logo
Орг движения

37.4. Понятие о регулировании погрузки, вагонных и локомотивных парков

К числу важнейших оперативных мероприятий, обеспечивающих выполнение технических норм эксплуатационной работы, а также выполнение оперативных планов работы дорог, отделений и стан­ций, относятся: регулирование погрузки по направлениям и назна­чениям грузов с учетом пропускной способности линий, узлов, пунк­тов выгрузки; регулирование вагонных парков и вагонопотоков как 1руженых, так и порожних; регулирование локомотивных парков и технических средств (топливо, электроэнергия) и использование ло­комотивных бригад с учетом изменений размеров движения на от­дельных направлениях.

Под регулированием погрузки понимается оперативное перерас­пределение погрузки по отдельным дням и назначениям вагонов, обеспечивающее выполнение месячного плана перевозок в целом и по родам грузов, а также экономичное использование подвижного состава.

Известны следующие способы регулирования погрузки.

1. Сгущение погрузки — увеличение ее сверх среднесуточных раз­меров, предусмотренных планом перевозок. Такая мера может быть применена: назначением на определенные отделения или дороги, имеющие недостаток местного груза; по отдельным направлениям для рилолиения установленной нормы сдачи вагонов при недоста-

507

точном подходе транзитного грузопотока; в местном сообщении для увеличения выгрузки и удержания парка вагонов на дороге.

  1. Временное уменьшение погрузки ниже среднесуточных норм в направлениях, где образовался избыток груженых вагонов, с вос­ полнением образовавшегося недогруза в последующем. При этом, как правило, соответственно увеличивают погрузку в других на­ правлениях.

  2. Ограничение или запрещение погрузки— крайняя мера, вы­ зываемая чрезвычайными обстоятельствами. Устав железных дорог дает право начальнику дороги в случаях явлений стихийного ха­ рактера, крушений или аварий, вызвавших перерыв движения, а также при объявлении карантина временно запрещать или ограни­ чивать погрузку в определенных направлениях с немедленным уве­ домлением об этом министра путей сообщения, который устанавли­ вает срок действия запрещения или ограничения. В случаях иск­ лючительных затруднений с пропуском поездов погрузка может быть запрещена распоряжением министра путей сообщения, кото­ рый докладывает об этом Совету Министров СССР и извещает за­ интересованные министерства и центральные ведомства СССР.

Регулирование вагонных парков заключается: в перераспределении между дорогами и отделениями заданий на сдачу порожних вагонов в соответствии с фактическим разме­щением вагонного парка;

установлении дополнительных заданий на передачу груженых или порожних вагонов при накоплении их на отдельных подраз-

1; делениях сверх количества, предусмотренного техническими нор-

X. мами;

3'' использовании резерва вагонов.

Основной способ регулирования вагонных парков наряду с ре-гулированием погрузки перемещение порожних вагонов. В прак­тике регулирования парков порожних вагонов применялись в раз­личное время следующие системы регулировки.

ь Система балансового регулирования, при которой обязатель-

|' ство подразделения считается выполненным, если число сданных в установленные сроки порожних вагонов превышает число при­нятых на заданную регулировочным заданием величину. При этом дорога (отделение) может использовать поступающие тран­зитные порожние вагоны для своей погрузки (на ближайших к пунктам поступления участках), заменяя их вагонами, освобождае­мыми из-под выгрузки, на участках, расположенных ближе к пун-

, ктам сдачи (рис. 37.1), что сокращает порожний пробег вагонов внутри дороги или отделения.

^ Система жесткого регулирования заключается в формировании

, дорогами, сдающими порожние вагоны, так называемых бронирО'

ванных маршрутов назначением на определенные дороги погрузки. Эти маршруты при следовании по транзитным дорогам не могут быть использованы под погрузку. Такой порядок приводит к росту порожнего пробега в сравнении с системой балансового регули-рования.

608

СтыкоКя Пункта Пункта ыоа

станция погрузни. бь/грузнц. станция

Я Б в Г

, . о О : О О

Порожние 5агоны Груженые Загоны Порожние Вагоны >и

Рис. 37.1. Схема направления порожних вагонов при балансовой системе регули­рования

Система комплексного регулирования, предусматривающая нор­мы сдачи на дороги погрузки как порожних, так и груженых ваго­нов (назначением под выгрузку). При этом допускается сокраще­ние сдачи порожних вагонов при увеличении погрузки в порожнем направлении сверх плана и, наоборот, увеличение сдачи порожних вагонов при невыполнении плана погрузки по назначениям.

Система комплексного регулирования основная форма регу­лирования вагонных парков; она повышает заинтересованность ра­ботников дорог и отделений в изыскании дополнительных грузов для погрузки в порожнем направлении, способствует сокращению по­рожнего пробега вагонов и позволяет обеспечить полностью ресур­сами вагонного парка работу дорог массовой погрузки важнейших грузов.

Регулирование вагонопотоков при значительном его увеличении на отдельном участке или направлении включает меры по увеличе­нию пропускной и провозной способности: повышению веса поездов, увеличению размеров движения. Если эти меры не обеспечат про­пуска вагонопотока, следует предусмотреть отклонение части ваго­нов на параллельные и кружные направления или изменение разме­ров погрузки.

Для использования параллельного хода необходимо заблаговре­менно подготовить его станции к пропуску увеличенного потока, раз­вернуть парк локомотивов и увеличить количество бригад.

Регулирование движения поездов в пределах направления пре­дусматривает:

1. Регулирование подвода поездов к стыковым станциям смеж­ных дорог или отделений. На грузонапряженных направлениях ре­гулирование подвода поездов и локомотивов к стыковым пунктам осуществляют по шестичасовым периодам. Часть направления, при­мыкающего к стыковому пункту, делят на пять информационных участков из расчета, что грузовой поезд проходит каждый участок за 6 ч (включая стоянки на участковых станциях). На каждом из этих участков подсчитывают по состоянию на 12 ч количество по­ездов, следующих в направлении данного стыкового пункта. С бли­жайшего информационного участка поезда прибудут на стыковую станцию до 18 ч данных суток, а с остальных четырех — соответст­венно в первую — четвертую четверти следующих суток. Пользу­ясь такой информацией, дорожный диспетчер и дежурные по отде­лениям могут регулировать подвод локомотивов к стыковому пунк­ту, наблюдать за правильным размещением локомотивов на участ­ках и обеспечивать бесперебойный вывоз поездов с соседней дороги.

509

2. Регулирование подвода поездов к узлам состоит в чередовании подвода поездов, транзитных для узла и следующих в переработку, с тем, чтобы не создавать накопления составов в ожидании расфор­ мирования; кроме того, регулируют подвод вагонопотока по направ­ лениям и назначениям поездов.

3. Преимущественное продвижение вагонов того или иного наз­ начения. Необходимость применения такой регулировочной меры мо­ жет возникнуть, например, для подвода вагонов под выгрузку на то отделение или дорогу, где образовался недостаток местного гру­ за. Такого же рода меры можно применять и для обеспечения уско­ ренного продвижения поездов с теми или иными срочными грузами или в направлениях, где обеспечивается нормальное движение.

Регулирование локомотивного парка и технических средств должно сопутствовать мероприятиям по регулированию движения. Когда на каком-либо направлении возрос вагонопоток, то наряду с улучшением использования работающих локомотивов следует уве­личить локомотивный парк на пути следования потока. Регулирова­ние локомотивного парка (увеличение или сокращение) осуществ­ляют за счет резерва локомотивов (резерва дороги или запаса МПС). Проверяют и обеспеченность депо локомотивными брига­дами и, если надо, прикомандировывают их из других депо и отделений.

На удлиненных участках следование локомотива из пункта ос-яовного депо в пункт оборота занимает иногда около сугок и даже более. Работа локомотивных бригад будет организована правильно, если известно расписание движения поездов не менее чем на 24— 30 ч вперед, чтобы при возвращении из очередной поездки на отдых бригада могла получить наряд на следующий рейс. В этих услови­ях, чтобы правильно разместить парк локомотивов и организовать работу локомотивных бригад, необходимо наряду с суточным пла­ном поездной работы иметь прогноз изменения поездопотоков па более длительный период (двое трое суток),