logo
Подвижной состав

4.2.Классификация локомотивов

Сделаем это по следующим признакам:

  1. По первичному источнику энергии:

Электровозы – первичным источником энергии является электростанции. Электроэнергия поступает на электровоз, а затем на тяговые двигатели.

Тепловоз (автономный локомотив) – первичным источником энергии является дизель (ДВС) – создающий механическую энергию, которая вращает главный генератор, вырабатывающий электроэнергию, которая поступает на тяговый двигатель.

Газотурбовоз – первичным источником энергии является газовая турбина (тоже автономный). В последнее время появилась новая разработка: тепловозы переделывают в газотурбовозы (один из перспективных локомотивов).

  1. По роду службы:

Грузовые локомотивы – для вождения грузовых поездов.

Пассажирские локомотивы – для вождения пассажирских поездов.

Маневровые локомотивы – предназначен для маневровых или вывозных работ.

Универсальные локомотивы – для вождения как грузовых, так и пассажирских поездов.

  1. По количеству секций:

Односекционные, в основном это 6-тиосные пассажирские локомотивы.

Двухсекционные – электровозы и тепловозы, используемые в грузовом движении.

Многосекционные. Заводы выпускают двухсекционные грузовые локомотивы. На дорогах при необходимости три двухсекционных локомотива переделывают в два трехсекционных.

  1. По типу передачи ( только для тепловозов):

Определяет способ передачи мощности от дизеля к колёсным парам:

Электрическая передача - механическая энергия от дизеля перерабатывается главным генератором в электрическую, которая поступает на тяговые двигатели. В этой передаче имеется как генератор, так и двигатели, то есть электрические аппараты.

Гидравлическая передача – используется гидромуфта и гидротрансформатор, заполненные маслом. В гидропередаче нет тяговых двигателей и генератора.

  1. По сериям

Электровозы:

ВЛ 22, ВЛ 23 (ВЛ – Владимир Ленин; 22,23т – нагрузка на ось в тоннах);

ВЛ 8, ВЛ 10 (8 –миосные электровозы постоянного тока);

ВЛ 6О (6 – кол-во осей, О – однофазный переменный ток);

ВЛ 8О (8 – кол-во осей, О – однофазный переменный ток);

ВЛ 82 (8 – кол-во осей, два вида тока: постоянный и переменный);

ВЛ 85 (нагрузка на ось 25 тонн, 12осный локомотив, вид тока - переменный).

ЭП 1, ЭП 2К – электровоз пассажирский с коллекторным тяговым двигателем. ЭП 1 – переменного тока, ЭП 2К – постоянного тока.

Тепловозы:

ТЭ 3 (тепловоз с электрической передачей)

Обозначение цифр: от 1 до 49 – производство Харьковского завода

от 50 до 99 – производство Коломенского завода

более 100 – производство Луганского завода

ТЭ 10 Л Л – Луганский завод выпускает, но проектировал Харьковский завод.

ТЭ 10 В ; 2 ТЭ 10; 2 ТЭ 116; 2 ТЭ 121. У этих тепловозов цифра, стоящая впереди букв обозначает число секций;

ТЭМ 1, ТЭМ 7 – тепловоз с электрической передачей, маневровый;

ЧМЭ 3 – Чехословацкий маневровый тепловоз с электрической передачей;

  1. По типу экипажа (по осевой формуле)

ВЛ 8 20+20+20+20

ВЛ 10 20-20-20-20 или 2(20-20)

Количество цифр указывает на количество тележек локомотива. Величина цифры – количество колесных пар в каждой тележке. Нолик в индексе показывает, что привод индивидуальный, то есть на каждой колесной паре имеется тяговый двигатель. Знак «-» показывает, что тележки не сочлененные (не связанные между собой), знак «+» - тележки сочлененные. Продолжим

ВЛ 60 30-30

ВЛ 80 20-20-20-20

ВЛ 82 20-20-20-20

ВЛ 85 2(20-20-20)

Т Э 10 30-30

ТЭ3

2 ТЭ 10 Л 2(30 - 30)

2 ТЭ 10 В