logo search
Экз БП шпоры

95. Управление безопасностью полётов при технической эксплуатации вс

Организациям по ТО необходимо осуществлять такой же дисциплинированный подход к управлению БП, как и при производстве полетов.

Особенности и проблемы:

  1. Деятельность по ТО может отдаваться на подряд утвержденным организациям по ТО, в результате чего работы могут проводиться достаточно далеко от основной базы авиакомпании.

  2. Условия для отказов, обусловленных ТО, могут возникать задолго до фактического отказа.

  3. В отличие от летных экипажей, реакция на ошибки которых поступает почти в реальном времени, персонал организации по ТО, как правило, почти не получает обратной связи по своей работе, пока не происходит отказ. В течение этого периода отсутствия информации персонал организации по ТО может продолжать создавать такие же скрытые опасные условия.

  4. Потенциальная опасность может возникать в связи с условиями, в которых часто производятся работы по ТО, включая такие переменные факторы, как организационный аспект, условия на рабочем месте и аспекты работоспособности человека, имеющего отношение к ТО ВС.

Основные средства управления БП при ТО

  1. четко сформулированные и соблюдаемые стандартные эксплуатационные правила (СЭП);

  2. распределение ресурсов с учетом оценки риска;

  3. системы представления данных об опасных факторах и инцидентах;

  4. программы анализа полетных данных;

  5. отслеживание тенденций и анализ состояний безопасности (включая анализ затрат и выгод);

  6. компетентное расследование связанных с техническим обслуживанием инцидентов;

  7. обучение по вопросам управления БП;

  8. система связи и обратной связи (включая обмен информацией и популяризацию вопросов безопасности).

Факторы, влияющие на условия работы при ТО ВС

Организационные аспекты:

  1. нехватка времени, вызванная необходимостью отправки ВС по расписанию, и круглосуточная работа;

  2. ВС с большим налетом, требующие тщательного осмотра для выявления усталостных дефектов, коррозии и определения общего состояния и т. д.;

  3. новая техника, требующая использования новых инструментов, соблюдения новых рабочих процедур, дорогостоящей переподготовки и т. д.;

  4. стремление "исправить" дефект и отправить ВС по расписанию (например, замена отказавших деталей без выяснения причин отказа, который, возможно, произошел вследствие плохой конструкции или неправильной сборки);

  5. укрупнение и слияние авиакомпаний, в результате которых происходит объединение подразделений по ТО с разной организацией работы и культурой обеспечения безопасности;

  6. передача работ субподрядчикам (например, крупный или капитальный ремонт);

  7. непреднамеренная установка (дешевых, некондиционных) поддельных деталей;

  8. выдача авиатехникам свидетельств для работы на разных воздушных судах, воздушных судах разных поколений, типов и изготовителей.

Условия на рабочем месте:

  1. неудобная для ТО конструкция ВС (например, плохой доступ к агрегатам , расположение агрегатов на большой высоте от земли);

  2. контроль за конфигурациями воздушных судов (которые постоянно изменяются) и необходимость стандартизации работ и процедур по ТО;

  3. наличие (и готовность к использованию) запчастей, инструментов, документации и т. д.;

  4. требования в отношении обеспечения постоянного доступа к объемной технической информации и необходимость ведения подробных производственных записей;

  5. изменяющиеся экологические условия (например, работа на перроне, в мастерской, в ангаре);

  6. уникальные условия работы, связанные с одновременным осуществлением на перроне разных видов деятельности и неблагоприятными погодными условиями,

  7. нечеткая работа летных экипажей по представлению своевременных, точных и хорошо понятных донесений о неполадках и т. д.

Человеческий фактор при ТО:

  1. организационные аспекты и условия работы (как указывалось выше);

  2. экологические факторы (например, температура, освещение, шум и т. д.);

  3. индивидуальные факторы (например, рабочая загрузка, физические потребности и т. д.);

  4. рабочие графики (сменная, ночная и сверхурочная работа) с одной стороны, и необходи­мость обеспечения достаточного времени на отдых - с другой,

  5. адекватность стандартных эксплуатационных правил (например, их правильность, понятность и целесообразность);

  6. качество руководства;

  7. надлежащее соблюдение технологических карт и т. д. (т.е. соответствие фактической производственной практики стандартным эксплуатационным правилам);

  8. достаточность уровня профессиональной подготовки, подготовки на рабочем месте, переподготовки и подготовки в области человеческого фактора,

  9. правильная передача смен и надлежащее ведение записей;

  10. однообразие;

  11. уровень профессиональной культуры (профессионализм персонала, готовность сообщать об упущениях и опасных факторах).

Пособие для принятия решений по недопущению ошибок при ТО (MEDA)

Использование МEDA предполагает

  1. Определение факторов, способствовавших ошибке,

  2. проведение собеседований с лицами, допустившими ошибку (и при необходимости с другими лицами), в целях получения всей необходимой информации,

  3. выявление несработавших организационных и системных средств защиты, призванных предотвращать ошибки (и причин их несрабатывания),

  4. сбор идей по совершенствованию процессов среди ответственных лиц (и, возможно, среди других лиц),

  5. ведение базы данных об ошибках при ТО,

  6. анализ типичных особенностей ошибок при ТО,

  7. совершенствование процессов с учетом результатов расследования и анализа ошибок;

  8. доведение соответствующей информации до всех сотрудников, затрагиваемых таким совершенствованием процессов.