logo
Подвижной состав

5.2.1.Эксплуатационная надежность локомотивов

Эксплуатационная надежность – это свойство локомотива безотказно работать в течение, какого-то времени (пробега).

Долговечность - очень важный показатель и критерием долговечности является отказ.

Отказ – событие в результате совершения, которого наступает полная или частичная утрата работоспособности.

В локомотивном хозяйстве различают две категории отказов:

  1. Отказ в пути следования (с требованием резерва или без требования);

  2. Неисправность локомотива, требующая внепланового ремонта.

Резерв – запасной локомотив, в случае аварии выезжающий на перегон и оттаскивающий поезд.

На рисунке показана зависимость интенсивности отказа локомотива от времени работы. Весь период эксплуатации локомотива условно можно развить на три зоны:

I – я зона – выход из строя отдельных узлов и деталей после ремонта или постройки локомотива по вине ремонтников (“человеческий фактор”);

II – я зона – нормальной работы локомотива;

III – я зона, которой интенсивность отказов возрастает уже из-за износа деталей и узлов.

Долговечность сказывается на сроке службы.

Срок службы – технический ресурс и нерабочее время (время простоя, время в резерве, время в ремонте)

Технический ресурс – пробег или время работы локомотива до предельного износа.

Ориентировочный срок службы для локомотива 40 лет.

Оптимальная периодичность ремонта из технико-экономических расчетов и затрат на восстановление деталей.

Для примера возьмем цилиндропоршневую группу дизеля. В процессе работы изнашиваются уплотняющие кольца и для получения той же мощности требуется больший расход топлива. С износом цилиндров и поршней перерасход топлива возрастает.

Ср – стоимость ремонта дизеля;

Спт – стоимость перерасхода топлива, при выполнении той же работы.

Стоимость ремонта (Ср) незначительно увеличивается по мере износа цилиндро-поршневой группы, а стоимость перерасходованного топлива (СПТ) резко увеличивается и наступает время, когда СПТР. То есть затраты на топливо превышают затраты на ремонт. В этот момент тепловоз целесообразно поставить на ремонт, но с учетом надежности ремонт делается несколько раньше (tопт).

Все эти закономерности работают для всех крупных узлов.

После расчета выбирается оптимальный период ремонта.