9. Система аэропортового обслуживания и её роль в обеспечении бп
Система наземного обеспечения полётов
Аэронавигационное обеспечение |
Необходимая аэронавигационная информация должна своевременно представляться органами службы аэронавигационной информации (САИ) экипажам ВС, органам УВД и другим заинтересованным службам. |
Основные документы аэронавигационной информации, представляемой органами службы аэронавигационной информации (САИ) экипажам ВС, органам УВД и другим заинтересованным службам: - перечни воздушных трасс, МВЛ и запасных аэродромов;
|
В аэропорту аэронавигационная информация представляется экипажам ВС штатным органом службы аэронавигационной информации — бюро аэронавигационной информации (БАИ) или должностными лицами штурманской службы и службы движения. |
Штурманское обеспечение |
Основные задачи, решаемые штурманской службой:
|
Штурманское обеспечение полетов организуется в соответствии с требованиями правил производства полётов и осуществляется на всех этапах их подготовки и выполнения. |
Метеорологическое обеспечение |
Около одной трети всех тяжелых авиационных происшествий произошли в погодных условиях, близких к минимально допустимым, когда метеоусловия усложняли и затрудняли действия экипажа, а в некоторых случаях явились основной причиной авиационных происшествий. Поэтому для обеспечения безопасности и регулярности полетов необходимы высокая оперативность и точность метеорологической информации о фактической и прогнозируемой погоде. |
Метеорологическое обеспечение ГА организует Росгидромет, в том числе через его оперативные подразделения, находящиеся в аэропортах или на аэродромах. Экипажи ВС в период предполетной подготовки получают от них: метеорологическую консультацию, сведения о фактической погоде, прогноз погоды, штормовые оповещения и предупреждения, метеорологическую документацию в зависимости от характера и продолжительности полета. При полетах продолжительностью более 2 ч экипажам ВС вручается следующая документация: авиационные прогностические карты особых явлений погоды или прогноз погоды по маршруту полета; прогностические карты барической топографии или прогноз ветра на высотах; бланк с прогнозами погоды по пункту посадки и запасным аэродромам; бланк «Бортовая погода» для заполнения экипажем в полете. Экипажам, выполняющим полеты по правилам визуальных полетов ниже нижнего эшелона, вручается прогноз погоды по маршруту, аэродрому назначения и запасным аэродромам в текстовой форме. При полетах продолжительностью 2 ч и менее метеодокументация, как правило, не вручается. В этих случаях экипаж проходит метеоконсультацию, и дежурный синоптик отмечает это в задании на полет. |
Метеорологические наблюдения при выполнении полетов на основном и запасном аэродромах производятся через каждые 30 мин, в остальных случаях — ежечасно. |
Экипажи ВС получают данные о погоде по КВ и УКВ-каналам вещания метеоинформации. Если на аэродроме нет системы автоматической передачи этих данных по УКВ-каналу, метеоинформация передается на борт ВС диспетчером службы движения. |
Орнитологическое обеспечение |
Увеличение скоростей и интенсивности полетов в районах аэродромов привело к значительному увеличению случаев столкновений ВС с птицами. В основном случаи столкновений происходят на малых высотах: от 0 до 20 м—45% столкновений: от 20 до 40 м—примерно 20%; от 40 до 60м— 15—18%. Орнитологическое обеспечение полетов включает в себя следующие мероприятия:
|
Для устранения условий, способствующих концентрации птиц, на аэродромах производится вырубка кустарников, скашивание травяного покрова, осушение заболоченных участков, ликвидация доступа птиц к пищевым отходам пунктов питания аэропортов. Запрещается использовать земли аэродромов для посева сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц, строительство подсобных хозяйств (свинарников, коровников и т.д.) в радиусе 15 км от аэродрома и т.д |
Радиосветотехническое обеспечение |
Для радиосветотехнического обеспечения полетов используются автоматизированные системы УВД, аэродромные и трассовые радиолокаторы, радиотехнические системы и средства навигации, радиолокационные, радиомаячные системы, системы посадки, системы светосигнального оборудования, радиопеленгаторы, радиостанции авиационной и воздушной электросвязи и метеовещания, средства автоматизированной и ручной наземной электросвязи. |
Время включения радиосветотехнических средств обеспечения полетов следующее:
|
Диспетчерские службы круга и посадки оборудуются средствами автоматической звуковой и световой сигнализации отказов наземных посадочных систем и готовности ВПП к посадке (взлету) ВС. |
Обеспечение авиационной безопасности |
Под обеспечением авиационной безопасности (АБ) понимается проведение комплекса обязательных мероприятий по защите авиапредприятия (авиакомпании) от актов незаконного вмешательства в их деятельность. |
Основными мероприятиями по предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации являются: досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа; специальный осмотр ВС; ограждение аэродромов и объектов авиационных предприятий, организация и поддержание пропускного и внутри-объектового режимов; охрана авиационной техники и других объектов. |
Члены экипажей ВС и обслуживающий персонал при исполнении своих служебных обязанностей должны иметь пропуск установленного образца. |
Авиатопливообеспечение (горюче-смазочными материалами – ГСМ) |
Приём, хранение, подготовка и заправка ВС кондиционными авиационными ГСМ и специальными жидкостями. Контроль количественных и качественных характеристик свойств авиационных ГСМ на этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок. |
Аэродромное обеспечение |
Аэродромное обеспечение включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию в постоянной эксплуатационной готовности аэродромов. Подготовку летного поля к полетам ВС, контроль за его техническим состоянием, своевременным ремонтом осуществляют аэродромная служба. |
Критерием оценки состояния поверхности взлетно-посадочной полосы (ВПП) и рулежных дорожек (РД) является коэффициент сцепления, характеризующий эффективность торможения самолета. При значениях коэффициента сцепления ниже 0,3 полеты самолетов с газотурбинным двигателем запрещаются. Взлет и посадка самолетов на ВПП допускаются при наличии на поверхности покрытия сухого свежевыпавшего снега толщиной не более 5 см, слякоти—12 мм и воды—10 мм. |
Нормируемые значения коэффициентов сцепления
Измеренный коэффициент сцепления | Оценка эффективности торможения | Код |
0,40 и выше 0,39—0,36 0,35—0,30 0,29—0,26 0,25 и ниже | Хорошая Средняя, ближе к хорошей Средняя Средняя, ближе к плохой Плохая | 5 4 3 2 1 |
Работы на летном поле во всех случаях производятся только с разрешения руководителя полетов (начальника службы движения) и начальника аэродромной службы (сменного инженера, техника), под непосредственным руководством ответственных лиц технических служб, выполняющих эти работы. |
Все спецмашины, работающие на летном поле, должны быть оборудованы габаритными и проблесковыми огнями. Головные аэродромные машины, используемые для выполнения работ на летном поле, должны быть оборудованы средствами специальной радиосвязи с руководителем полетов (диспетчером). Радиообмен должностных лиц аэродромной службы (водителей машин) с руководителем полетов (диспетчером) записывается на магнитофонную ленту. При работе на летном поле выключать средства радиосвязи, габаритные и проблесковые огни, установленные на машинах, запрещается. Каждая спецмашина, работающая на ВПП и РД, должна быть обеспечена буксиром для удаления ее с ВПП и РД при выходе из строя. Аэродромная служба сообщает САИ информацию о производстве ремонтных и строительных работ на летном поле и информирует службу движения. |
- 1. Безопасность полётов: основные понятия и определения.
- 2. Основные факторы, влияющие на безопасность полетов.
- Системные (определяются внутренними свойствами атс)
- Технические (определяются надёжностью или отказами авиационной техники)
- Человеческие (определяются действиями людей и имеют личностную природу)
- Внесистемные (зависят от свойств внешней среды, воздействие неблагоприятных внешних условий)
- 3. Методы количественной оценки уровня безопасности полетов. Абсолютные и относительные статистические показатели безопасности полетов.
- 4. Характеристика особых ситуаций и нормированные вероятности их возникновения по степени опасности.
- 5. Классификация негативных авиационных событий.
- 6. Авиационная транспортная система, её структура и функциональные характеристики элементов. Структура атс
- 7. Система организации лётной работы и её роль в обеспечении бп
- 8. Система сохранения летной годности вс и её роль в обеспечении бп
- 9. Система аэропортового обслуживания и её роль в обеспечении бп
- Классификация аэродромов
- 10. Система организации воздушного движения и её роль в обеспечении бп
- 11. Факторы внешней среды, воздействующие на безопасность авиационной транспортной системы.
- Эксплуатационные факторы
- 12. Система обеспечения безопасности полётов в га рф: структура и взаимодействие элементов.
- 2 Ремонт
- Предприятия и службы ОрВд
- Аэродром-ные и др. Службы оп
- 13. Международные организации га и их роль в системе обеспечения бп в рф
- 14. Основные документы икао, содержащие стандарты и рекомендуемую практику в области обеспечения безопасности полетов
- 15. Программа международного аудита эксплуатационной безопасности iosa
- 16. Федеральные организации (полномочные органы) и их роль в системе обеспечения безопасности полётов в рф
- 17. Основные функции и роль авиационных предприятий в системе обеспечения безопасности полётов в рф.
- 18. Сертификация авиационного производства и её роль в системе обеспечения бп
- 20. Сертификация объектов га и её роль обеспечении безопасности полётов.
- 19. Расследование авиационных происшествий, авиационных инцидентов и других негативных событий в системе обеспечения безопасности полётов в рф.
- 21. Лицензирование гражданской авиационной деятельности и его роль в обеспечении безопасности полётов.
- 23. Подготовка и аттестация авиационного персонала, роль в обеспечении безопасности полётов.
- 24. Основные функции и взаимодействие государственного полномочного органа в области га и авиапредприятия в системе управления безопасностью полётов.
- 26. Характеристика элементов международного права в области безопасности га.
- 27. Структура законодательно-нормативной базы га.
- 28. Свод федеральных авиационных правил рф.
- 29. Виды и назначение Руководств по эксплуатации вс.
- 30. Вопросы обеспечения безопасности полётов в Воздушном кодексе рф.
- Требования к гражданским вс
- Требования к гражданским аэродромам и аэропортам
- 31. Фап "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации и их роль обеспечении безопасности полётов. См в 32
- 32. Основные сертификационные требования к эксплуатанту вс коммерческой авиации
- 33. Фап "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" и их роль обеспечении безопасности полётов.
- 34. Федеральные авиационные правила полётов в воздушном пространстве рф.
- 35. Фап "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации"
- 36. Фап "Сертификация аэропортов. Процедуры".
- 37. Лётная годность и сертификация вс в системе обеспечения безопасности полётов.
- Эксплуатационные факторы
- 39. Для чего и как нормируются скорости принятия решения v1 и подъема передней стойки Vп.Ст на взлете?
- 40. Для чего и как нормируются скорости взлета v2 и начального набора высоты v2n?
- 41. Для чего и как нормируется градиент набора высоты на этапе взлета θ1 при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 42. Для чего и как нормируется градиент набора высоты на этапе начального набора высоты θ2 при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 43. Для чего и как нормируется допустимая взлетная масса вс?
- 44. Для чего и как нормируется скорость захода на посадку Vзп при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 45. Как нормируется скорость ухода на второй круг v2к?
- 46. Для чего и как нормируется потребная посадочная дистанция?
- 47. Как нормируется прочность конструкции вс?
- Основные меры безопасности, обеспечивающие живучесть силовой конструкции
- Система управления
- Гидравлические и пневматические системы
- Система кондициониро-вания воздуха
- Бортовая система сбора полётной информации
- Бортовое аварийно-спасательное оборудование
- Бортовое электро- и радиоэлектронное оборудование
- Компоновка кабины экипажа
- 48. Основные принципы нормирования годности к эксплуатации аэродромов. Требования к гражданским аэродромам и аэропортам
- 49. Определите понятие и категории посадочных метеоминимумов.
- 50. Определите понятие «высоты принятия решения» и его роль в обеспечении безопасности полётов.
- 51. Влияние атмосферной турбулентности на безопасность полетов.
- Характер турбулентности в зависимости от интенсивности перегрузки
- 52. Влияние сдвига ветра на безопасность полетов.
- 53. Воздействие атмосферного электричества, как один из факторов внешней среды, отрицательно влияющих на безопасность полетов вс.
- Механическое
- Термическое
- Электроиндукционное
- 54. Виды и уровни интенсивности обледенения самолета. Опасность полёта на обледеневшем самолете.
- 55. Способы защиты самолетов от обледенения.
- 56. Орнитологические проблемы безопасности полетов.
- 57. Проблемы безопасности полета при отказе двигателя на взлете.
- 58. Проблемы безопасности полета при отказе двигателя на этапе начального набора высоты.
- 59. Нехватка топлива, как одна из проблем безопасности полетов при движении по маршруту. Нехватка топлива
- 60. Сваливание вс, как одно из опасных событий полета. Сваливание вс
- 61. Причины и профилактика столкновений вс в воздухе.
- 62. Основные причины и профилактика столкновений вс с землей в управляемом полете.
- 63. Причины и профилактика грубых приземлений вс.
- 64. Причины и профилактика выкатываний вс за пределы впп.
- 65. Проблема сбалансированного полета самолета на предпосадочной прямой.
- 66. Обеспечение безопасной дистанции торможения самолета.
- 67. Проблема взаимодействия членов летного экипажа вблизи высоты принятия решения.
- 68. Определите основные мероприятия для предупреждения ошибочных действий инженерно-технического персонала иас.
- 69. Особенности подготовки вс к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
- 70. Специальное техническое обслуживание вс после его попадания в особые атмосферные условия и случаи полета.
- 71. Виды и источники информации о безопасности полетов.
- 72. Назначение и классификация технических средств сбора и обработки полетной информации.
- 73. Перечень основных задач, решаемых с использованием средств объективного контроля полета.
- 74. Номенклатура параметров, регистрируемых средствами объективного контроля полета, длительность записи.
- 75. Типы бортовых регистраторов и наземных средств обработки пи
- 76. Наземные системы обработки полетной информации.
- 77. Виды автоматизированной обработки полетной информации.
- 78. Экспресс-анализ полетной информации.
- 79. Бортовая автоматизированная система контроля (на примере самолета ан-70т)
- 81. Анализ технического состояния вс по данным средств объективного контроля полета.
- 82. Оценка безопасности полетов по данным средств объективного контроля полета.
- 83. Многоуровневая автоматизированная система информационного обеспечения безопасности полётов.
- 84. Почему обеспечение безопасности полетов требует дополнительных материальных затрат?
- 85. Конфликт интересов между безопасностью и коммерческой эффективностью авиационной деятельности.
- 86. «Пирамида» негативных авиационных событий как модель их накопления и перехода уровней опасности последствий.
- 87. Ранжирование негативных событий по уровню риска. См в 86.
- 88. Контроль безопасности полета по программе losa.
- 89. Использование нормативов оценки качества деятельности экипажа вс для управления бп
- 90. Мониторинг уровня безопасности полетов в авиакомпании.
- 91. Программа иата «Проверка эксплуатационной безопасности» iosa.
- 92. Программа инспектирования иностранных перевозчиков safa.
- 93. Оценка риска и управление безопасностью полётов.
- 94. Управление безопасностью полётов при производстве полётов вс см стр 13(3)
- 95. Управление безопасностью полётов при технической эксплуатации вс
- 96. Использование нормативов лётной годности при оценке рисков безопасности полёта
- 97. Культурологический аспект обеспечения бп.
- 98. Глобальный план обеспечения безопасности полётов икао.
- 99. Государственная программа обеспечения безопасности полётов в га рф
- Проблемы безопасности на этапе взлёта самолёта
- Особен- ности этапа
- Самолёта
- Продолженный
- Проблемы безопасности на рабочем этапе полёта
- Сваливание вс
- Нехватка топлива
- Столкновения вс
- 4.1.3. Проблемы безопасности на этапе посадки
- Сохранение
- Годности
- Вс при эксплуатации
- Функциональная схема системы управления безопасностью полётов
- Руководство по сокращению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (alar Tool Kit)
- Правило стерильной кабины
- «Золотые правила » для нештатных и аварийных ситуаций
- Программа обеспечения качества полётов foqa
- Основы применения
- 1. Безопасность полётов: основные понятия и определения.
- 2. Основные факторы, влияющие на безопасность полетов.