logo
Орг движения

15.3. Организация снегоборьбы

Своевременная очистка станционных путей и уборка снега с территории станции имеют решающее значение для бесперебой­ной работы в зимних условиях. Технологический процесс работы станции должен включать мероприятия, предусматривающие мак­симальное использование современных снегоуборочных машин и приспособлений, а также наиболее рациональный порядок очист­ки путей без нарушения нормального приема, отправления поез­дов и маневров.

На зимний период в сменном плане работы станции предусмат­ривают задания на очистку путей, уборку снега, формирование снеговых поездов, работу снегоуборочных машин. Маневровый диспетчер увязывает порядок занятия станционных путей с планом снегоуборки, чтобы избежать дополнительных маневров при осво­бождении путей для прохода снегоочистителя. План борьбы со снежными заносами разрабатывает начальник дистанции пути со­вместно с начальником станции. Этот план включает: порядок привлечения работников всех линейных хозяйственных единиц и населения для уборки снега и очистки путей в период сильных снегопадов и метелей; очередность очистки от снега отдельных районов станции и станционных путей по степени их важности. Особое внимание при этом должно быть обращено на очистку цен­трализованных стрелок во время снегопадов и метелей; обеспече­ние вывоза снега со станции подвижным составом и локомотива­ми; перечень междупутий, где должны накапливаться снежные валы для погрузки в снеговые составы; порядок использования маневровых средств, выделенных для борьбы со снежными заноса­ми, распределение их по районам работ; график отправления сне-

186

говых поездов для разгрузки снега на перегонах; организацию обо­грева и питания людей, занятых на очистке и уборке снега, а так­же другие необходимые меры.

В первую очередь от снега очищают стрелки и горловины пар­ков прибытия, формирования и отправления поездов, горочные тормозные устройства, пути стоянки восстановительного и пожар­ного поездов. Организуется своевременная и непрерывная очистка стрелок электрической централизации. Для освобождения путей, занятых подвижным составом, на время уборки их от снега должны выделяться специальные пути. В парках прибытия и отправления очищать пути снегоуборочной машиной целесообразно вслед за надвигом составов или отправлением поездов.

Особое внимание в период снегопадов уделяется стрелочному хозяйству. На каждом стрелочном посту должен иметься инвен­тарь для очистки стрелок вручную. При снегопадах нельзя допус­кать накопления снега на стрелках. В первую очередь следует очи­щать от снега стрелочные остряки, переводной механизм, кресто­вину и контррельсы, чтобы обеспечивать перевод стрелок без за­держек. Снег с территории горловины должен быть убран или разровнен. Сборка снега валами не допускается, ибо это при­водит к усилению заноса путей, препятствует проходу по между­путьям.

Приступая к очистке очередной централизованной стрелки, пу­тевой рабочий докладывает об этом дежурному по станции. Меж­ду отведенным остряком и рамным рельсом на время очистки вставляется деревянный брусок, чтобы обезопасить работающего от травм в случае попытки перевода стрелок.

При сильных снегопадах дежурный по станции вызывает дорож­ного мастера, который должен выделить в помощь стрелочникам бригаду монтеров пути и ввести в действие снегоуборочную тех­нику.

На крупных станциях сооружают пневматические установки для очистки стрелок. Струю сжатого воздуха под давлением 4—6 ат подают от компрессоров механизированных горок ми пунктов технического обслуживания. На очистку одной стрелки за­трачивается от 3 до 5 мин. Для механизированной очистки сделоч­ных переводов применяют специальные щеточные снегоочистители.

Устройства для пневмообдувки состоят из воздухосборника и комплекта труб, по которым в пространство между остряком и рамным рельсом подводится сжатый воздух. Системой пневмо­обдувки управляют со стрелочного поста или из помещения де­журного по станции. При включении системы обеспечивается пос­ледовательная циклическая обдувка всех оборудованных пневмо-обдувкой стрелок.

На ряде станций применяется ручная шланговая обдувка стре­лок. В этом случае в районе стрелочной горловины устанавлива­ются колонки пневмосети с концевыми кранами и резиновыми тормозными рукавами. К ним при обдувке подключают шланг длиной 12—15 м. На конце шланга укрепляются металлическая

187

трубка с соплом для обдувки и скребок для скалывания льда и слежавшегося снега.

При обдувке стрелок в районах интенсивного движения у од­ной колонки должны быть двое работающих: чистильщик стрелок и сигналист, который следит за перемещениями подвижного со­става

Для защиты стрелок от снега применяются также электриче­ские и газовые обогреватели. В электрических обогревателях ис­пользуются трубчатые нагревательные элементы, размещаемые вдоль внутренней стороны рамных рельсов. Контроль и управление обогревателями осуществляют со стрелочного поста или из поме­щения дежурного по станции.