23. Подготовка и аттестация авиационного персонала, роль в обеспечении безопасности полётов.
Требования к авиационному персоналу ГА (гл. VII ВК).
"К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов ВС или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов ВС, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения" (ст. 52 ВК).
Лица из числа авиационного персонала ГА допускаются к профессиональной деятельности при наличии сертификата (свидетельства). Сертификат (свидетельство) иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, признается действительным в России, если этот документ соответствует признаваемым Россией международным авиационным стандартам и ФАП. Требования к авиационному персоналу устанавливаются ФАП. Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала ГА осуществляет уполномоченный орган в области ГА
Лётная служба |
В программы занятий с летным составом могут включаться темы, отражающие особенности организации, обеспечения и выполнения полетов воздушных судов, вопросы, отражающие особенности летной и технической эксплуатации авиационной техники в осенне-зимний (весенне-летний) период.После теоретической, тренажерной, предварительной и летной подготовок рекомендуется провести летно-техническую конференцию по обмену опытом летной и технической эксплуатации авиационной техники в предшествующие аналогичные периоды. По результатам подготовки летной службы к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период, как правило, издается распорядительный документ руководителя организации (филиала организаций) ГА о готовности летной службы к работе в ОЗП (ВЛП). |
Инженерно-авиационная служба |
Обращается особое внимание на изучение средств подогрева, обучение правилам и методам борьбы с обледенением ВС на земле, грамотную эксплуатацию топливной, высотной, гидравлической, водяной и противообледенительной систем ВС, систем управления, анероидно-мембранных приборов, изучению правил и особенностей буксировки ВС и опробования двигателей на месте стоянки, а также правил техники безопасности. При подготовке авиационной техники к эксплуатации в осенне-зимний (весенне-летний) период на ВС, как правило, выполняются работы, связанные с особенностями их эксплуатации в предстоящий период. На всех ВС, как правило, проводится проверка наличия, исправности и работоспособности съемного оборудования, чехлов, заглушек, бортового аварийно-спасательного оборудования и радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего полеты по международным воздушным линиям. Каждое воздушное судно, подготовленное к эксплуатации в осенне-зимний (весенне-летний) период, как правило, осматривается комплексной комиссией Проводится проверка эксплуатационной (ремонтной) документации (ЭРД), правильности ее ведения, наличия формуляров и паспортов на все агрегаты. Сверка контрольных экземпляров эксплуатационной (ремонтной) документации с эталонными экземплярами производится, как правило, один раз в год при подготовке ИАС к работе в осенне-зимний период. С учетом особенностей работы в предстоящий период, как правило, уточняются перечни неснижаемого запаса запасных частей, агрегатов и материалов, возвратно-обменного фонда и принимаются меры по их укомплектованию. Проверяется состояние зданий, сооружений и помещений ИАС (ангаров, доков, тепляков), предангарных и гоночных площадок, струеотклоняющих щитов, инженерных сетей, а также работоспособность и пожарная безопасность отопительных систем и приборов, электронагревателей, систем вентиляции и кондиционирования. Подготовку и ремонт наземного оборудования, средств механизации, подъемных транспортных средств (стремянок, средств подогрева и удаления обледенения, гидроподъемников, швартовочных приспособлений, якорных креплений, электроталей, электроколонок, колодок и другого оборудования) рекомендуется организовывать и проводить в соответствии с календарными планами работ и регламентами технического обслуживания. Особое внимание уделяется качеству подготовки средств подогрева двигателей и кабин воздушных судов. Рекомендуется провести профилактическое обслуживание всего стендового оборудования и контрольно-поверочной аппаратуры. Проверяются сроки годности оборудования и его соответствие нормам технических параметров. По результатам проверки производится запись в паспорте или формуляре. Рекомендуется проверить технические средства, применяемые для проведения аварийно-спасательных и эвакуационных работ. |
Служба УВД |
Рекомендуется обращать особое внимание на изучение местных климатических особенностей и характера возможных в предстоящий период опасных для полетов метеоявлений, особенностей использования средств обеспечения полетов в предстоящий период, анализов состояния безопасности полетов при управлении воздушного движения и нарушений порядка использования воздушного пространства в предшествующие аналогичные периоды, наличие характерных авиационных происшествий и инцидентов при УВД, включая чрезвычайные происшествия. В процессе подготовки служб рекомендуется проверять состояние зданий, сооружений и помещений УВД и ПВД, работоспособность и пожарная безопасность отопительных систем и приборов, электрических нагревателей, систем вентиляции и кондиционирования. |
Особенности подготовки службы авиационной безопасности |
В авиапредприятиях проводятся занятия с членами экипажей гражданских ВС по действиям в чрезвычайной обстановке, связанным с захватом или угоном ВС и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте. Проверяется наличие на ВС: - памятки по действиям экипажа в чрезвычайной обстановке; - инструкции о порядке проведения досмотра ВС в полете с перечнями контрольных мест досмотра; - инструкции по правилам размещения, транспортировки и обеспечения сохранности металлических запираемых ящиков для перевозки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета; - ящиков и мешков для перевозки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета. Как правило, проводятся заседания аэропортовых комиссий по АБ для рассмотрения актуальных проблем деятельности на предстоящий период, намечаются конкретные меры по их практической реализации. Рекомендуется проводить анализ организации охраны ВС и особо важных объектов с учетом особенностей предстоящего периода, уточняются табель постам и схема расположения (дислокации) постов. Уточняются маршруты и графики патрулирования (пешими нарядами и на специально оборудованных транспортных средствах). В подразделениях охраны САБ проводятся установленным порядком учебные стрельбы из боевого и служебного оружия. Проверяется наличие у сотрудников охраны САБ разрешений на право ношения и хранения оружия. Как правило, проводятся контрольные закладки муляжей оружия, боеприпасов, взрывных устройств и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке в салонах гражданских ВС. Рекомендуется проводить сезонное ТО специальных технических средств досмотра, охраны и противопожарного обеспечения, транспортных средств САБ, радиостанций, систем сигнализации и связи (ГГС на КПП, в пунктах досмотра и др. подразделениях), проблесковых маячков. Проверяется техническое и санитарное состояние служебных помещений САБ. Соответствие температурного режима в пунктах досмотра, накопителях для пассажиров, боксах для автотранспорта, бытовых помещениях сотрудников САБ требованиям руководящих документов. Рекомендуется проводить сезонное обслуживание досмотровой техники, проверка соответствия рабочих параметров установленным нормам, наличие и оснащенности комнат для хранения изъятого оружия, боеприпасов и других предметов, запрещенных к транспортировке воздушным транспортом: результаты оформляются документально. Проводится комиссионное обследование состояния ограждения периметра аэродрома и особо важных объектов, наличия по периметру ограждений предупредительных аншлагов, запрещающих проникновение в контролируемые зоны аэропорта и охраняемые объекты. В случае необходимости готовятся соответствующие заявки на ремонт ограждения и приобретение аншлагов. Рекомендуется проверять состояние подъездных дорог к охраняемым объектам, а также вдоль периметра ограждений с внутренней и внешней стороны. Наличие и состояние освещения на МС ВС, КПП и на территории особо важных объектов. Их соответствие предъявляемым требованиям. |
Подготовка авиационного персонала авиации общего назначения проводится в аккредитованных Федеральной авиационной службой России авиационных учебных центрах. Требования, предъявляемые к указанным центрам, и порядок их сертификации определяются Федеральной авиационной службой РФ.
Лица, успешно закончившие курс подготовки и продемонстрировавшие уровень знаний и навыков не ниже требований, установленных Федеральной авиационной службой России, могут получить одно из следующих свидетельств:
пилот-любитель; пилот аэростатического летательного аппарата; пилот-планерист; пилот сверхлегкого летательного аппарата; пилот коммерческой авиации; штурман; бортинженер, бортмеханик; бортрадист; бортоператор; бортпроводник; инструктор парашютной службы; диспетчер службы движения; авиационный инженер, техник.
Состояние здоровья кандидатов на получение свидетельств летных специалистов должно соответствовать требованиям, установленным Федеральной авиационной службой России.
Основной задачей аттестации является определение уровня профессиональной подготовки авиационного персонала, рационального подбора и распределения авиационного персонала в соответствии с их квалификацией, обеспечение безопасности и регулярности полетов.
Аттестация проводится в целях:
подтверждения профессионального уровня авиационного персонала (подтверждение квалификационного класса);
присвоения очередного квалификационного класса.
Контроль за поддержанием знаний и навыков авиационного персонала авиации общего назначения осуществляется при:
подготовке авиационного персонала;
аттестации и сертификации авиационного персонала;
инспектировании деятельности субъектов авиации общего назначения.
Подготовка авиационного персонала авиации общего назначения осуществляется на базе аккредитованных Федеральной авиационной службой России авиационных учебных центров, обеспечивающих первоначальную подготовку, переподготовку для работы на другом типе воздушных судов, повышение квалификации летных специалистов.
Аттестацию и сертификацию авиационного персонала авиации общего назначения осуществляют:
высшая квалификационная комиссия Федеральной авиационной службы России, которая осуществляет сертификацию летных специалистов с выдачей свидетельств, ведет картотеку выданных свидетельств;
региональные квалификационные комиссии Федеральной авиационной службы России, которые осуществляют аттестацию авиационного персонала авиации общего назначения и выдачу свидетельств в соответствии с порядком, утверждаемым Федеральной авиационной службой России.
Квалификационная проверка пилота должна определить его удовлетворительные знания, навыки в отношении:
а) воздушного судна, его систем и агрегатов;
б) правильного управления воздушным судном,
в) выполнения правил полета по маршруту, снижения, захода на посадку по приборам, ухода на второй круг и соответствующих указаний со стороны специалистов по УВД;
г) координации действий экипажа;
д) выполнения обязанностей по спасанию людей в аварийной обстановке.
Квалификационная проверка бортинженера должна выявить его знания и подготовленность в отношении всей текущей информации и процедур (правил) эксплуатанта, применимых к используемому для проверки типу ВС.
Проверки пилотов эксплуатанта должны проводиться либо инспектором Полномочного органа ГА, имеющим соответствующую подготовку по используемому для данной цели конкретному типу ВС, или пилотом-инспектором, который назначен Полномочным органом ГА
- 1. Безопасность полётов: основные понятия и определения.
- 2. Основные факторы, влияющие на безопасность полетов.
- Системные (определяются внутренними свойствами атс)
- Технические (определяются надёжностью или отказами авиационной техники)
- Человеческие (определяются действиями людей и имеют личностную природу)
- Внесистемные (зависят от свойств внешней среды, воздействие неблагоприятных внешних условий)
- 3. Методы количественной оценки уровня безопасности полетов. Абсолютные и относительные статистические показатели безопасности полетов.
- 4. Характеристика особых ситуаций и нормированные вероятности их возникновения по степени опасности.
- 5. Классификация негативных авиационных событий.
- 6. Авиационная транспортная система, её структура и функциональные характеристики элементов. Структура атс
- 7. Система организации лётной работы и её роль в обеспечении бп
- 8. Система сохранения летной годности вс и её роль в обеспечении бп
- 9. Система аэропортового обслуживания и её роль в обеспечении бп
- Классификация аэродромов
- 10. Система организации воздушного движения и её роль в обеспечении бп
- 11. Факторы внешней среды, воздействующие на безопасность авиационной транспортной системы.
- Эксплуатационные факторы
- 12. Система обеспечения безопасности полётов в га рф: структура и взаимодействие элементов.
- 2 Ремонт
- Предприятия и службы ОрВд
- Аэродром-ные и др. Службы оп
- 13. Международные организации га и их роль в системе обеспечения бп в рф
- 14. Основные документы икао, содержащие стандарты и рекомендуемую практику в области обеспечения безопасности полетов
- 15. Программа международного аудита эксплуатационной безопасности iosa
- 16. Федеральные организации (полномочные органы) и их роль в системе обеспечения безопасности полётов в рф
- 17. Основные функции и роль авиационных предприятий в системе обеспечения безопасности полётов в рф.
- 18. Сертификация авиационного производства и её роль в системе обеспечения бп
- 20. Сертификация объектов га и её роль обеспечении безопасности полётов.
- 19. Расследование авиационных происшествий, авиационных инцидентов и других негативных событий в системе обеспечения безопасности полётов в рф.
- 21. Лицензирование гражданской авиационной деятельности и его роль в обеспечении безопасности полётов.
- 23. Подготовка и аттестация авиационного персонала, роль в обеспечении безопасности полётов.
- 24. Основные функции и взаимодействие государственного полномочного органа в области га и авиапредприятия в системе управления безопасностью полётов.
- 26. Характеристика элементов международного права в области безопасности га.
- 27. Структура законодательно-нормативной базы га.
- 28. Свод федеральных авиационных правил рф.
- 29. Виды и назначение Руководств по эксплуатации вс.
- 30. Вопросы обеспечения безопасности полётов в Воздушном кодексе рф.
- Требования к гражданским вс
- Требования к гражданским аэродромам и аэропортам
- 31. Фап "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации и их роль обеспечении безопасности полётов. См в 32
- 32. Основные сертификационные требования к эксплуатанту вс коммерческой авиации
- 33. Фап "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" и их роль обеспечении безопасности полётов.
- 34. Федеральные авиационные правила полётов в воздушном пространстве рф.
- 35. Фап "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации"
- 36. Фап "Сертификация аэропортов. Процедуры".
- 37. Лётная годность и сертификация вс в системе обеспечения безопасности полётов.
- Эксплуатационные факторы
- 39. Для чего и как нормируются скорости принятия решения v1 и подъема передней стойки Vп.Ст на взлете?
- 40. Для чего и как нормируются скорости взлета v2 и начального набора высоты v2n?
- 41. Для чего и как нормируется градиент набора высоты на этапе взлета θ1 при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 42. Для чего и как нормируется градиент набора высоты на этапе начального набора высоты θ2 при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 43. Для чего и как нормируется допустимая взлетная масса вс?
- 44. Для чего и как нормируется скорость захода на посадку Vзп при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 45. Как нормируется скорость ухода на второй круг v2к?
- 46. Для чего и как нормируется потребная посадочная дистанция?
- 47. Как нормируется прочность конструкции вс?
- Основные меры безопасности, обеспечивающие живучесть силовой конструкции
- Система управления
- Гидравлические и пневматические системы
- Система кондициониро-вания воздуха
- Бортовая система сбора полётной информации
- Бортовое аварийно-спасательное оборудование
- Бортовое электро- и радиоэлектронное оборудование
- Компоновка кабины экипажа
- 48. Основные принципы нормирования годности к эксплуатации аэродромов. Требования к гражданским аэродромам и аэропортам
- 49. Определите понятие и категории посадочных метеоминимумов.
- 50. Определите понятие «высоты принятия решения» и его роль в обеспечении безопасности полётов.
- 51. Влияние атмосферной турбулентности на безопасность полетов.
- Характер турбулентности в зависимости от интенсивности перегрузки
- 52. Влияние сдвига ветра на безопасность полетов.
- 53. Воздействие атмосферного электричества, как один из факторов внешней среды, отрицательно влияющих на безопасность полетов вс.
- Механическое
- Термическое
- Электроиндукционное
- 54. Виды и уровни интенсивности обледенения самолета. Опасность полёта на обледеневшем самолете.
- 55. Способы защиты самолетов от обледенения.
- 56. Орнитологические проблемы безопасности полетов.
- 57. Проблемы безопасности полета при отказе двигателя на взлете.
- 58. Проблемы безопасности полета при отказе двигателя на этапе начального набора высоты.
- 59. Нехватка топлива, как одна из проблем безопасности полетов при движении по маршруту. Нехватка топлива
- 60. Сваливание вс, как одно из опасных событий полета. Сваливание вс
- 61. Причины и профилактика столкновений вс в воздухе.
- 62. Основные причины и профилактика столкновений вс с землей в управляемом полете.
- 63. Причины и профилактика грубых приземлений вс.
- 64. Причины и профилактика выкатываний вс за пределы впп.
- 65. Проблема сбалансированного полета самолета на предпосадочной прямой.
- 66. Обеспечение безопасной дистанции торможения самолета.
- 67. Проблема взаимодействия членов летного экипажа вблизи высоты принятия решения.
- 68. Определите основные мероприятия для предупреждения ошибочных действий инженерно-технического персонала иас.
- 69. Особенности подготовки вс к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
- 70. Специальное техническое обслуживание вс после его попадания в особые атмосферные условия и случаи полета.
- 71. Виды и источники информации о безопасности полетов.
- 72. Назначение и классификация технических средств сбора и обработки полетной информации.
- 73. Перечень основных задач, решаемых с использованием средств объективного контроля полета.
- 74. Номенклатура параметров, регистрируемых средствами объективного контроля полета, длительность записи.
- 75. Типы бортовых регистраторов и наземных средств обработки пи
- 76. Наземные системы обработки полетной информации.
- 77. Виды автоматизированной обработки полетной информации.
- 78. Экспресс-анализ полетной информации.
- 79. Бортовая автоматизированная система контроля (на примере самолета ан-70т)
- 81. Анализ технического состояния вс по данным средств объективного контроля полета.
- 82. Оценка безопасности полетов по данным средств объективного контроля полета.
- 83. Многоуровневая автоматизированная система информационного обеспечения безопасности полётов.
- 84. Почему обеспечение безопасности полетов требует дополнительных материальных затрат?
- 85. Конфликт интересов между безопасностью и коммерческой эффективностью авиационной деятельности.
- 86. «Пирамида» негативных авиационных событий как модель их накопления и перехода уровней опасности последствий.
- 87. Ранжирование негативных событий по уровню риска. См в 86.
- 88. Контроль безопасности полета по программе losa.
- 89. Использование нормативов оценки качества деятельности экипажа вс для управления бп
- 90. Мониторинг уровня безопасности полетов в авиакомпании.
- 91. Программа иата «Проверка эксплуатационной безопасности» iosa.
- 92. Программа инспектирования иностранных перевозчиков safa.
- 93. Оценка риска и управление безопасностью полётов.
- 94. Управление безопасностью полётов при производстве полётов вс см стр 13(3)
- 95. Управление безопасностью полётов при технической эксплуатации вс
- 96. Использование нормативов лётной годности при оценке рисков безопасности полёта
- 97. Культурологический аспект обеспечения бп.
- 98. Глобальный план обеспечения безопасности полётов икао.
- 99. Государственная программа обеспечения безопасности полётов в га рф
- Проблемы безопасности на этапе взлёта самолёта
- Особен- ности этапа
- Самолёта
- Продолженный
- Проблемы безопасности на рабочем этапе полёта
- Сваливание вс
- Нехватка топлива
- Столкновения вс
- 4.1.3. Проблемы безопасности на этапе посадки
- Сохранение
- Годности
- Вс при эксплуатации
- Функциональная схема системы управления безопасностью полётов
- Руководство по сокращению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (alar Tool Kit)
- Правило стерильной кабины
- «Золотые правила » для нештатных и аварийных ситуаций
- Программа обеспечения качества полётов foqa
- Основы применения
- 1. Безопасность полётов: основные понятия и определения.
- 2. Основные факторы, влияющие на безопасность полетов.