logo search
Экз БП шпоры

39. Для чего и как нормируются скорости принятия решения v1 и подъема передней стойки Vп.Ст на взлете?

Скорость принятия решения - наибольшая скорость разбега самолета, при которой в случае отказа критического двигателя возможно как безопасное прекращение, так и безопасное продолжение взлета.

При отказе двигателя или при появлении других неисправностей, угрожающих безопасности полета, если не достигнута скорость принятия решения, взлет должен быть немедленно прекращен. Повторный взлет на воздушном судне до выяснения и устранения причин, вызвавших прекращение взлета, запрещается.

Схема потребных дистанций при отказе двигателя на взлёте

Прерванный взлёт

V=0 VEF (Vотк) V1 V=0

Разбег Движение с отказом Торможение

Потребная дистанция прерванного взлёта

Продолженный взлёт

V=0 V1 VEF (Vотк) VR (Vп.ст) VLOF (Vотр)

V2

10,7 м

Разбег Разбег с отказом 1 этап 2 этап

1/2 1/2

Потребная дистанция разбега

Потребная дистанция продолженного взлёта

V1 –скорость принятия решения; VEF (Vотк) – скорость отказа двигателя; VR (Vп.ст) – скорость начала подъёма передней стойки шасси; VLOF (Vотр)– скорость отрыва самолёта; V2 – безопасная скорость взлёта.

При отказе двигателя на взлете

Прерванный взлёт При V ≤ V1

1. Острый дефицит времени на управление торможением

2. Моменты рыскания из-за несимметричной тяги (особенно на скользкой ВПП)

3. Потеря длины тормозной дистанции во время рыскания самолёта по полосе

Продолженный взлёт При V > V1

Большое угловое ускорение рыскания при запоздалых действиях пилота приводит к утере контроля за углом крена и сильному увеличению сопротивления из-за больших отклонений спойлеров и элеронов для балансиров­ки крена

1. Ранняя уборка закрылков может привести и сваливанию или почти сваливанию самолёта из-за высокого сопротивления

2. Дополнительная избыточная тяга должна иметь место во время отрыва самолёта от ВПП, чтобы не потерять скорость и угол набора высоты

3. Попадание в условия сдвига ветра при неправильной балансировке самолёта во время взлёта (особенно опасной при задней центровке) приводит к большому кабрирующему моменту

4. Во время взлёта с несимметричной тягой потеря видимости может привести к катастрофическим последствиям из-за невозможности контролировать рыскание самолёта только путем ощущения величины усилия и отклонения педали ножного управления