обязанно­стей личную ответственность за безопасность движения.

Работникам железнодорожного транспорта доверены жизнь и здоровье советских людей, громадные материальные ценности, перевозимые по железным дорогам. Обеспечение безопасности движения — первейший долг и гражданская обязанность всех же­лезнодорожников.

В условиях высоких скоростей и большой густоты движения, характерных для эксплуатационной работы железных дорог СССР, соблюдение действующих норм технического содержания всех транспортных средств и выполнение действующих правил органи­зации движения всеми работниками гарантируют безаварийную работу железных дорог. Квалифицированные и решительные дей­ствия работников железнодорожного транспорта позволяют, как правило, не допускать тяжелых последствий во всех случаях воз­никновения неожиданных ситуаций или стихийных бедствий, кото­рые нельзя предугадать заранее.

По хозяйству движения браки и аварии могут возникнуть вследствие приема поезда на занятый путь, отправления поезда на занятый перегон, отправления или приема поезда по неготово­му маршруту, вследствие перевода централизованной стрелки под поездом, самопроизвольного выхода незакрепленных вагонов на маршрут приема, их отправления на перегон, столкновений под-188

вижного состава, схода его с рельсов, взреза стрелки. В выполне­нии операций по подготовке маршрутов, при приеме и отравле­нии поездов, при маневровой работе всегда, как правило, одновре­менно участвуют несколько работников (дежурный по станции, машинист локомотива и его помощник, составитель поездов и его помощник, стрелочники, сигналисты). Неправильные действия, ко­торые могут привести к нарушению безопасности движения, всегда могут быть предупреждены другими работниками железных до­рог при бдительном несении ими службы.

Браки по хозяйству других служб могут быть связаны с тех­ническими неисправностями подвижного состава (излом оси, осевой шейки или бандажа колесной пары; грение букс; разруше­ние роликовых подшипников; заклинивание колесных пар; па­дение на путь деталей вагонов; обрывы поездов вследствие неис­правности автосцепки, хребтовой балки, саморасцепы автосцепки), отсутствием ограждения или неправильным ограждением мест производства путевых работ, вызваны падением груза вследствие нарушений правил погрузки, ложным появлением разрешающего сигнала и т. п.

Аварии и брак на железных дорогах практически могут быть полностью исключены при соблюдении всеми работниками их должностных обязанностей и требований технического содержания устройств и организации движения.

Все лица, поступающие на работу, связанную с движением по­ездов, проходят соответствующее медицинское освидетельствова­ние, повторяемое в дальнейшем периодически. На должности, связанные с движением поездов, назначаются лица, достигшие 18 лет.

На должность дежурного по станции (кроме лиц с высшим или средним специальным образованием) могут назначаться работники только со стажем не менее одного года в должностях, связанных с движением поездов (старший стрелочник, составитель поездов, оператор). Все назначаемые впервые на должность де­журного по станции должны сдать установленные испытания в зна­нии действующих правил и должностных инструкций. До начала самостоятельной работы в должности дежурного по станции обя­зательна практика в течение 5—10 дежурств под наблюдением опытного дежурного по станции. Допуск к самостоятельной работе в должности дежурного оформляет начальник станции после того, как он лично убедится в том, что назначаемый работник изучил тех-ническо-распорядительный акт, местные инструкции, а также прак­тически освоил свои обязанности. Учащиеся допускаются к произ­водственной практике, связанной с движением поездов, только пос­ле изучения и проверки знания ими Правил технической эксплуата­ции, Инструкций по движению и сигнализации, а также правил по технике безопасности.

Работников, связанных с движением поездов, нельзя отвлекать от выполнения прямых служебных обязанностей. Правилами тех­нической эксплуатации установлена персональная ответственность

189

каждого железнодорожника, связанного с движением, за поручен­ный ему участок работы. К локомотивам, сигналам, стрелкам, а также в помещения, откуда производится управление движени­ем, запрещен допуск лиц, не имеющих на это права.

Право входа в помещение дежурного по станции имеют только начальник станции, лица, непосредственно работающие с дежур­ным по станции, и работники, контролирующие работу дежурного по станции и исправность действия аппаратуры.

При неисправности устройств сигнализации, централизации я блокировки на станциях и перегонах поездной диспетчер должен контролировать правильность действий дежурных по станции при приеме, отправлении и пропуске поездов, прежде всего пассажир­ских. Пропуск по станции поездов, особенно пассажирских, не име­ющих остановки, должен производиться по главным путям. Про­пуск беч остановок по боковым путям допускается лишь в случае неисправности или ремонта главного пути, непредвиденной оста­новки на главном пути ранее пропускавшегося поезда, а также в случае, когда главный путь расположен у пассажирской платфор­мы и занят пассажирским поездом, имеющим остановку на стан­ции На участках с авюблокировкой дежурные по станциям обя­заны своевременно уведомлять по радио локомотивную бригаду о вызываемой необходимостью задержке поездов у закрытого вход­ного сигнала.

Должны неукоснительно соблюдаться установленные Правила­ми технической эксплуатации и Инструкцией по движению требо­вания по подготовке поездных и маневровых маршрутов, исклю­чающие прием поездов на занятый путь. На станциях с электриче­ской централизацией стрелок и сигналов контроль свободностп путей и стрел очны к участков осуществляется с помощью электри ческих рельсовых цепей. На станциях должен быть установлен четкий порядок предупреждения случаев потери шунтовой чувст­вительности рельсовых цепей вследствие ржавления рельсов, за сыпки их балластом, шлаком, снегом, песком. Для этого периоди­чески проводят проверку и очистку путей, прокатывание путей в малодеягельных районах маневровыми локомотивами и т. д. Не разрешается на участках с электрическими рельсовыми цепя­ми оставлять вагоны и локомотивы на рельсах запесоченных, по­крытых грязью, ржавчиной, шлаком, мазутом, снегом, льдом. Если при остановке машинист одиночно следующего локомотива при­менял песок, он обязан переместить локомотив на очищенное от песка место. Дрезины для работы на участках с автоблокировкой и диспетчерской централизацией должны быть оборудованы спе­циальными шунтирующими устройствами.

Для предупреждения приема поездов на занятые пути дежур­ный по станции обязан принимать дополнительные меры. В пар­ках прибытия сортировочных станций с изоляцией путей, где над-вмг составов на горку ведется машинистами локомотивов с при­менением песка, нужно особо тщательно вести учет занятости гп'тей одиночными локомотивами или группами вагонов. Если на

190

приемо-отправочном пути оставлены одиночные вагоны, то стрел­ки, ведущие на эти пути, следует ставить в охранное положение и на пульте централизации навешивать на рукоятки перевода стрелок охранные колпачки. Колпачки должны сниматься лишь тогда, когда дежурный по станции убедится в свободности пути от подвижного состава. Если путь приема или стрелочный участок занимается подвижным составом на срок более суток, то соответ­ствующий участок должен выключаться без сохранения пользова­ния сигналами.

Особо тщательно должно содержаться стрелочное хозяйство станций. Правила технической эксплуатации запрещают эксплуа­тировать стрелочные переводы при разъединении стрелочных остряков; при отставании осгряка от рамного рельса на 4 мм и более, при выкрашивании остряка; при понижении остряка против рамного рельса на 2 мм н более, при износе рамных рельсов, сер­дечников крестовин более установленных допусков; при изломе остряка, рамного рельса или крестовины; при нарушении установ­ленных расстояний между рабочим кантом сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса, между рабочими гранями головок контррельса и усовика; при разрыве контррельсового бол­та. При приеме дежурства дежурный по станции и стрелочники обязаны проверять стрелочное хозяйство. Дежурный по станции делает запись об этом в журнале осмотра п\тей, стрелочных пере­водов, устройств СЦБ и связи.

Должно обеспечиваться высококачественное содержание под­вижного состава. Правилами технической эксплуатации запреще­на подача вагонов под погрузку без предъявления к техническому осмотру и записи в специальном журнале о признании их годными Осмотр и ремонт вагонов производят пункты подготовки вагонов к перевозкам, пункты технического обслуживания вагонов, ьагон-ные депо.

При эксплуатации подвижного состава большое внимание уде­ляется содержанию тормозной техники. Режим автоматических тормозов вагона должен устанавливаться в соответствии с факти­ческой загрузкой вагона. На станциях, где имеются осмотрщики вагонов, постановку тормоза на необходимый режим осуществля­ет работник вагонного хозяйства. На промежуточных станциях, где работников вагонного хозяйства нет, порядок установки режи­ма тормозов устанавливает начальник отделения дороги. Эту опе­рацию выполняет главный кондуктор сборного поезда или работ­ник станции. В поездах, к которым прицеплялись вагоны на проме­жуточных станциях, по прибытии на первый пункт технического обслуживания должна производиться проверка правильности уста­новки режима тормозов.

Вследствие заклинивания колесных пар либо по другим причинам возможны случаи образования ползунов и выбоин на поверхности катания колес. При обнаружении ползунов (выбоин) размером более установленных Правилами технической эксплуа­тации допусков необходимо без промедления произвести осмотр

191

состояния рельсов на участке, по которому проследовал поезд, применяя все средства, в том числе дефектоскопы. Наличие выбо­ин работники пунктов технического обслуживания определяют по характерному стуку во время проверки поезда на ходу при приеме его на станцию.

Для повышения пропускной способности, особенно при про­изводстве путевых работ, практируется вождение объединенных (сдвоенных) поездов.

Право вождения сдвоенных поездов предоставляют наиболее опытным машинистам. Составляются списки машинистов, которым предоставлено это право. Локомотивные депо разрабатывают режимные карты по вождению объединенных поездов на прикреп­ленных тяговых плечах.

Увеличение скоростей движения поездов, рост расстояний, про­ходимых поездами без остановок, требуют повышенного внимания к буксовому узлу подвижного состава. Все работники станций при обнаружении греющихся букс в проходящем поезде обязаны принимать незамедлительные меры к остановке поезда для устра­нения неисправности.

Машинист локомотива при обнаружении греющейся буксы или получении сообщения по поездной радиосвязи о дымящейся буксе должен немедленно остановить поезд. После осмотра бук­сы машинист должен следовать до первого раздельного пункта с ограниченной скоростью, где еще раз надо проверить состояние буксы. При невозможности дальнейшего следования, как крайняя мера, вагон может быть отцеплен на станции.

На сети установлено несколько сотен приборов по обнаруже­нию нагретых букс (ПОНАБ), обеспечивающих автоматическое бесконтактное обнаружение перегретых букс вагонов и локомоти­вов. Приборы устанавливаются на подходах к станции и передают на станцию информацию о месте расположения и количестве пе­регретых букс в поезде, а также о числе осей в составе поезда. Последняя модификация прибора — ПОНАБ-3 — выявляет не менее 70% букс с температурой шеек осей более 100°С и не менее80%—при температуре 140°С и более. Достоверность пока­заний прибора — не менее 85%- ПОНАБ улавливает тепловую энергию, выделяемую корпусом буксы. Приемником инфракрасного теплового излучения являются оптические собирательные линзы и чувствительный к теплу элемент-болометр с рядом вспомога­тельных приспособлений. Разработана система краскоотметчика перегретой буксы.

Для повышения уровня безопасности следует использовать все возможности повышения технической оснащенности станций и пе­регонов, внедрять более совершенную автоматику. Новая техника, увеличивая перерабатывающую и пропускную способность и улуч­шая условия труда, одновременно дает и определенные гарантии безопасности движения. Так, электрическая централизация при нормальной работе рельсовых цепей блокирует возможность от­крытия входного сигнала при маршруте, установленном на заня-192

тый путь, не допускает перевод стрелки под составом. Обеспечи­вается контроль взреза стрелки с одновременным закрытием свето­фора, ограждающего данный маршрут.

Аппараты сигнализации, централизации и блокировки, осуще­ствляющие различного рода зависимости, должны быть закрыты и запломбированы. Вскрывать их могут только уполномоченные на это работники с обязательной предварительной записью об этом в журнале осмотра. Все работники, пользующиеся устройствами СЦБ, не должны применять каких-либо усилий сверх обычных к повороту рычага, нажатию кнопки и т. д. При невозможности с нормальным усилием произвести действие нужно дополнительно проверить правильность своих действий. Релейные помещения СЦБ обслуживаются электромеханиками дистанций сигнализации и связи. На тех станциях, где посменное дежурство электромеха­ников не предусмотрено, запасные ключи от релейных помещений хранятся у дежурного по станции за пломбой электромеханика. Доступ дежурного по станции в релейную допускается только в исключительных случаях (пожар, стихийное бедствие) при обяза­тельной предварительной записи в журнале осмотра.

На станциях, оборудованных устройствами ключевой зависи­мости стрелок и сигналов, должны обеспечиваться установленные условия хранения ключей контрольных замков. Запасные ключи от стрелок и сигналов, включенных в зависимость, должны хра­ниться на околотках дистанций сигнализации и связи в запертых ящиках. Аналогично у начальника станции хранятся запасные ключи от стрелок, не включенных в зависимость. При замене клю­чей делается запись в журнале осмотра с указанием причины за­мены и серии ключа. Если ключ потерян, то серия замка должна быть заменена, новый ключ вручается начальнику станции под расписку. В пределах одной станции запрещается применение стрелочных контрольных замков одной и той же серии.

Действенным средством улучшения условий безопасности дви­жения является радиосвязь. Участки с электрической и тепловоз­ной тягой должны быть оборудованы поездной радиосвязью.

Нужно обеспечивать хорошую видимость сигналов. В зоне ви­димости сигналов следует контролировать состояние лесонасажде­ний, не должно быть деревьев, которые по своему состоянию угрожают падением или ухудшают видимость сигналов. Запрещена установка различных декоративных полотнищ, плакатов и огней красного, желтого и зеленого цвета, которые могут помешать пра­вильному восприятию сигналов.

Должны особо строго соблюдаться требования техники безо­пасности при приеме и отправлении поездов в период ремонта и выключения централизованных стрелок или выключения из зави­симости стрелочных переводов, оборудованных ключевой зависи­мостью.

При выполнении погрузочно-выгрузочных работ должны не­укоснительно обеспечиваться требования соблюдения установлен­ного габарита. Вагоны, груз из которых выгружен с нарушением

7 Зак 2222 193

установленных габаритов, считаются на простое под выгрузкой до полного удаления груза от головки рельса на расстояние, опреде­ляемое габаритом (при высоте до 1200 мм — не ближе 2,0 м, при большей высоте — не ближе 2,5 м).

На сортировочных путях и в других местах производства ма­невровой работы используются тормозные башмаки. Работники дистанций пути должны своевременно устранять наплывы на го­ловках рельсов в районах торможения вагонов башмаками. При замене рельсов на сортировочных путях должна производиться проверка прохождения по ним тормозных горочных башмаков.

На станциях погрузки необходимо обеспечивать тщательный контроль за соблюдением правил и условий погрузки и крепления грузов с тем, чтобы исключить случаи отправления вагонов с ком­мерческими неисправностями, угрожающими безопасности движе­ния и сохранности грузов. Под погрузку металлолома должны по­даваться только цельнометаллические полувагоны.

При формировании поездов должны неукоснительно обеспечи­ваться установленные правила размещени-я вагонов в составах. Нельзя включать в составы цистерны с признаками течи нефтяных и других легковоспламеняющихся грузов. Если течь обнаружена в пути следования, должны быгь приняты меры к устранению те­чи вплоть до отцепки цистерны от поезда и подачи для исправле­ния сливного прибора на пути, где стоянка наиболее безопасна.

Особого внимания при перевозках требуют вагоны с разрядны­ми грузами. При стоянке на станциях вне поездов, за исключени­ем находящихся под накоплением в сортировочном парке, такие вагоны, а также цистерны со сжиженными газами должны уста­навливаться на особых путях, быть сцеплены, закреплены тормоз­ными башмаками и ограждены. Особые меры предосторожности должны соблюдаться при нахождении вагонов с разрядными гру­зами под накоплением в сортировочном парке.

В случае возникновения браков в работе, связанной с движе­нием поездов, крушения или аварии, должны быть приняты все необходимые меры для быстрейшей ликвидации возможных по­следствий. В частности, должны быть незамедлительно вызваны восстановительные средства (восстановительный или пожарный поезд, аварийно-полевая бригада, восстановительные дрезины кон­тактной сети и др.), обеспечено быстрое их проследование к мес­ту восстановительных работ.

16.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕШ8А*ШЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Руководители всех рангов должны уделять особое внимание организации контроля за выполнением требований безопасности движения. В штате отделов движения отделений дорог имеются должности ревизоров движения, основная задача которых — обу­чение и инструктаж работников и контроль выполнения действу-

194

ющих правил и инструкций на станциях закрепленных участков На отделениях и в управлениях дорог установлен штат ревизоров по безопасности движения и их помощников по отраслям хозяйст­ва, обеспечивающих контроль за неукоснительным соблюдением правил безопасности движения. Установлена периодическая про­верка знания Правил технической эксплуатации, Инструкций по движению и сигнализации, должностных инструкций всеми работ­никами, связанными с движением поездов. Для проведения прове­рок создаются специальные комиссии.

Ежегодно под руководствам руководителей отделений доро! организуются тща1ельные комиссионные весенние и осенние про верки состояния путей, стрелочных переводов и обустройств СЦБ. Акты комиссий определяют сроки ликвидации обнаруженных от­клонений в содержании устройств. Под председательством началь­ника станции организуются месячные комиссионные проверки со­стояния путей, стрелочных переводов и обустройств СЦБ на стан­циях. При осмотрах начальник станции, дорожный мастер и элек-, тромехапик связи должны по каждому дефекту указать в акте срок исполнения и исполнителя. Особое внимание должно обра­щаться на немедленную ликвидацию недостатков, угрожающих безопасности движения. На станциях с централизацией стрелок при месячных осмотрах должно проверяться наличие колпачков для пультов централизации, приспособлений для рычагов и висячих аамков.

Должны регулярно организовываться проверки правильности несения службы, выполнения требований обеспечения безопасно­сти движения работниками, особенно в ночное время. Контроль состояния технических обустройств обязательно должен выполнять­ся работниками смены при вступлении на дежурство.

В каждом помещении дежурного по станции на видном месте вывешиваются формы записи в журнале осмотра для всех случаев, которые могут встретиться на данной станции. Установлен порядок регулярной проверки начальниками дистанций пути, сигнализации и связи, ревизорами правильности оформления и производства ра­бот на станциях.

Начальник станции обязан организовать систематическую тех­ническую учебу с изучением работниками распоряжений и прика­зов Министерства путей сообщения, анализом результатов прове­рок обеспечения требований безопасности движения и т. д.

Для оказания помощи руководству станции в обеспечении бе­зопасности движения при местном комитете станции на обществен­ных началах создают группы общественных инспекторов. Эти группы систематически информируют коллектив станции о выяв­ленных ими нарушениях правил безопасности движения, вносят руководству станции и общественным организациям предложения об устранении недостатков.

На дорогах и отделениях организуются смотры безопасности движения поездов. Во время смотров, к проведению которых привлекаются наиболее опытные работники, группы общественных

7* 19 5

ревизоров, партийный и профсоюзный актив, организуется обмен опытом организации работы по обеспечению безопасности движе­ния, обобщается опыт передовых коллективов и отдельных работ­ников, подводятся итоги соревнования за безусловное выполнение условий безопасности движения на железных дорогах.