logo search
Экз БП шпоры

21. Лицензирование гражданской авиационной деятельности и его роль в обеспечении безопасности полётов.

Сертификация и лицензирование в ГА - инструмент государственного контроля и регулирования гражданской авиационной деятельности для обеспечения установленных требований к безопасности полётов, авиационной безопасности и качеству услуг по авиационным перевозкам и выполнению авиационных работ.

Сертификат подтверждает способность профессиональную, материальную и технологическую подго-товленность исполнителя авиационных работ к соответствующим видам авиационной деятельности.

Лицензия – даёт разрешение на выполнение определенного вида авиационной деятельности.

Лицензированию подлежат (ВК РФ, ст. 9. Лицензирование деятельности в области авиации)

  1. Деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе.

  2. Деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности N 128-ФЗ, 08.08.01

Регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Критерии определения лицензируемых видов деятельности и полномочия лицензирующих органов

Критерии (Ст.4)

Полномочия (Ст.6)

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

• Предоставление лицензий;

• переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

• приостановление действия лицензий;

• возобновление действия лицензий;

• аннулирование лицензий;

• ведение реестра лицензий;

• контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Срок действия лицензии (Ст.8) и осуществление контроля (Ст.12)

Срок действия

Не может быть менее чем 5 лет.

Может быть продлен по заявлению лицензиата.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Контроль

1. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

2. Лицензирующие органы имеют право:

• проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

• запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

• составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

• выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

• выносить предупреждение лицензиату.

Приостановление действия и аннулирование лицензии (Ст.13)

Лицензия может быть приостановлена (в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий) или аннулирована (в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ) решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Организация лицензирования

Лицензирование деятельности в области гражданской авиации осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации в порядке, установленном федеральными авиационными правилами. Выдача соответствующих лицензий гражданам и указанным в статье 8 ВК юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается.Выдача соответствующей лицензии авиационному предприятию или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ.

Некоммерческая деятельность в области государственной, экспериментальной и гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, может осуществляться без лицензий. Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в суд. Лицензирование деятельности в области авиации осуществляется возмездно.

Лицензирование авиационных перевозок

Порядок лицензирования

Для проведения лицензирования лицензирующий орган образовывает лицензионную комиссию. Положение о лицензионной комиссии и её состав утверждаются руководителем лицензирующего органа в области ГА. Лицензирующий орган ведет реестры выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от вида деятельности и не может быть менее 5-ти лет. Основанием процедуры отмены действия (аннулирования) лицензии на осуществление воздушных перевозок (внутренних и международных) является невыполнение перевозок в соответствии с лицензией по внутренним воздушным линиям в течение 2 месяцев, а по международным воздушным линиям в течение 6 месяцев.

Положение о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов, Утв. Постановлением Правительства РФ №397 от 23.06.2007

Лицензирование перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) грузов осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта. Лицензия на перевозку предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Предоставление лицензии (отказ в предоставлении лицензии), переоформление лицензии, приостановление или возобновление ее действия, аннулирование лицензии, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п14).

Лицензионные требования и условия (п.4)

а) Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;

б) соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок пассажиров (грузов) и требований к обслуживанию пассажиров (грузоотправителей и грузополучателей), устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;

в) наличие у лицензиата воздушных судов на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок пассажиров (грузов) в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных воздушных перевозок и программой выполнения нерегулярных воздушных перевозок;

г) обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) страхования ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров ВС, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажирах вещам, или за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на страховую сумму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, международными договорами и (или) законодательством государства, на территорию, с территории или через территорию которого осуществляется воздушная перевозка.

22. Государственный контроль и надзор за обеспечением безопасности полётов. См в 25.

Нормативные правовые документы в области государственного контроля (надзора) за безопасностью полётов

Документы ИКАО

  1. Конвенция о международной гражданской авиации (Doc 7300) и Приложения (1 – 18) к ней.

  2. Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов.

Часть А. Создание государственной системы контроля за обеспечением безопасности полетов и управление этой системы (Doc 9734-AN/959).

  1. Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора (Doc 8335-AN/879).

Воздушный кодекс Российской Федерации

Цель - Обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг (Ст.27).

Осуществляет уполномоченный орган в области ГА. Государственный контроль осуществляется за соблюдением воздушного законодательства РФ и международных договоров РФ (Ст.28).

Для осуществления государственного контроля за деятельностью в области ГА уполно-моченный орган в области ГА создает инспекторские службы (Ст.29).

Виды контроля

  1. Контроль за соблюдением правил летной эксплуатации и технического обслуживания воздушных судов

Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна определенного типа и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается на эксплуатанта (п. 5).

При нарушении эксплуатантом указанных в п.5 настоящей статьи правил, а также при выявлении небезопасного состояния гражданского воздушного судна уполномоченный орган в области гражданской авиации или уполномоченный орган в области оборонной промышленности имеет право ввести ограничения на эксплуатацию данного воздушного судна или остановить его эксплуатацию.

  1. Контроль за летной годно-стью граждан-ских воздушных судов, авиацион-ных двигателей и воздушных судов

Государственный контроль за летной годностью гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов на этапах их разработки, производства и эксплуатации осуществляется уполномоченным органом, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, уполномоченным органом в области гражданской авиации и уполномоченным органом в области оборонной промышленности (п. 7).

  1. Контроль за соот-ветствием граждан-ских аэродромов и аэропортов установ-ленным требованииям

Государственный контроль за соответствием гражданских аэродромов и аэропортов требованиям, предъявляемым к ним, осуществляется уполномоченным органом, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских аэродромов и аэропортов (п. 4).

  1. Контроль за деяте-льностью авиацион-ного персонала ГА

Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации (п.2).

  1. Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей

Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей, осуществляет уполномоченный орган в области ГА. Контроль осуществляется за соблюдением законодательства РФ и международных договоров РФ, а также требований соответствующих сертификатов и лицензий (п. 1).

  1. Расследования, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов

Расследования, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов осуществляются уполномоченными органами, на которые возложены эти полномочия соответственно в гражданской, государственной или экспериментальной авиации (п. 3).

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ) – Ространснадзор. Является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства. Находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Для осуществления государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации специально уполномоченный орган в области гражданской авиации создает инспекторские службы.

Структура и функции инспекторских служб устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Права и ответственность инспекторов определяются Правительством Российской Федерации.

Требования инспекторов и инспекторских служб, предъявленные в связи с проведением проверок, являются обязательными для исполнения гражданами и юридическими лицами (ст. 31 ВК РФ).