logo search
Экз БП шпоры

9. Система аэропортового обслуживания и её роль в обеспечении бп

Система наземного обеспечения полётов

Аэронавигационное обеспечение

Необходимая аэронавига­ционная информация должна своевременно представляться органами службы аэронавигационной информации (САИ) эки­пажам ВС, органам УВД и другим заинтересованным службам.

Основные документы аэронавигационной информации, представляемой органами службы аэронавигационной информации (САИ) эки­пажам ВС, органам УВД и другим заинтересованным службам: - перечни воздушных трасс, МВЛ и запасных аэро­дромов;

  • сборники информационных данных для обеспечения международных полетов экипажей ВС;

  • сборники и регламен­ты аэронавигационной информации по воздушным трассам и МВЛ;

  • документация для экипажей ВС с информацией по всему маршруту по­лета (от аэродрома вылета до аэродрома назначения) с учетом запасных аэродромов;

  • листы предупреждений (поправки и извещения предприятий ГА) об изменениях в документах аэронавигационной информации (НОТАМ).

В аэропорту аэронавигационная информация представляется экипажам ВС штатным органом службы аэронавигационной информации — бюро аэронавигационной информации (БАИ) или должностными лицами штурманской службы и службы дви­жения.

Штурманское обеспечение

Основные задачи, решаемые штурманской службой:

  • качественная штурманская подготовка лётного состава и работников службы движения

  • разработка регламентирующих, методических и справочных документов, обеспечивающих под­готовку и успешное выполнение полётов в штурманском отноше­нии и правильную эксплуатацию технических средств самолето­вождения.

  • тщательная подготовка и проверка наземных и бортовых средств навигации, полётной документа­ции и расчётных данных

Штурманское обеспечение полетов организуется в соответ­ствии с требованиями правил производства полётов и осуществляется на всех этапах их под­готовки и выполнения.

Метеорологическое обеспечение

Около одной трети всех тяжелых авиационных происшествий произошли в погодных условиях, близких к мини­мально допустимым, когда метеоусловия усложняли и затрудняли действия экипажа, а в некоторых случаях явились основной при­чиной авиационных происшествий. Поэтому для обеспечения без­опасности и регулярности полетов необходимы высокая оператив­ность и точность метеорологической информации о фактической и прогнозируемой погоде.

Метеорологическое обеспечение ГА организует Росгидромет, в том числе через его оперативные подразделения, нахо­дящиеся в аэропортах или на аэродромах.

Экипажи ВС в период предполетной подготовки получают от них: метеорологическую консультацию, сведения о фактической погоде, прогноз погоды, штормовые оповещения и предупреждения, метеорологическую документацию в зави­симости от характера и продолжительности полета. При полетах продолжительностью более 2 ч экипажам ВС вручается следую­щая документация: авиационные прогностические карты особых явлений погоды или прогноз погоды по маршруту полета; прогностические карты барической топографии или прогноз ветра на высотах; бланк с прогнозами погоды по пункту посадки и запасным аэродромам; бланк «Бортовая погода» для заполне­ния экипажем в полете.

Экипажам, выполняющим полеты по правилам визуальных полетов ниже нижнего эшелона, вручается прогноз погоды по маршруту, аэродрому назначения и запасным аэродромам в тек­стовой форме. При полетах продолжительностью 2 ч и менее метеодокументация, как правило, не вручается. В этих случаях экипаж проходит метеоконсультацию, и дежурный синоптик отмечает это в задании на полет.

Метеорологические наблюдения при выполнении полетов на основном и запасном аэродромах производятся через каждые 30 мин, в остальных случаях — ежечасно.

Экипажи ВС получают данные о погоде по КВ и УКВ-каналам вещания метеоинформации. Если на аэродроме нет систе­мы автоматической передачи этих данных по УКВ-каналу, ме­теоинформация передается на борт ВС диспетчером службы движения.

Орнитологическое обеспечение

Увеличение скоростей и ин­тенсивности полетов в районах аэродромов привело к значитель­ному увеличению случаев столкновений ВС с птицами. В основ­ном случаи столкновений происходят на малых высотах: от 0 до 20 м—45% столкновений: от 20 до 40 м—примерно 20%; от 40 до 60м— 15—18%. Орнитологическое обеспечение полетов включает в себя сле­дующие мероприятия:

  • устранение условий, способствующих кон­центрации птиц вблизи аэродромов;

  • отпугивание птиц от аэро­дромов;

  • обнаружение летающих птиц на пути движения ВС;

  • оповещение экипажей ВС, находящихся в полете, о появлении птиц по курсу полета;

  • выявление сложных орнитологических условий полетов ВС в районе аэродрома.

Для устранения условий, способствующих концентрации птиц, на аэродромах производится вырубка кустарников, скашивание травяного покрова, осушение заболоченных участков, ликви­дация доступа птиц к пищевым отходам пунктов питания аэропортов. Запрещается использовать земли аэродромов для по­сева сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц, строи­тельство подсобных хозяйств (свинарников, коровников и т.д.) в радиусе 15 км от аэродрома и т.д

Радиосветотехническое обеспечение

Для радиосветотехнического обеспечения полетов исполь­зуются автоматизированные системы УВД, аэродромные и трассовые радиолокаторы, радиотехнические системы и средства на­вигации, радиолокационные, радиомаячные системы, системы посадки, системы светосигнального оборудования, радиопеленга­торы, радиостанции авиационной и воздушной электросвязи и метеовещания, средства автоматизированной и ручной наземной электросвязи.

Время включения радиосветотехнических средств обеспече­ния полетов следующее:

  • района подхода — за 30 мин до расчетного времени приле­та ВС;

  • системы посадки — за 30 мин до расчетного времени посадки. При этом посадочный радиолокатор должен включаться и исполь­зоваться для контроля за заходом ВС 1, 2 и 3-го класса днем и ночью при высоте нижней границы облаков, меньшей или равной установленной высоте полета по кругу и (или) видимости менее 5 км;

  • светосигнального оборудования аэродрома: при ночных поле­тах — за 30 мин до захода солнца или за 15 мин до расчетного времени прибытия (вылета) ВС; в дневных условиях — при ви­димости 2 000 м и менее.

Диспетчерские службы круга и посадки оборудуются сред­ствами автоматической звуковой и световой сигнализации отка­зов наземных посадочных систем и готовности ВПП к посадке (взлету) ВС.

Обеспечение авиационной безопасности

Под обеспечением авиационной безопасности (АБ) понимается проведение комплекса обязательных мероприятий по защите авиапредприятия (авиакомпании) от актов незаконного вмешательства в их деятельность.

Основными мероприятиями по предупреждению актов незаконно­го вмешательства в деятельность гражданской авиации явля­ются: досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа; специальный осмотр ВС; ограждение аэродромов и объектов авиационных предприятий, организация и поддержание пропускного и внутри-объектового режимов; охрана авиационной техники и других объектов.

Члены экипажей ВС и обслуживающий персонал при испол­нении своих служебных обязанностей должны иметь пропуск уста­новленного образца.

Авиатопливообеспечение (горюче-смазочными материалами – ГСМ)

Приём, хранение, подготовка и заправка ВС кондиционными авиационными ГСМ и специальными жидкостями. Контроль количественных и качественных характеристик свойств авиационных ГСМ на этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок.

Аэродромное обеспечение

Аэродромное обеспечение включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию в постоянной эксплуатационной готовности аэродромов. Подготовку летного поля к полетам ВС, контроль за его техническим состоянием, своевременным ремонтом осуществляют аэродромная служба.

Критерием оценки состояния поверхности взлетно-посадочной полосы (ВПП) и рулежных дорожек (РД) является коэффициент сцепления, характеризующий эффективность торможения само­лета. При значениях коэффициента сцепления ниже 0,3 полеты самолетов с газотурбинным двига­телем запрещаются. Взлет и посадка самолетов на ВПП допускаются при на­личии на поверхности покрытия сухого свежевыпавшего снега толщиной не более 5 см, слякоти—12 мм и воды—10 мм.

Нормируемые значения коэффициентов сцепления

Измеренный коэффициент сцепления

Оценка эффективности торможения

Код

0,40 и выше

0,39—0,36

0,35—0,30

0,29—0,26

0,25 и ниже

Хорошая

Средняя, ближе к хорошей

Средняя

Средняя, ближе к плохой

Плохая

5

4

3

2

1

Работы на летном поле во всех случаях производятся только с разрешения руководителя полетов (начальника службы движе­ния) и начальника аэродромной службы (сменного инженера, техника), под непосредственным руководством ответственных лиц технических служб, выполняющих эти работы.

Все спецмашины, работающие на летном поле, должны быть оборудованы габаритными и проблесковыми огнями. Головные аэродромные машины, используемые для выполнения работ на летном поле, должны быть оборудованы средствами специаль­ной радиосвязи с руководителем полетов (диспетчером). Радио­обмен должностных лиц аэродромной службы (водителей ма­шин) с руководителем полетов (диспетчером) записывается на магнитофонную ленту. При работе на летном поле выключать средства радиосвязи, габаритные и проблесковые огни, установ­ленные на машинах, запрещается. Каждая спецмашина, ра­ботающая на ВПП и РД, должна быть обеспечена буксиром для удаления ее с ВПП и РД при выходе из строя. Аэродром­ная служба сообщает САИ информацию о производстве ремонт­ных и строительных работ на летном поле и информирует службу движения.