logo
Подвижной состав

4.4.1.2.Якорь

Я корь находится в остове, и вращается на роликовых подшипниках, расположенных в подшипниковых щитах и состоит из вала, стальной втулки, коллектора, обмотки, вложенной в пазы сердечника, передней и задней нажимных конусов. .

Якорь двигателя

1-коллектор; 2-сердечник; 3-обмотка якоря; 4-втулка стальная; 5-вал; 6-втулка крепежная; 7-нажимной конус; 8-коллекторная втулка; 9-миканитовый конус

Концы вала якоря имеют конусность 1:10, на которую напрессовывается в горячем состоянии шестерня. На электровозах шестерни располагаются с обеих сторон, а на тепловозах - с одной. Вращаясь, они передают момент от якоря на зубчатые колеса колесных пар.

На вал напрессовывается втулка 4, а на нее сердечник 2 из шихтованного железа («спинка»), в котором находятся пазы, для закладки обмотки якоря 3. Обмотка в пазу закрепляется текстолитовыми клиньями, а ее концы впаиваются в петушки коллекторных пластин.

Коллектор состоит из коллекторных пластин 1, изолированных друг от друга. В верхней части коллекторных пластин имеется выступ, называемый «петушками», в который впаивается обмотка якоря, а в нижней части имеется выступ, так называемый «ласточкин хвост», чтобы скрепить в одно целое все коллекторные пластины конусами 3 и 6. Коллекторные пластины изолированы также от других частей якоря при помощи изоляционного цилиндра 2, заднего миканитого конуса 3 и переднего миканитого конуса 7.

Вокруг коллектора располагаются щеткодержатели с графитовыми щетками, через которые в обмотку якоря поступает электрический ток. Щеткодержатели крепятся к кронштейнам, а они к траверсе, которую во время ремонта можно поворачивать для лучшего доступа к щеткодержателям.