logo
Орг движения

36.1. Парки локомотивов, учет и анализ их работы

Данные, характеризующие основные типы эксплуатируемых поездных электровозов и тепловозов ', приводятся в габл. 36.1. Каждый локомотив имеет отличительные знаки и надписи в соот­ветствии с Правилами технической эксплуатации (государственный герб, инициалы дороги приписки, знак МПС, инвентарный номер, обозначение серии и т. п.) и приписан к основным депо для учета и технического обслуживания.

Парк локомотивов подразделяется на: локомотивы, находя­щиеся в распоряжении дороги и вне распоряжения дороги.

Вне распоряжения дороги считают локомотивы, находящиеся в запасе Министерства путей сообщения, а также в аренде у других ведомств.

Таблица 36.1 Характеристика основных типов эксплуатируемых локомотивов

Тип локомотива

Расчетная масса, т

Полная длина по осям оцеп­ления штэсцеп-ки. м

Конструк­ционная скорость км/ч

Продолжи-

Расчетный режим

тельна я

работа

МОЩНОСТЬ'

электро-

возов,

кВг, теп-

8

ловозов

2 *

а?

О "*"^

л. с.

§2

О н

Электровозы

Грузовые постоянного тока:

ВЛ8

ВЛ10

Грузовые переменного тока:

ВЛ60«

ВЛ80* .... Пассажирские

ЧС4* ......

184

184

27,5 32,8

100 100

3760 4500

46,5 46,4

138 184

20,8 32,8

100 110

4070 6160

36,5 48,5

126

20,0

160

4880

43,3 48,0

44,0

44,3

Тепловозы

Грузовые:

2ТЭ10В ....

2X138

34,0

100

2x3000

2x25,6

24,0

Пассажирские:

ТЭП60 .....

129

19,2

160

3000

12,0

47,0

ТЭП70

126

20,5

160

4000

17,0

50,0

1 Паровозы сохраняются еще на отдельных малодеятельных участках желез­ных дорог общего пользования, однако в ближайшие годы будут полностью ис­ключены из локомотивного парка,

495

О В щ, е е

11и 9 е и т

а

р н ы и

парк локомотивов дороги

1

Ррикочаи^роНаннып

с

других

Ворог

Откомандированный на Пруте

дороги

наличие

Парк I распоряжении д о р о ей

I Парк Вне распоряжении дороги]

Эксплуатируемый парк] \Незксплуатируемып парк] 1 г

| В запасе мпс\ | в аренде \

Па прочей работе

На маневра Ьои работе

гр лсд ое НО имение

хозяйственное д в и ж е н и е

С передаточными, Ыозньти поездами

Па поездной работе

пассажирскоедвижение

Сгрузовыми поездами

*: с» * & сх си

|§!

С; Си *:

О "1 ЕЭ.

II

§1

о. =>

=3

4:

сэ

оборц

одгрт

Сз

а-

! Под

=3

Со

Рис 36 1 Схема распределения локомотивного парка

Локомотивы, находящиеся в распоряжении дороги, подразделя­ются на эксплуатируемый и неэксплуатируемыи парки.

В эксплуатируемый парк входят локомотивы, используемые на поездной работе в пассажирском, грузовом и хозяйственном движе­нии, а также на маневровой и прочей работе.

Неэксплуатируемый парк локомотивов составляют неисправные локомотивы, находящиеся в ремонте или ожидании ремонта, или исключения из инвентаря; в этом же парке числятся и исправные локомотивы, находящиеся в процессе перемещения, а также в ре­зерве дороги или в оперативном резерве по неравномерности дви­жения. Схема распределения локомотивного парка показана на рис. 36.1.

Резерв локомотивов на дорогах создается в связи с неравномер­ностью движения поездов на участках (сезонная и суточная нерав­номерность), а также с учетом роста перевозок и для замены неисправных локомотивов. Различают запас локомотивов МПС, резерв дороги, а также оперативный резерв на неравномерность. В запас МПС и в резерв дороги отставляют исправные локомоти­вы, имеющие определенный пробег, приписанные к основным депо. При этом отстановка в запас МПС и изъятие из запаса произво­дятся по указаниям министерства, а отстановка в резерв дороги и изъятие из этого резерва — по распоряжению начальника дороги. При временном сокращении размеров движения на участках, об­служиваемых данным депо, излишние локомотивы могут быть от­ставлены в оперативный резерв с исключением из эксплуатируемо­го парка.

Порядок и сроки содержания локомотивов во всех видах резер­ва определяются специальными инструкциями МПС. 496

Для планирования, учета и анализа использования парка локо­мотивов применяют показатели работы и использования локомоти­вов во времени и по мощности.

К показателям работы относятся общий пробег, а также тонно-километры брутто механической работы локомотивов.

К показателям использования локомотивов во времени отно­сятся суточный бюджет времени и среднесуточный пробег локомо­тивов эксплуатируемого парка.

К показателям использования мощности локомотивов относятся техническая и участковая скорости, средний вес и состав поезда.

Обобщающим показателем использования локомотивов по мощ­ности и во времени является производительность локомотива, ис­числяемая в тонно-километрах брутто, приходящихся на одни локомотиво-сутки или на единицу мощности локомотивного парка.