logo search
Экз БП шпоры

Эксплуатационные факторы

  1. Состав экипажа самолёта

  2. Класс и категория аэродрома, параметры и состояние ВПП

  3. Масса и центровка для всех предусмотренных конфигураций ВС

  4. Режим работы двигателей и продолжительность работы на определен­ных режимах

  5. Возможные конфигурации ВС, соответствующие различным этапам и режимам полёта Характеристики воздушных трасс, линий и мар­шрутов

  6. Состав и характеристики наземных средств обеспечения полёта

  7. Минимум погоды при взлёте и посадке

  8. Применяемые топлива, масла, присадки и другие технические жидкости и газы

  9. Периодичность и виды технического обслуживания

  10. Назначенный ресурс, срок службы ВС и его функциональных систем

Параметры полёта

  1. Высота

  2. Горизонтальные и вертикальные скорости

  3. Перегрузки

  4. Углы атаки, скольжения, крена, тангажа

  5. Сочетание этих параметров для предусмотрен­ных конфигураций самолёта

Поскольку всегда существует некоторая вероятность выхода ВС в полете за пределы эксплуатационных ограничений, изготовитель обязан предусмотреть это путем назначения предельных ограничений (в штормовую болтанку, отказное состояние, приведшее к аварийной ситуации), превышающих эксплуатационный диапазон.

Температура и влажность воздуха

резкая активизация процессов коррозии металлических деталей; нарушение регулировок различных устройств; ухудшение физико-механических характеристик материалов уплотнений и изоляции; разжижение и вытекание смазок; заклинивание прецизионных пар, изготовленных из разных материалов; разрушение резиновых амортизаторов, авиашин; саморазряд и нарушение нормальной работы электрических аккумуляторов;

Высокая температура

Существенное уменьшение тяги двигателя на взлётном режиме и, как следствие, увеличение длины разбега, уменьшение скороподъёмности самолёта, возрастание расхода топлива.

Низкая температура

хрупкость резины, изделий из пластмасс; коробление и трещины в деталях двигателей из-за неравномерного охлаждения; изменение зазоров в узлах; увеличение сил трения в узлах механизмов; нарушения уплотнений в соединениях трубопроводов и в различных агрегатах систем; обледенение и обмерзание электрических контактов;

Атмосферные осадки

нарушение изоляции и замыкание в электрических проводах (особенно в разъемах), ухудшение радиосвязи; коррозия металлических деталей; различные закупорки и заклинивания при её замерзании.

Примеси в воздухе (пыль и песок)

увеличивают трение в механизмах, вызывают повышенные износы, требуют более частой замены смазки, вызывают абразивное разрушение лакокрасочных покрытий, вызывают эрозию лопаток компрессора двигателя.

Солнечная активность и инсоляция

Возникающие магнитные бури, ионосферные возмущения, полярные сияния ухудшают проходимость радиоволн.

Воздействие прямых солнечных лучей (инсоляция)— способствует ускоренному старению и разрушению лакокрасочных покрытий, тканей, резинотехнических изделий, образованию микротрещин в изделиях из органического стекла, пластмасс и резины.

Электризация

В тех местах неплотного соединения элементов конструкции ВС могут возникнуть коронные разряды и искрение.

Ветер

перемещение незакрепленных средств обслуживания и самих ВС; проникновение пыли, песка, снега в отсеки и системы самолетов; боковой или попутный ветер ухудшает условия запуска двигателя, повышает температуру газа за турбиной и может вызвать помпаж двигателя.

Биологические факторы

гниение, образование грибков и плесени, поражающих металлические и пластмассовые поверхности; развитие микроорганизмов в нефтепродуктах:

- забивка топливных фильтров;

- неправильные показания топливомерных приборов;

- разрушение внутренних защитных покрытий топливных баков.