logo
Орг движения

39.2. Анализ состояния безопасности движения и производственной дисциплины

Безопасность движения на железнодорожном транспорте обес­печивается строгим соблюдением Правил технической эксплуата­ции, инструкций по движению, сигнализации и связи.

Как указывает § 2 ПТЭ, «каждый работник, связанный с движе­нием поездов, несет по кругу своих обязанностей личную ответст­венность за безопасность движения; ответственность за выполнение ПТЭ работниками железнодорожного транспорта возлагается па начальников соответствующих подразделений».

Следует учитывать, что от уровня производственной дисциплины во многом зависят безопасность движения поездов и безаварийная работа транспорта.

Оперативный (текущий) анализ состояния безопасности движе­ния и производственной дисциплины состоит в рассмотрении теку­щих случаев нарушений ПТЭ и инструкций конкретными работни­ками различных служб; при этом рассматриваются случаи, которые явились причинами аварий или брака в работе, а также и те, кото­рые не привели к аварии, но могли привести (например, если ава­рия была предотвращена другими работниками).

631

По результатам анализа производится соответствующий разбор наиболее серьезных случаев на оперативных совещаниях работни­ков смен в низовых подразделениях (станциях, депо, пунктах тех­нического осмотра), на рабочих собраниях, на технических заня­тиях и семинарах. Вопросы производственной дисциплины рассмат­риваются при оценке работы смен и отдельных подразделений, учи­тываются при премировании и поощрении отдельных работников и коллективов (присуждение переходящих знамен, вымпелов, оп­ределение мест в соревновании).

Периодический анализ состояния безопасности движения и про­изводственной дисциплины имеет целью: изучение причин повторя­ющихся случаев брака в работе одного и того же подразделения: станции, депо, дистанции пути, связи и т. д.; установление зависи­мости случаев брака от состояния производственной и трудовой дис­циплины, уровня квалификации кадров, бытовых условий, состоя­ния механизмов, пути, вагонов, локомотивов и других технических средств; выявление периодичности повторяющихся нарушений (но­чью, зимой и др.).

Периодический анализ проводится за пятидневку и декаду — по обобщенным материалам оперативных, текущих анализов, а ^а более длительный период (месяц, квартал, год) с использованием данных статистического учета и отчетности.

По результатам периодического анализа разрабатываются и осуществляются меры, направленные на улучшение технического состояния пути, средств сигнализации и связи, улучшение условий работы персонала, особенно зимой и в ночное время (усиление ос­вещения территории, очистки от снега путей на станциях, обеспе­чение горячим питанием работников ночных смен и т. д.); на под­бор кадров соответствующей квалификации, улучшение системы технического обучения, усиление контроля за действиями низовых работников, укрепление производственной дисциплины.

Важное значение имеют вопросы техники безопасности людей, занятых в перевозочном процессе, предупреждения случаев травма­тизма. Эти вопросы также должны рассматриваться при оператив­ном и периодическом анализе работы каждого подразделения.