logo
Орг движения

36.2. Пробеги локомотивов. Коэффициент вспомогательного пробега

Пробеги локомотивов планируются и учитываются раздельно по видам тяги (электрической, тепловозной). Различают пробег локомотивов: линейный (по перегонам) и условный (по видам ра­боты); линейный пробег делится в свою очередь на пробег во главе поездов, в двойной тяге, в подталкивании и в одиночном следова­нии; условный пробег учитывается при маневровой работе и других видах вспомогательных работ (подогрев цистерн, промывка ваго­нов и т. д.). Условный пробег определяется из расчета 5 км за каж­дый час работы, а 1 ч простоя на станции или в депо приравни­вается к 1 км пробега.

Пробег локомотивов при подталкивании и двойной тяге, а так­же одиночный в отличие от поездного носит название вспомогатель­ного пробега.

Отношение вспомогательного пробега к поездному линейному называют коэффициентом вспомогательного пробега локомотивов

Рвш

2М1

(36.1)

где ЕМ5В(П — вспомогательный пробег;

1>МЬ — пробег с поездами (пробег поездов).

При организации работы локомотивного парка необходимо стремиться к уменьшению одиночных пробегов.

Пробег локомотивов учитывается в границах дорог и отделений по всем локомотивам независимо от их приписки; в каждом депо приписки учитывается пробег своих локомотивов по всем участкам их работы.

Другой показатель работы локомотивного парка, наиболее пол­но характеризующий его механическую работу, — это ткм брутто; ьеличина его определяется как произведение массы поезда брутто

497

(без массы локомотива) на расстояние пробега поезда. Удельная величина этого показателя на 1 км эксплуатационной длины сети железных дорог имеет важное значение для оценки загрузки же­лезнодорожного пути.

36.3. СРЕДНЯЯ МАССА И СОСТАВ ПОЕЗДА

Средняя масса поезда брутто, т, определяется делением тонно-километров брутто на суммарный пробег поездов:

(36.2)

масса поезда нетто

(36.3)

где Ер/ — число тонно-километров нетто; средний состав поезда в вагонах

т =■

Ипв

(36.4)

где I1N^ — пробег поездов, поездо-км.

Повышение массы поездов позволяет выполнить ту же перево­ зочную работу Ир1 с меньшим пробегом локомотивов, а следова- I тельно, и с меньшей потребностью в них. \

Средний состав поезда может быть определен исходя из массы *?

поезда и средней массы вагона брутто (<?бр): '

т =

(Зо.Ь)

Поскольку длина поезда на многих участках сети ограничивает­ся длиной приемо-отправочных путей, повышение массы поезда может быть достигную (при наличии резервной мощности локо­мотивов) главным образом путем повышения погонной нагрузки вагонов за счет увеличения грузоподъемности вагонов, лучшего ее использования, а также увеличения числа восьмиосных вагонов на железных дорогах.

Средняя масса и состав поезда планируются и учитываются как в целом по локомотивному парку, так и отдельно для электриче­ской и тепловозной тяги.

В 1976 г. средняя масса грузового поезда брутто по сети желез­ных дорог составила 2741 г, в том числе на электрической тяге— 2876 и на тепловозной—2629 т. Средняя масса грузового поезда нетто соответственно составляла 1569, 1662 и 1491 т. 498