Техникум ж. Д.
и до-а же-:овер-
кения гсаний делен
1СТНО-
раз-1ьшое
ктель-'ности
ЁННЫХ С1ВОМ
вании ности
пода-шшей эузов. 1агля-ятый, 1ение,
1ЭЗДСЛ
1ву 38
тивам чания гнзен-
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1978
ЮВ
ВПК 39.28
ОС4
УДК Ь52 22
Организация движения на железнодорожном транспорте:
064 Учебник для техникумов ж.-д. трансп./Д, П. Заглядимов, Л. П. Петров, Е. С. Сергеев, В А Буянов. — 6-е изд. перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1978. — 552 с, ил., табл., 1 л. схем.— Библногр. с. 542—543. В пер : I р. 70 к.
И 4пш иЮ1СИ основы организации движения на железнодорожном транспорте: технология работы сташшн, разработка и осуществление планов формирования и графикой движения поемов, методы определения пропускной способности железнодорожных линий и выбор мер ее увеличения; техническое нормирование эксплуата* цнонноп работы; оперативное планирование, регулирование вагонопотоков и диспетчерское руководство движением поездов; организация пассажирского движения
Книга утверждено Главным /правлением учебными заведениями МПС в качестве учебника для техникумов железнодорожного транспорта, может быть использована студентами железнодорожных втузов и инженерно-техническими работниками.
176-78
6Т1.6
О л
31802-176 ББК 39.28
049(01)^78
© Издательство «Транспорт», 1978
-'./1
ОТ АВТОРОВ
При подготовке настоящего издания книга переработана и дополнена материалами, отражающими технический прогресс на железнодорожном транспорте, дальнейшее развитие теории и совершенствование методов эксплуатации за последние годы.
В соответствии с программой курса «Организация движения на железнодорожном транспорте» и с учетом опыта и пожеланий педагогических коллективов ряда техникумов перераспределен общий объем материала по темам и разделам учебника, в частности, по сравнению с пятым изданием существенно увеличен раздел «Организация работы железнодорожных станций»; большое внимание уделено применению средств электронной вычислительной техники в эксплуатации железных дорог; учтены особенности организации эксплуатационной работы на дорогах в современных условиях, а также мероприятия, осуществляемые Министерством путей сообщения по приказу № ЗОЦ 1978 г. «О совершенствовании технологии перевозочного процесса, повышении эффективности и качества работы железных дорог».
В настоящем учебнике в связи с освоением в практике преподавания Международной системы единиц (СИ) авторы в большей мере пользуются понятием массы, а не веса поезда, вагона, грузов.
Книгу для шестого издания (включая материалы Д. П. Загля-димопа) переработали: А.П.Петров — разделы третий и пятый, главы 24, 25 и п. 28.8 раздела четвертого; Е. С. Сергеев — введение, разделы первый, четвертый (кроме глав 24, 25 и п. 28.8) и раздел шестой (кроме главы 38); В. А. Буянов — раздел второй, главу 38 раздела шестого.
Авторы выражают благодарность педагогическим коллективам техникумов железнодорожного транспорта за полезные замечания и советы, высказанные по пятому изданию учебника, и рецензентам рукописи настоящего издания.
А. ПЕТРОВ, Е, СЕРГЕЕВ, В. БУЯНОВ
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт СССР является важной составной частью социалистического народного хозяйства; от деятельности транспорта в большой степени зависит развитие и функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Транспорт играет важную роль во внешних экономических связях, а также в деле обороны страны.
Транспортная система СССР включает железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт, причем каждый из них осуществляет перевозки в той сфере, в которой он экономически наиболее целесообразен.
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в нашей стране; его удельный вес во внутреннем грузообороте (без морских перевозок в заграничном плавании) в 1975 г. составлял 67,0%, а во внегородском пассажирообороте 46,5%-1Такая роль железнодорожного транспорта связана с экономическими и географическими особенностями нашей страны: большими расстояниями и размещением предприятий, высокой концентрацией производства, особенностями расположения сети водных путей, сезонностью их работы и другими факторами.
Производственная деятельнос1ь на железнодорожном транспорте проходит в условиях, существенно отличающихся от других отраслей народного хозяйства. Сеть железных дорог расположена на огромных просторах нашей Родины от западных и южных границ до Тихого и Ледовитого океанов; на этой территории размещено большое число железнодорожных станций, разъездов, депо и других хозяйственных подразделений, участков пути, мостов, контактной сети электрифицированных линий, устройств связи и сигнализации, от бесперебойной и согласованной работы которых зависит выполнение планов перевозок пассажиров и грузов. Движение поездов, погрузка и выгрузка грузов, посадка и высадка пассажиров происходят непрерывно, днем и ночью, в рабочие и выходные дни, зимой и летом, при любой погоде; успех этой работы зависит от четкой и слаженной деятельности всех железнодорожников, начиная со стрелочников1, путевых обходчиков, машинистов, дежурных по станциям до командиров отделений и управления дорог и Министерства путей сообщения. Поэтому на железнодорожном транс-
1 См. примечание на с 1р. 51.
порте важное значение имеют централизация руководства движением и строгое соблюдение дисциплины, «...беспрекословное подчинение единой воле для успеха процессов работы, организованной по типу крупной машинной индустрии, безусловно необходимо. Для железных дорог оно необходимо вдвойне и втройне» '.
Важнейшим требованием к работе железнодорожного транспорта является обеспечение полной безопасности движения поездов, а также безопасности пассажиров и персонала, сохранности перевозимых грузов.
Основными документами на железнодорожном транспорте, которые хорошо должен знать каждый железнодорожник, являются Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР (ПТЭ) и инструкции, издаваемые в развитие этих правил.
Движение поездов на железных дорогах осуществляется по единому общесетевому графику и плану формирования поездов; железнодорожные станции работают на основе технологических требований и норм, которые разрабатываются в виде технологических процессов работы каждой станции.
Вся текущая работа железных дорог выполняется на основе годовых, месячных и оперативных планов перевозок, технических норм работы.
Круглосуточный контроль за соблюдением планов и движением поездов осуществляют диспетчеры всех подразделений, начиная со станций и до Министерства путей сообщения. Диспетчерская система зародилась на железнодорожном транспорте и быстро распространилась на все отрасли народного хозяйства. Эта система по зволяет сосредоточить оперативное руководство работой любого объекта в руках одного командира, который, располагая совершенными средствами связи и пользуясь систематически поступающими сведениями о ходе производственного процесса на всех участках, может своевременно, с полным знанием обстановки принимать меры для обеспечения четкого хода производства, оперативно использовать технические средства, материалы и т. д. Такие качества диспетчерской системы делают се особенно цепной для управления железнодорожным транспортом, в работе которого участвуют многочисленные производственные подразделения, а в движении находятся одновременно сотни поездов.
Взаимоотношения подразделений железных дорог с отправителями и получателями грузов и с другими видами транспорта регулируются Уставом железных дорог, который утверждается Правительством СССР. Государственные органы устанавливают железным дорогам тарифы на перевозки грузов и пассажиров.
За годы Советской власти железнодорожный транспорт прошел огромный путь развития.
В первые годы Советской власти В. И. Ленин выдвинул в числе первоочередных задачу налаживания работы железнодорожного транспорта, который был сильно разрушен в периоды империалисти-
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 36, с. 200.
ческой и гражданской войн. Меры по восстановлению транспорта оыли включены в план электрификации России (план ГОЭЛРО). Довоенный уровень работы железных дорог по основным показателям был достигнут уже в 1926 г.
В годы первой пятилетки (1928—1932 гг.) железнодорожный транспорт отставал от темпов развития других отраслей народного хозяйства, в связи с чем в течение 1934 —1940 гг. были осуществлены крупные меры по его техническому оснащению, внедрению передовых методов труда; широкое развитие в эти годы получило социалистическое соревнование железнодорожников; в числе первых стахановцев страны был машинист П. Ф. Кривонос, диспетчер Н. Т. За-корко, составитель К. С. Краснов и многие другие.
Великая Отечественная война 1941—1945 гг. потребовала мобилизации всего народного хозяйства, в том числе и транспорта, на защиту Родины. Самоотверженная работа железнодорожников позволила в эти годы полностью обеспечить потребности фронта и тыла в перевозках, несмотря на большие разрушения и трудности военного времени.
Война нанесла железнодорожному транспорту огромный ущерб. Было разрушено 65 тыс. км железнодорожных линий, 13 тыс. мостов, 4100 станций, 2500 вокзалов; значительно износилось и хозяйство дорог, не подвергавшихся оккупации. Поэтому первый послевоенный план (1946—1950 гг.) предусматривал в основном мероприятия по ликвидации разрушений, нанесенных войной, а затем дальнейшее развитие транспорта.
В 1956 г. было принято решение о генеральном плане электрификации железных дорог и внедрении тепловозной тяги. С 1956 г. в нашей стране прекращено производство паровозов. В результате осуществления мер по техническому перевооружению железнодорожного транспорта за период 1960—1975 гг. были снижены удельные расходы топлива и энергии в 4 раза, производительность труда вофосла более чем в 2 раза, снизилась себестоимость перевозок. Внедрение новых видов тяги создало возможность существенного увеличения производительности локомотивов и труда локомотивных бригад, позволило ускорить оборот вагонов и доставку грузов. В 1975 г. почти 99,6% грузооборота и 99% пассажирооборота железных дорог нашей страны осуществлялось электрической и тепловозной тягой; удельный вес тепловозов на маневровой работе превысил 88%.
В десятой пятилетке основной задачей транспорта в соответствии с решениями XXV съезда КПСС является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Для обеспечения выполнения этой задачи постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976—1980 гг.» предусмотрено построить на важнейших грузоианряженных магистралях 4,0 тыс. км вторых путей и двухпутных вставок; электрифицировать 4,5 тыс. км линий, оборудовать автоблокировкой и диспетчерской централизацией оке ло 17 тыс. км железных дорог; построить, примерно, 3,4 тыс. км но-6
вых линий. Должны вступить в строй отдельные участки Байкало-Амурской магистрали. Железнодорожный транспорт получит 400 тыс. новых грузовых вагонов, в том числе 8-осные полувагоны и цистерны, а также ряд современных типов специализированных вагонов (зерновозы, контейнеровозы, вагоны для минеральных удобрений и г. д.).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР перед железнодорожниками поставлены задачи повышения эффективности использования транспортных средств, пропускной способности железнодорожных линий, станций и узлов, ускорения оборота вагонов, повышения веса и скорости движения поездов; укрепления трудовой и производственной дисциплины, строгого соблюдения графика и обеспечения безопасности движения поездов. Конкретной программой действий всех работников железнодорожного транспорта на ближайшие годы является приказ министра путей сообщения ЗОЦ 1978 г. «О совершенствовании технологии перевозочного процесса, повышении эффективности и качества работы железных дорог», в котором определены практические задачи и меры по выполнению заданий партии и правительства, направленные на успешное освоение возрастающих объемов грузовых и пассажирских перевозок. Большие требования предъявляются в этой связи к. командирам-эксплуатационникам, на которых возлагаются задачи организации слаженной работы всех звеньев железнодорожного конвейера.
Курс организации движения на железнодорожном транспорте имеет целью подготовить командира-организатора эксплуатационной деятельности железных дорог. В нем предусматривается изучение теории и передового опыта работников железных дорог в области организации работы станций всех категорий от промежуточных, малых до крупнейших сортировочных и узловых; организации ваго-иопотоков на железных дорогах, составления и выполнения плана формирования и графика движения поездов; организации пассажирского движения; технического нормирования, оперативного планирования и диспетчерского руководства перевозками.
Курс организации движения на железнодорожном транспорте является важной составной частью программы подготовки техника-эксплуатационника, включающей также изучение ПТЭ, вопросов организации грузовой и коммерческой работы, экономики транспорта и других разделов.
Важной задачей техника-эксплуатационника является выявление и использование в своей практической деятельности резервов железнодорожного транспорта путем дальнейшего совершенствования технологии эксплуатационной работы, изучения и распространения на всех участках передовых методов труда лучших железнодорожников.
Работа техника-эксплуатационника почетна и ответственна, она требует глубокого знания всех отраслей железнодорожного хозяйства, постоянной инициативы и высокого сознания долга перед Родиной и народом.
7
- Техникум ж. Д.
- V л 3 д с л первый
- Глава 1общие понятия об эксплуатационной работе
- 1.2. Основные принципы организации движгния
- 1.3. Понятие о поезде и сопровождающих его перевозочных документах. Классификация поездов
- 1.4. Понятир о системг кодирования информации
- Глава 2 управление железнодорожным транспортом
- 2.1. Принципы управления
- Глава 3 общие сведения
- 3.1, Назначение станций
- 3.2. Управление станцией
- Глава 4 технологический процесс работы станции
- 4.1. Задачи и содержание технологического процесса
- 4.2. Характеристика вагоно- и поездопотоков
- 4.3. Специализация парков и путей
- 4.4. Разработка и утверждение технологического процесса
- Глава 5. Маневровая работа
- 5Л. Основные понятия. Маневровые локомотивы
- 5.2. Виды маневров и способы их выполнения
- 5.4. Нормирование маневровых операций
- Значения коэффициентов а и б для расчета технологического времени сортировки вагонов на вытяжных путях, мин
- Значения коэффициентов в, е, ж и и для определения технологического времени, необходимого на расстановку вагонов в составе согласно требованиям птэ
- 6.1. Операции и техническое оснащение. Опорные промежуточные станции
- 6.3. Работа со сборными поездами
- 6.4. Организация безотцепочных и отделочных операций
- Глава 7
- 7.2. Поезда с переломом нормы массы (веса) и групповые
- 7.4. Соединенные поезда
- Глава 8
- 8.1. Принципы организации расформирования и формирования поездов
- 8.2. Обработка составов по прибытии
- 8.5. Нормирование горочных операций
- Средняя скорость роспуска вагонов с механизированной горки в зависимости от количества вагонов в отцепе (км/ч)
- 8.6 Технология работы горки
- 8.7. Пути интенсификации работы горок
- 8.8 Накопление вагонов на состав. Окончание формирования поездов
- 8.9. Обработка составов перед отправлением
- Глава 9 организация работы технической конторы
- 9.2. Оборудование технической конторы
- Шифры единой сетевой разметхи по назначениям плана формирования станции Орехово-Зуево Московской дороги
- План формирования станции Орехово-Зуево (составлен по принципу возрастания кодов единой сетевой разметки)
- 9.5. Автоматизация подготовки натурных листов и учета наличия вагонов в сортировочном парке
- 9.6. Техника безопасности в раьоте операторов технической конторы
- Глава 10
- 10.2. Обеспечение взаимодействия станционных процессов
- 10.3. Элементы сетевого планирования в технологии работы станций
- Расчет показателей сетевого графика обработки на сортировочной станции состава поезда с замыкающей группой
- 10 4, Передовой опыт станции люблино-сортировочное
- 10.5. Суточный план-график работы станции
- Глава II
- 11.1. Операции, выполняемые с местными вагонлми
- 11.2. Технология работы с местными вагонами
- 11.5. Обработка вагонов на подъездных путях.
- 11.6. Диспетчерское руководство местной работой
- Глава 12
- 12.1. Оперативные планы и их содержание
- 12.2. Информация о подходе поездов
- 12.3 Расчет поездообразования
- Расчетная ведомость накопления составов
- 12.4. Использование эвм для составления оперативных планов
- 12.5. Выполнение оперативных планов
- Глава 13
- 13.1. Основные направления
- 13.2. Механизация и автоматизация процессов в парках станции
- 13.4. Автоматизированные системы управления для станций и узлов как составная часть асужт
- Глава 14 учет и анализ работы станции
- 14.1. Значение учета работы станции
- 14.2. Первичная документация станционной отчетности
- 14.7. Анализ работы станции
- 15.3. Организация снегоборьбы
- Глава 16
- На станциях
- 16.1. Мероприятия по обеспечению безопасности движения
- Глава 17 организация работы железнодорожных узлов
- 17.2. Организация вагонопотоков, движения поездов и развоза местного груза
- 17.3. Оперативное руководство работой узла
- 17.4. Организация слаженной работы транспортных узлов
- 18.2. Содержание и показатели плана формирования поездов
- 18.4. Последовательность составления плана формирования поездов
- 18.5. Взаимосвязь плана формирования
- Глава 19 организация вагонопотоков с мест погрузки
- 19.1. Значение маршрутизации. Календарное планирование и сгущение погрузки
- 19.2. Определение эффективности маршрутов с мест погрузки "
- 19.3. Виды маршрутов. Разработка плана отправительской и ступенчатой маршрутизации перевозок
- Календарное расписание погрузки
- 19.4. Квартальное и месячное планирование погрузки маршрутов
- 19.5. Особенности маршрутизации перевозок массовых грузов
- Глава 20
- 20.1. Основные принципы
- 20.2. Процесс накопления вагонов и меры сокращения его продолжительности
- 20.3. Экономия вагоно-часов при пропуске вагонов
- 20.4. Выделение назначения специализации по условию ускорения оборота вагонов и сокращения себестоимости перевозок
- 20.6. Разработка плана формирования одногруппных поездов методом абсолютного расчета
- Четырех опорных станций
- 20.8. Организация групповых поездов
- 20.10. Маршрутизация порожних вагонопотоков
- 20.11. Участковые и сборные поезда
- 20.12. Скорые и ускоренные грузовые поезда
- 20.13. Понятие о планах формирования вагонов
- 20.14. Проверка соответствия плана формирования путевому развитию и перерабатывающей способности станций
- Глава 21
- 21.1. Контроль и анализ выполнения плана формирования
- 21.2. Оперативная корректировка плана формирования. Формирование дальних сквозных поездов сверх плана
- Раздел четвертый
- 22.2. Графическое изображение движения поездов.1 форма и содержание графика
- 22.3. Классификация графиков и условия их применения
- 22.4. Расписание движения поездов
- Раздел IV содержит собственно расписание грузовых поездов (в ч. Мин) по следующей форме:
- 22.5. Основные вопросы теории графика
- Глава 23 расчет элементов графика движения поездов
- 23.1. Элементы графика
- 23.3. Скорости движения и времена хода поездов
- 23.4. Расчет станционных интервалов
- 23.6. Обеспечение требований безопасности при расчете интервалов
- 24.1. Основные понятия
- 24.6. Понятие о расчете пропускной способности станции1
- 24.7. Понятие о расчете пропускной способности на эвм
- Глава 25
- 25.2. Реконструктивные мероприятия
- Глава 26 обслуживание поездов локомотивами
- 26.2. Организация труда и отдыха локомотивных бригад
- Глава 27
- 27.1. Понятие о местной работе и основах ее организации
- Данные об отправках и прибытии вагонов по станциям участка а — б
- 27.2. Способы обслуживания местной работы промежуточных станций
- 27.3. Сборные поезда, их специализация :
- 27.4. План-график местной работы и порядок его составления
- 27.5. Выбор оптимального варианта местной работы
- Глава 28 составление графика движения поездов
- 28.1. Исходные данные
- 28.2. Порядок составления графика
- 28.5 Порядок прокладки нл графике грузовых поездов в увязке с оборотом локомотивов и работой станции
- 28.6. Увязка графика движения с планом формирования поездов
- 28.7. Вариантные графики движения поездов
- 28.8. Понятие о составлении графика движения поездов с помощью эвм. Пути совершенствования графиков движения
- Глава 29 основы организации пассажирского движения
- 29Л. Требования к организации пассажирских перевозок
- 29.2. Виды пассажирских перевозок и классификация пассажирских поездов
- 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
- 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
- 29.5. Основы планирования пассажирских перевозок
- 29.7. Руководство пассажирским движением
- Глава 30
- 30.1. Установление массы и скорости пассажирских поездов
- 30.4. Составление расписания пассажирских поездов и расчет потребного количества составов и вагонов
- 21 24 Рис. 30 4. Варианты прокладки на графике пассажирского поезда местного сообщения
- 30.5. Согласование пассажирских поездов с другими видами транспорта
- 30 6 Обслуживанир пассажирских поездов
- Глава 31 организация пригородного пассажирского движения
- 31.1. Особенности пригородного движения и его организации
- 31.2. Расчет числа пригородных поездов и распредгление их по времени суток
- 31.3. График движения поездов пропускная способность пригородной линии
- Глава 32 организация работы пассажирских станций
- 32.1. Технологический процесс станции
- 32.2. Обработка транзитного поезда
- 32.3. Операции по прибытии поезда на конечную станцию
- 32.4. Обработка составов на путях
- Время на текущий осмотр, текущий ремонт и экипировку составов пассажирских поездов
- 32.5. Операции по отправлению дальних и местных поездов. Обработка пригородных составов
- 32.6. Суточный план-график и руководство работой станции
- 33 2 Государственный план перевозок —
- Глава 34 техническое нормирование эксплуатационной работы
- 34.1. Задачи технического нормирования
- 34.4. Планирование норм передачи поездов по стыковым пунктам
- Глава 35
- 35.3. Пробеги вагонов. Коэффициент порожнего пробега
- Простой вагонов под грузовыми операциями
- Оборот и среднесуточный пробег вагона
- 35.7. Среднесуточный пробег и производительность вагона
- 35.8. Пути ускорения оборота вагона, повышения среднесуточного пробега и производительности вагона
- Влияние изменений отдельных показателей на производительность вагона
- 35.9. Расчет норм рабочего парка грузовых вагонов
- Наличие транзитных вагонов на отделении назначением за выходные пункты дороги
- Глава 36 показатели использования локомотивов
- 36.1. Парки локомотивов, учет и анализ их работы
- 36.2. Пробеги локомотивов. Коэффициент вспомогательного пробега
- 36.4. Бюджет времени использования локомотивов
- 36.5 Среднесуточный пробег и производительность локомотивов
- 36.6. Расчет потребного парка поездных локомотивов
- Глава 37
- 37.2. Составление суточного и сменного планов поездной и грузовой работы отделения
- 37.3. Использование эвм для оперативного планирования эксплуатационной работы
- 37.4. Понятие о регулировании погрузки, вагонных и локомотивных парков
- Глава 38 диспетчерское руководство движением поездов
- 38.2. Роль, права и обязанности поездного диспетчера
- 38.6. Передовые приемы и методы диспетчерского руководства
- 38.7. Организация пропуска поездов
- Глава 39
- 39.1. Задачи и виды анализа. Анализ поездного положения
- 39.2. Анализ состояния безопасности движения и производственной дисциплины
- 39.3. Анализ выполнения технических норм работы отделения
- Список литературы
- Глава 1 Общие понятия об эксплуатационной работе
- Глава 2 Управление желечнодорожным транспортом
- Глава 3 Общие сведения
- Глава 4 Технологический процесс работы станции
- Глава 8
- Глава 9 Организация работы технической конторы
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 21
- Глава 22
- Глава 23 Расчет элементов графика дв"жен»я пое"ов
- Глава 24
- Глава 25
- Глава 27 Организация местной работы участка и района
- Глава 28 Составление графика движения поездов
- Глава 29 Основы организации пассажирского движения
- Глава 31
- Глава 33 Основы управления днижением
- Глава 35 Показатели использования [рутовых ваюнов
- Глава 36 Показатели использования локомотивов
- Глава 37 Оперативное планирование эксплуатационной работы
- Глава 38 Диспетчерское руководство движением поездов