95. Управление безопасностью полётов при технической эксплуатации вс
Организациям по ТО необходимо осуществлять такой же дисциплинированный подход к управлению БП, как и при производстве полетов.
Особенности и проблемы:
Деятельность по ТО может отдаваться на подряд утвержденным организациям по ТО, в результате чего работы могут проводиться достаточно далеко от основной базы авиакомпании.
Условия для отказов, обусловленных ТО, могут возникать задолго до фактического отказа.
В отличие от летных экипажей, реакция на ошибки которых поступает почти в реальном времени, персонал организации по ТО, как правило, почти не получает обратной связи по своей работе, пока не происходит отказ. В течение этого периода отсутствия информации персонал организации по ТО может продолжать создавать такие же скрытые опасные условия.
Потенциальная опасность может возникать в связи с условиями, в которых часто производятся работы по ТО, включая такие переменные факторы, как организационный аспект, условия на рабочем месте и аспекты работоспособности человека, имеющего отношение к ТО ВС.
Основные средства управления БП при ТО
четко сформулированные и соблюдаемые стандартные эксплуатационные правила (СЭП);
распределение ресурсов с учетом оценки риска;
системы представления данных об опасных факторах и инцидентах;
программы анализа полетных данных;
отслеживание тенденций и анализ состояний безопасности (включая анализ затрат и выгод);
компетентное расследование связанных с техническим обслуживанием инцидентов;
обучение по вопросам управления БП;
система связи и обратной связи (включая обмен информацией и популяризацию вопросов безопасности).
Факторы, влияющие на условия работы при ТО ВС
Организационные аспекты:
нехватка времени, вызванная необходимостью отправки ВС по расписанию, и круглосуточная работа;
ВС с большим налетом, требующие тщательного осмотра для выявления усталостных дефектов, коррозии и определения общего состояния и т. д.;
новая техника, требующая использования новых инструментов, соблюдения новых рабочих процедур, дорогостоящей переподготовки и т. д.;
стремление "исправить" дефект и отправить ВС по расписанию (например, замена отказавших деталей без выяснения причин отказа, который, возможно, произошел вследствие плохой конструкции или неправильной сборки);
укрупнение и слияние авиакомпаний, в результате которых происходит объединение подразделений по ТО с разной организацией работы и культурой обеспечения безопасности;
передача работ субподрядчикам (например, крупный или капитальный ремонт);
непреднамеренная установка (дешевых, некондиционных) поддельных деталей;
выдача авиатехникам свидетельств для работы на разных воздушных судах, воздушных судах разных поколений, типов и изготовителей.
Условия на рабочем месте:
неудобная для ТО конструкция ВС (например, плохой доступ к агрегатам , расположение агрегатов на большой высоте от земли);
контроль за конфигурациями воздушных судов (которые постоянно изменяются) и необходимость стандартизации работ и процедур по ТО;
наличие (и готовность к использованию) запчастей, инструментов, документации и т. д.;
требования в отношении обеспечения постоянного доступа к объемной технической информации и необходимость ведения подробных производственных записей;
изменяющиеся экологические условия (например, работа на перроне, в мастерской, в ангаре);
уникальные условия работы, связанные с одновременным осуществлением на перроне разных видов деятельности и неблагоприятными погодными условиями,
нечеткая работа летных экипажей по представлению своевременных, точных и хорошо понятных донесений о неполадках и т. д.
Человеческий фактор при ТО:
организационные аспекты и условия работы (как указывалось выше);
экологические факторы (например, температура, освещение, шум и т. д.);
индивидуальные факторы (например, рабочая загрузка, физические потребности и т. д.);
рабочие графики (сменная, ночная и сверхурочная работа) с одной стороны, и необходимость обеспечения достаточного времени на отдых - с другой,
адекватность стандартных эксплуатационных правил (например, их правильность, понятность и целесообразность);
качество руководства;
надлежащее соблюдение технологических карт и т. д. (т.е. соответствие фактической производственной практики стандартным эксплуатационным правилам);
достаточность уровня профессиональной подготовки, подготовки на рабочем месте, переподготовки и подготовки в области человеческого фактора,
правильная передача смен и надлежащее ведение записей;
однообразие;
уровень профессиональной культуры (профессионализм персонала, готовность сообщать об упущениях и опасных факторах).
Пособие для принятия решений по недопущению ошибок при ТО (MEDA)
Использование МEDA предполагает
Определение факторов, способствовавших ошибке,
проведение собеседований с лицами, допустившими ошибку (и при необходимости с другими лицами), в целях получения всей необходимой информации,
выявление несработавших организационных и системных средств защиты, призванных предотвращать ошибки (и причин их несрабатывания),
сбор идей по совершенствованию процессов среди ответственных лиц (и, возможно, среди других лиц),
ведение базы данных об ошибках при ТО,
анализ типичных особенностей ошибок при ТО,
совершенствование процессов с учетом результатов расследования и анализа ошибок;
доведение соответствующей информации до всех сотрудников, затрагиваемых таким совершенствованием процессов.
- 1. Безопасность полётов: основные понятия и определения.
- 2. Основные факторы, влияющие на безопасность полетов.
- Системные (определяются внутренними свойствами атс)
- Технические (определяются надёжностью или отказами авиационной техники)
- Человеческие (определяются действиями людей и имеют личностную природу)
- Внесистемные (зависят от свойств внешней среды, воздействие неблагоприятных внешних условий)
- 3. Методы количественной оценки уровня безопасности полетов. Абсолютные и относительные статистические показатели безопасности полетов.
- 4. Характеристика особых ситуаций и нормированные вероятности их возникновения по степени опасности.
- 5. Классификация негативных авиационных событий.
- 6. Авиационная транспортная система, её структура и функциональные характеристики элементов. Структура атс
- 7. Система организации лётной работы и её роль в обеспечении бп
- 8. Система сохранения летной годности вс и её роль в обеспечении бп
- 9. Система аэропортового обслуживания и её роль в обеспечении бп
- Классификация аэродромов
- 10. Система организации воздушного движения и её роль в обеспечении бп
- 11. Факторы внешней среды, воздействующие на безопасность авиационной транспортной системы.
- Эксплуатационные факторы
- 12. Система обеспечения безопасности полётов в га рф: структура и взаимодействие элементов.
- 2 Ремонт
- Предприятия и службы ОрВд
- Аэродром-ные и др. Службы оп
- 13. Международные организации га и их роль в системе обеспечения бп в рф
- 14. Основные документы икао, содержащие стандарты и рекомендуемую практику в области обеспечения безопасности полетов
- 15. Программа международного аудита эксплуатационной безопасности iosa
- 16. Федеральные организации (полномочные органы) и их роль в системе обеспечения безопасности полётов в рф
- 17. Основные функции и роль авиационных предприятий в системе обеспечения безопасности полётов в рф.
- 18. Сертификация авиационного производства и её роль в системе обеспечения бп
- 20. Сертификация объектов га и её роль обеспечении безопасности полётов.
- 19. Расследование авиационных происшествий, авиационных инцидентов и других негативных событий в системе обеспечения безопасности полётов в рф.
- 21. Лицензирование гражданской авиационной деятельности и его роль в обеспечении безопасности полётов.
- 23. Подготовка и аттестация авиационного персонала, роль в обеспечении безопасности полётов.
- 24. Основные функции и взаимодействие государственного полномочного органа в области га и авиапредприятия в системе управления безопасностью полётов.
- 26. Характеристика элементов международного права в области безопасности га.
- 27. Структура законодательно-нормативной базы га.
- 28. Свод федеральных авиационных правил рф.
- 29. Виды и назначение Руководств по эксплуатации вс.
- 30. Вопросы обеспечения безопасности полётов в Воздушном кодексе рф.
- Требования к гражданским вс
- Требования к гражданским аэродромам и аэропортам
- 31. Фап "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации и их роль обеспечении безопасности полётов. См в 32
- 32. Основные сертификационные требования к эксплуатанту вс коммерческой авиации
- 33. Фап "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" и их роль обеспечении безопасности полётов.
- 34. Федеральные авиационные правила полётов в воздушном пространстве рф.
- 35. Фап "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации"
- 36. Фап "Сертификация аэропортов. Процедуры".
- 37. Лётная годность и сертификация вс в системе обеспечения безопасности полётов.
- Эксплуатационные факторы
- 39. Для чего и как нормируются скорости принятия решения v1 и подъема передней стойки Vп.Ст на взлете?
- 40. Для чего и как нормируются скорости взлета v2 и начального набора высоты v2n?
- 41. Для чего и как нормируется градиент набора высоты на этапе взлета θ1 при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 42. Для чего и как нормируется градиент набора высоты на этапе начального набора высоты θ2 при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 43. Для чего и как нормируется допустимая взлетная масса вс?
- 44. Для чего и как нормируется скорость захода на посадку Vзп при всех работающих двигателях и одном неработающем двигателе?
- 45. Как нормируется скорость ухода на второй круг v2к?
- 46. Для чего и как нормируется потребная посадочная дистанция?
- 47. Как нормируется прочность конструкции вс?
- Основные меры безопасности, обеспечивающие живучесть силовой конструкции
- Система управления
- Гидравлические и пневматические системы
- Система кондициониро-вания воздуха
- Бортовая система сбора полётной информации
- Бортовое аварийно-спасательное оборудование
- Бортовое электро- и радиоэлектронное оборудование
- Компоновка кабины экипажа
- 48. Основные принципы нормирования годности к эксплуатации аэродромов. Требования к гражданским аэродромам и аэропортам
- 49. Определите понятие и категории посадочных метеоминимумов.
- 50. Определите понятие «высоты принятия решения» и его роль в обеспечении безопасности полётов.
- 51. Влияние атмосферной турбулентности на безопасность полетов.
- Характер турбулентности в зависимости от интенсивности перегрузки
- 52. Влияние сдвига ветра на безопасность полетов.
- 53. Воздействие атмосферного электричества, как один из факторов внешней среды, отрицательно влияющих на безопасность полетов вс.
- Механическое
- Термическое
- Электроиндукционное
- 54. Виды и уровни интенсивности обледенения самолета. Опасность полёта на обледеневшем самолете.
- 55. Способы защиты самолетов от обледенения.
- 56. Орнитологические проблемы безопасности полетов.
- 57. Проблемы безопасности полета при отказе двигателя на взлете.
- 58. Проблемы безопасности полета при отказе двигателя на этапе начального набора высоты.
- 59. Нехватка топлива, как одна из проблем безопасности полетов при движении по маршруту. Нехватка топлива
- 60. Сваливание вс, как одно из опасных событий полета. Сваливание вс
- 61. Причины и профилактика столкновений вс в воздухе.
- 62. Основные причины и профилактика столкновений вс с землей в управляемом полете.
- 63. Причины и профилактика грубых приземлений вс.
- 64. Причины и профилактика выкатываний вс за пределы впп.
- 65. Проблема сбалансированного полета самолета на предпосадочной прямой.
- 66. Обеспечение безопасной дистанции торможения самолета.
- 67. Проблема взаимодействия членов летного экипажа вблизи высоты принятия решения.
- 68. Определите основные мероприятия для предупреждения ошибочных действий инженерно-технического персонала иас.
- 69. Особенности подготовки вс к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
- 70. Специальное техническое обслуживание вс после его попадания в особые атмосферные условия и случаи полета.
- 71. Виды и источники информации о безопасности полетов.
- 72. Назначение и классификация технических средств сбора и обработки полетной информации.
- 73. Перечень основных задач, решаемых с использованием средств объективного контроля полета.
- 74. Номенклатура параметров, регистрируемых средствами объективного контроля полета, длительность записи.
- 75. Типы бортовых регистраторов и наземных средств обработки пи
- 76. Наземные системы обработки полетной информации.
- 77. Виды автоматизированной обработки полетной информации.
- 78. Экспресс-анализ полетной информации.
- 79. Бортовая автоматизированная система контроля (на примере самолета ан-70т)
- 81. Анализ технического состояния вс по данным средств объективного контроля полета.
- 82. Оценка безопасности полетов по данным средств объективного контроля полета.
- 83. Многоуровневая автоматизированная система информационного обеспечения безопасности полётов.
- 84. Почему обеспечение безопасности полетов требует дополнительных материальных затрат?
- 85. Конфликт интересов между безопасностью и коммерческой эффективностью авиационной деятельности.
- 86. «Пирамида» негативных авиационных событий как модель их накопления и перехода уровней опасности последствий.
- 87. Ранжирование негативных событий по уровню риска. См в 86.
- 88. Контроль безопасности полета по программе losa.
- 89. Использование нормативов оценки качества деятельности экипажа вс для управления бп
- 90. Мониторинг уровня безопасности полетов в авиакомпании.
- 91. Программа иата «Проверка эксплуатационной безопасности» iosa.
- 92. Программа инспектирования иностранных перевозчиков safa.
- 93. Оценка риска и управление безопасностью полётов.
- 94. Управление безопасностью полётов при производстве полётов вс см стр 13(3)
- 95. Управление безопасностью полётов при технической эксплуатации вс
- 96. Использование нормативов лётной годности при оценке рисков безопасности полёта
- 97. Культурологический аспект обеспечения бп.
- 98. Глобальный план обеспечения безопасности полётов икао.
- 99. Государственная программа обеспечения безопасности полётов в га рф
- Проблемы безопасности на этапе взлёта самолёта
- Особен- ности этапа
- Самолёта
- Продолженный
- Проблемы безопасности на рабочем этапе полёта
- Сваливание вс
- Нехватка топлива
- Столкновения вс
- 4.1.3. Проблемы безопасности на этапе посадки
- Сохранение
- Годности
- Вс при эксплуатации
- Функциональная схема системы управления безопасностью полётов
- Руководство по сокращению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (alar Tool Kit)
- Правило стерильной кабины
- «Золотые правила » для нештатных и аварийных ситуаций
- Программа обеспечения качества полётов foqa
- Основы применения
- 1. Безопасность полётов: основные понятия и определения.
- 2. Основные факторы, влияющие на безопасность полетов.