logo
Подвижной состав

3.6.6.Электропневматический тормоз

Электропневматический тормоз (ЭПТ) устанавливается на пассажирских локомотивах и вагонах. Электропневматическое торможение позволяет практически одновременно во всех вагонах состава реализовать тормозное усилие.

Нажатие тормозных колодок осуществляется так же за счет сжатого воздуха, но в управлении тормозами используется электричество. Узлы те же, что и в предыдущих схемах, но добавляется электровоздухораспределитель (тормозной и отпускной вентили). Кроме этого, вдоль всего поезда проходят электрические провода. Сверху крана машиниста добавляются электрические контакты, называемые контроллером.

Схема электропневматического тормоза

  1. кран машиниста с контролером (КМ); 2 - запасной резервуар; (ЗР); 3 - якоря электромагнитных вентилей; 4 - тормозной вентиль (ТВ); 5 - отпускной вентиль (ОВ); 6 - якоря электромагнитных вентилей; 7 - тормозной цилиндр (ТЦ); 8 - переключательный клапан; 9 - золотник воздухораспределителя (тройной клапан); 10 - тормозная магистраль (ТМ); 11 - главный резервуар (ГР); 12 - электропровода.

Принцип действия:

- зарядка – ручка крана машиниста (КМ) ставится в 1-ое положение и воздух из ГР через КМ, ТМ, ВР поступает в ЗР;

- торможение – ручка КМ ставится в положение 5э – это дополнительная позиция. Замыкая контакты контроллера, катушка 4 ТВ притягивает якорь 3 и открывается доступ сжатого воздуха из ЗР в ТЦ, усилие от которого передается на тормозную рычажную передачу и тормозные колодки.

При отпуске обесточиваются провода 12 и магнитный поток с катушки вентилей ТВ и ОВ исчезает. Якорь 3 тормозного вентиля 4 и отжимается пружиной и закрывает отверстие в ТЦ 7, а якорь 6 отпускного отверстия 5 также под действием пружины открывает атмосферное отверстие и выпускает воздух из тормозного цилиндра.

Преимущества ЭПТ:

- одновременность торможения всех вагонов поезда, уменьшая тем самым тормозной путь;

- одновременность отпуска всех вагонов с ликвидацией продольных усилий в поезде.

Недостатки:

- усложняется кран машиниста,

- требуется прокладка проводов вдоль поезда,

- требуется установка электровоздухораспределителя.