logo search
Орг движения

30.4. Составление расписания пассажирских поездов и расчет потребного количества составов и вагонов

Расписание пассажирских поездов разрабатывают раз в три-четыре года с необходимой в ряде случаев корректировкой по годам, а также на зимний и летний периоды. Министерство путей сообще­ния дает дорогам задание на подготовку материалов и составление проекта расписаний. На дорогах тщательно и всесторонне анализи­руют действующее расписание, пассажиропотоки, а также получен­ные от фабрик, заводов, учреждений, колхозов, совхозов и отдель­ных граждан предложения о внесении изменений в действующее расписание. Анализом действующего расписания выявляют соответ­ствие числа поездов запланированному пассажиропотоку; проверя­ют использование числа мест в поездах и правильность композиции составов; находят возможности для улучшения расписания (более удобное время прибытия и отправления поездов, их согласование, установление беспересадочных сообщений и др.); проверяют време-

413

на хода по перегонам, стоянки для технических надобностей и об­служивания пассажиров, возможности для повышения скоростей движения; проверяют оборот подвижного состава и выявляют ре­сурсы наилучшего его использования; рассматривают увязку в дей­ствующем графике пассажирского движения с грузовым, возможно­сти для лучшей прокладки грузовых поездов наиболее правильным расположением пассажирских и наоборот; рассматривают обеспе­ченность безопасности движения.

Затем разрабатывают проект нового расписания сначала схе­матически, в виде сокращенного графика, а затем с детальной прок­ладкой поездов. На график наносят раздельно поезда круглогодич­ного обращения (постоянные), летнего курсирования и разового назначения (пунктиром). Расписание обычно не составляют цели­ком заново. Это бывает лишь тогда, когда условия работы линии существенно меняются. Во многих же случаях его только улучшают, внося частичные изменения, причем все положительные стороны прежнего расписания сохраняют. Частое изменение графика отправ­ления поездов из крупных узлов вообще нежелательно для пасса­жиров.

Расписания пассажирских поездов прокладывают па графике в тесной увязке с грузовым движением, для чего в необходимых слу­чаях, намечая пассажирские поезда, прокладывают одновременно и потребное число грузовых. Окончательно утверждает график и расписание Министерство путей сообщения, которое предваритель­но устанавливает размеры движения дальних и местных поездов. Одновременно утверждаются весовые нормы, приписка составов к дорогам, оборот составов, порядок перецепки беспересадочных ва­гонов и групп.

Составляя сокращенный график пассажирских поездов, так же как и при детальной их прокладке, необходимо соблюдать следую­щие основные условия.

Отправление дальних поездов с конечных станций следует наз­начать, как правило, вечером, а прибытие — у гром. По возможно­сти надо избегать проследования поездов ночью через крупные го­рода. Если общее время хода пассажирского поезда на направлении не позволяет при вечернем отправлении получить прибытие утром, то необходимо изучить возможности изменения времени хода (на­пример, сокращением стоянок или передвижкой линии хода) и до­биться наиболее удобного для пассажиров времени отправления и прибытия. Например, если общее время хода поезда со станции А до станции Б равно 24 ч, то более удобны из трех вариантов про­кладки поезда (рис 30.3) 1 и 3; в обоих случаях пассажир теряет в дороге только один рабочий день, а в варианте 2 (отправление в 15 ч) —половину первого дня и целиком второй рабочий день.

Местные поезда, обращающиеся на расстоянии 200—400 км, можно прокладывать на графике в различное время, но желатель­но не ночью. На рис. 30.4 показаны два варианта прокладки местно­го поезда между пунктами Л и Б. Пункт А — крупный администра­тивный центр, Б — менее крупный город. Время нахождения поезда

414

Рис. 30 3 Варианты про- О кладки на графике дальнею А пассажирского поезда

в пути между этими пунктами 4 ч. По варианту 1 поезд отправляется со станции А утром и прибывает обратно вечером Этот вариант удо­бен для пассажиров, едущих со станции А на станцию Б: к вечеру они могут уже возвратиться домой. Наоборот, вариант 2 более удо­бен для пассажиров, едущих с линии на станцию А. Если пассажи­ропоток может быть освоен одним поездом, то время отправления и прибытия его выбирают так, чтобы оно было удобно в первую оче­редь для основной категории пассажиров и увязано с часами рабо­ты предприятий. При достаточном пассажиропотоке могут быть наз­начены в обращение оба поезда.

Расписания поездов различных направлений должны быть согласованы так, чтобы пассажиры, а также беспересадочные ва­гоны не ожидали продолжительное время другого поезда. Следует обязательно обеспечив согласование (по времени) и с поездами заграничных железных дорог. Согласование в узлах удобно пла­нировать посредегвом графического изображения прохода поездов. Это позволяет обеспечить одновременно и условия безопасности движения при следовании поездов но враждебным маршрутам. Местные поезда нужно согласовывать с дальними так, чтобы пасса­жир, прибывший местным поездом с промежуточной станции на участковую, мог без лишнего ожидания пересесть на скорый поезд для дальнейшей поездки и наоборот. Такое согласование поездов показано на рис. 30.5. Пассажир, отправляющийся до станции Д с одной из станций, расположенных на участке АБ, может с ме­стным пассажирским поездом доехать до станции Б и пересесть на скорый поезд. Пассажир, следующий со станции А на участок ГД, может доехать скорым поездом до станции Г и, не теряя времени, отправиться до нужной ему промежуточной станции с местным по­ездом.