logo
Подвижной состав

4.4.1.Общие сведения. Основные узлы

Электрические машины, предназначенные для работы на локомотивах, называются тяговыми электрическими машинами, которые, в свою очередь, подразделяются на тяговые двигатели и вспомогательные машины.

К вспомогательным машинам относят мотор-компрессор (МК), мотор-вентилятор (МВ), мотор-генератор (МГ), фазорасщепитель (ФР) и др.

Вспомогательные машины имеют в принципе те же узлы, что и тяговые двигатели, но меньшего размера, поэтому их конструкцию рассматривать не будем.

Тяговый двигатель предназначен для преобразования электрической энергии, получаемой из контактной сети у электровозов и от генераторов у тепловозов в механическую, которая затем передается с вала двигателя на колесную пару. Тяговый двигатель работает в тяжелых условиях:

Устройство тягового двигателя приведено на рисунке.

1-остов; 2-якорь; 3-вал якоря; 4-моторно-осевой подшипник; 5-букса (шапка); 6-дополнительный полюс; 7-главный полюс; 8-носики; 9-люк вентиляционный.

Электрическая схема тягового двигателя

Rп – пусковой реостат

Я – обмотка якоря

ОДП – обмотка дополнительного полюса

ОГП – обмотка главного полюса

КО – компенсационная обмотка

Через все обмотки от контактной сети проходит электрический ток (Iд)

Двигатель состоит из двух крупных узлов: остова и якоря.