20. Сертификация объектов га и её роль обеспечении безопасности полётов.
Сертификация - согласно № 184-ФЗ «О техническом регулировании» – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров».
Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом (ст. 2 закона о ТР).
Законодательная и нормативно-техническая база сертификации в РФ
ФЗ «О защите прав потребителей» (1992 г.);
ФЗ № 184 «О техническом регулировании» от 27.12.02 (далее – закон о ТР);
«Правила по проведению сертификации в Российской Федерации»
«Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 23.01.2004 № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» и т.д.
Цели подтверждения соответствия
Удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
Содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
Повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
Создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно - технического сотрудничества и международной торговли.
Две формы подтверждения соответствия
Добровольная сертификация. По инициативе заявителя на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации (ст. 21 закона о ТР). Объекты: продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, системы менеджмента, а также любые иные объекты, в отношении которых установлены требования, отраженные в стандартах, договорах и другой документации, на соответствие которой может быть проведение подтверждение соответствия.
Обязательная сертификация. Только применительно к продукции (объект сертификации) и только на соответствие требованиям технических регламентов.
Имеются перечни продукции, подлежащие обязательной сертификации и декларированию соответствия, утвержденные постановлениями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Правительства РФ.
По результатам подтверждения соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации заявителю выдается сертификат соответствия (декларация о соответствии), а продукция маркируется знаком обращения на рынке в информационных целях. Изображение знака устанавливается Правительством РФ.
Сертификация и лицензирование в ГА - инструмент государственного контроля и регулирования гражданской авиационной деятельности для обеспечения установленных требований к безопасности полётов, авиационной безопасности и качеству услуг по авиационным перевозкам и выполнению авиационных работ.
Сертификат подтверждает способность профессиональную, материальную и технологическую подго-товленность исполнителя авиационных работ к соответствующим видам авиационной деятельности.
Лицензия – даёт разрешение на выполнение определенного вида авиационной деятельности.
Сертификации ВС, их производства и сертифицированных аэродромов – проводится МАК. Сертификация объектов ГА и экземпляров ВС – проводится Полномочными органами ГА России
Объекты сертификации определены Воздушным кодексом РФ. Требования к проведению обязательных сертификации и аттестации и порядок их проведения установлены ФАП
Обязательная сертификация объектов ГА (в соответствии с ВК РФ)
Статья 8. Обязательная сертификация и аттестация в гражданской авиации
Статья 10. Приостановление действия сертификата и (или) лицензии и их аннулирование.
Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.
Статья 48. Сертификация гражданских аэродромов и аэропортов, а также объектов единой системы организации воздушного движения.
Объекты сертификации в ГА (ст.8 ВК РФ)
Продукция, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полётов и авиационной безопасности:
Аэродромы и аэропорты
Воздушные суда
Авиационные двигатели, воздушные винты
Бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты
Авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы
Юридические лица, осуществляющие ТО и ремонт АТ
Юридические лица — разработчики и изготовители ВС и другой АТ
Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала
Другие юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полётов ВС или авиационной безопасности
Обязательной аттестации подлежит авиационный персонал
Сертификация ВС - Процесс установления соответствия ВС действующим Нормам лётной годности. Документы, содержащие государственные требования к ВС, направленные на обеспечение безопасности полётов в ГА - Нормы лётной годности (НЛГ): Самолётов – НЛГС, Вертолетов – НЛГВ.
Минимальные требования, выполнение которых необходимо для допуска к эксплуатации ВС, сформулированы в Приложении 8 «Летная годность воздушных судов» к Чикагской конвенции ИКАО
Сертификат лётной годности типа ВС - Основной документ, удостоверяющий соответствие ВС Нормам лётной годности и выдаваемый на основании данных сертификации
- 1. Безопасность полётов: основные понятия и определения.
- 2. Основные факторы, влияющие на безопасность полетов.
- Системные (определяются внутренними свойствами атс)
- Технические (определяются надёжностью или отказами авиационной техники)
- Человеческие (определяются действиями людей и имеют личностную природу)
- Внесистемные (зависят от свойств внешней среды, воздействие неблагоприятных внешних условий)
- 3. Методы количественной оценки уровня безопасности полетов. Абсолютные и относительные статистические показатели безопасности полетов.
- 4. Характеристика особых ситуаций и нормированные вероятности их возникновения по степени опасности.
- 5. Классификация негативных авиационных событий.
- 6. Авиационная транспортная система, её структура и функциональные характеристики элементов. Структура атс
- 7. Система организации лётной работы и её роль в обеспечении бп
- 8. Система сохранения летной годности вс и её роль в обеспечении бп
- 9. Система аэропортового обслуживания и её роль в обеспечении бп
- Классификация аэродромов
- 10. Система организации воздушного движения и её роль в обеспечении бп
- 11. Факторы внешней среды, воздействующие на безопасность авиационной транспортной системы.
- Эксплуатационные факторы
- 12. Система обеспечения безопасности полётов в га рф: структура и взаимодействие элементов.
- 2 Ремонт
- Предприятия и службы ОрВд
- Аэродром-ные и др. Службы оп
- 13. Международные организации га и их роль в системе обеспечения бп в рф
- 14. Основные документы икао, содержащие стандарты и рекомендуемую практику в области обеспечения безопасности полетов
- 15. Программа международного аудита эксплуатационной безопасности iosa
- 16. Федеральные организации (полномочные органы) и их роль в системе обеспечения безопасности полётов в рф
- 17. Основные функции и роль авиационных предприятий в системе обеспечения безопасности полётов в рф.
- 18. Сертификация авиационного производства и её роль в системе обеспечения бп
- 20. Сертификация объектов га и её роль обеспечении безопасности полётов.
- 19. Расследование авиационных происшествий, авиационных инцидентов и других негативных событий в системе обеспечения безопасности полётов в рф.
- 21. Лицензирование гражданской авиационной деятельности и его роль в обеспечении безопасности полётов.
- 23. Подготовка и аттестация авиационного персонала, роль в обеспечении безопасности полётов.
- 24. Основные функции и взаимодействие государственного полномочного органа в области га и авиапредприятия в системе управления безопасностью полётов.
- 26. Характеристика элементов международного права в области безопасности га.
- 27. Структура законодательно-нормативной базы га.
- 28. Свод федеральных авиационных правил рф.
- 29. Виды и назначение Руководств по эксплуатации вс.
- 30. Вопросы обеспечения безопасности полётов в Воздушном кодексе рф.
- Требования к гражданским вс
- Требования к гражданским аэродромам и аэропортам
- 31. Фап "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации и их роль обеспечении безопасности полётов. См в 32
- 32. Основные сертификационные требования к эксплуатанту вс коммерческой авиации
- 33. Фап "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" и их роль обеспечении безопасности полётов.
- 34. Федеральные авиационные правила полётов в воздушном пространстве рф.
- 35. Фап "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации"
- 36. Фап "Сертификация аэропортов. Процедуры".
- 37. Лётная годность и сертификация вс в системе обеспечения безопасности полётов.
- Эксплуатационные факторы
- 39. Для чего и как нормируются скорости принятия решения v1 и подъема передней стойки Vп.Ст на взлете?
- 40. Для чего и как нормируются скорости взлета v2 и начального набора высоты v2n?
- 41. Для чего и как нормируется градиент набора высоты на этапе взлета θ1 при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 42. Для чего и как нормируется градиент набора высоты на этапе начального набора высоты θ2 при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 43. Для чего и как нормируется допустимая взлетная масса вс?
- 44. Для чего и как нормируется скорость захода на посадку Vзп при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 45. Как нормируется скорость ухода на второй круг v2к?
- 46. Для чего и как нормируется потребная посадочная дистанция?
- 47. Как нормируется прочность конструкции вс?
- Основные меры безопасности, обеспечивающие живучесть силовой конструкции
- Система управления
- Гидравлические и пневматические системы
- Система кондициониро-вания воздуха
- Бортовая система сбора полётной информации
- Бортовое аварийно-спасательное оборудование
- Бортовое электро- и радиоэлектронное оборудование
- Компоновка кабины экипажа
- 48. Основные принципы нормирования годности к эксплуатации аэродромов. Требования к гражданским аэродромам и аэропортам
- 49. Определите понятие и категории посадочных метеоминимумов.
- 50. Определите понятие «высоты принятия решения» и его роль в обеспечении безопасности полётов.
- 51. Влияние атмосферной турбулентности на безопасность полетов.
- Характер турбулентности в зависимости от интенсивности перегрузки
- 52. Влияние сдвига ветра на безопасность полетов.
- 53. Воздействие атмосферного электричества, как один из факторов внешней среды, отрицательно влияющих на безопасность полетов вс.
- Механическое
- Термическое
- Электроиндукционное
- 54. Виды и уровни интенсивности обледенения самолета. Опасность полёта на обледеневшем самолете.
- 55. Способы защиты самолетов от обледенения.
- 56. Орнитологические проблемы безопасности полетов.
- 57. Проблемы безопасности полета при отказе двигателя на взлете.
- 58. Проблемы безопасности полета при отказе двигателя на этапе начального набора высоты.
- 59. Нехватка топлива, как одна из проблем безопасности полетов при движении по маршруту. Нехватка топлива
- 60. Сваливание вс, как одно из опасных событий полета. Сваливание вс
- 61. Причины и профилактика столкновений вс в воздухе.
- 62. Основные причины и профилактика столкновений вс с землей в управляемом полете.
- 63. Причины и профилактика грубых приземлений вс.
- 64. Причины и профилактика выкатываний вс за пределы впп.
- 65. Проблема сбалансированного полета самолета на предпосадочной прямой.
- 66. Обеспечение безопасной дистанции торможения самолета.
- 67. Проблема взаимодействия членов летного экипажа вблизи высоты принятия решения.
- 68. Определите основные мероприятия для предупреждения ошибочных действий инженерно-технического персонала иас.
- 69. Особенности подготовки вс к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
- 70. Специальное техническое обслуживание вс после его попадания в особые атмосферные условия и случаи полета.
- 71. Виды и источники информации о безопасности полетов.
- 72. Назначение и классификация технических средств сбора и обработки полетной информации.
- 73. Перечень основных задач, решаемых с использованием средств объективного контроля полета.
- 74. Номенклатура параметров, регистрируемых средствами объективного контроля полета, длительность записи.
- 75. Типы бортовых регистраторов и наземных средств обработки пи
- 76. Наземные системы обработки полетной информации.
- 77. Виды автоматизированной обработки полетной информации.
- 78. Экспресс-анализ полетной информации.
- 79. Бортовая автоматизированная система контроля (на примере самолета ан-70т)
- 81. Анализ технического состояния вс по данным средств объективного контроля полета.
- 82. Оценка безопасности полетов по данным средств объективного контроля полета.
- 83. Многоуровневая автоматизированная система информационного обеспечения безопасности полётов.
- 84. Почему обеспечение безопасности полетов требует дополнительных материальных затрат?
- 85. Конфликт интересов между безопасностью и коммерческой эффективностью авиационной деятельности.
- 86. «Пирамида» негативных авиационных событий как модель их накопления и перехода уровней опасности последствий.
- 87. Ранжирование негативных событий по уровню риска. См в 86.
- 88. Контроль безопасности полета по программе losa.
- 89. Использование нормативов оценки качества деятельности экипажа вс для управления бп
- 90. Мониторинг уровня безопасности полетов в авиакомпании.
- 91. Программа иата «Проверка эксплуатационной безопасности» iosa.
- 92. Программа инспектирования иностранных перевозчиков safa.
- 93. Оценка риска и управление безопасностью полётов.
- 94. Управление безопасностью полётов при производстве полётов вс см стр 13(3)
- 95. Управление безопасностью полётов при технической эксплуатации вс
- 96. Использование нормативов лётной годности при оценке рисков безопасности полёта
- 97. Культурологический аспект обеспечения бп.
- 98. Глобальный план обеспечения безопасности полётов икао.
- 99. Государственная программа обеспечения безопасности полётов в га рф
- Проблемы безопасности на этапе взлёта самолёта
- Особен- ности этапа
- Самолёта
- Продолженный
- Проблемы безопасности на рабочем этапе полёта
- Сваливание вс
- Нехватка топлива
- Столкновения вс
- 4.1.3. Проблемы безопасности на этапе посадки
- Сохранение
- Годности
- Вс при эксплуатации
- Функциональная схема системы управления безопасностью полётов
- Руководство по сокращению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (alar Tool Kit)
- Правило стерильной кабины
- «Золотые правила » для нештатных и аварийных ситуаций
- Программа обеспечения качества полётов foqa
- Основы применения
- 1. Безопасность полётов: основные понятия и определения.
- 2. Основные факторы, влияющие на безопасность полетов.