logo search
Подвижной состав

4.4.2.Принцип работы тягового двигателя

Через тяговый двигатель проходит электрический ток: в якорь, главные полюса, дополнительные полюса и компенсационные обмотки. Главные полюса создают рабочее магнитное поле, и ток, протекающий по обмотке якоря, оказывается в этом поле. На обмотку якоря действует выталкивающая сила, следовательно, обмотка поворачивает якорь на подшипниках. Надо помнить, что половина главных полюсов имеют северную полярность, другая половина – южную.

Коллектор предназначен для того, чтобы менять направление тока в обмотке якоря, таким образом, чтобы выталкивающая сила, действующая на нее и под южным полюсом и под северным, была бы направлена в одну сторону. При повороте якоря его обмотки поочередно попадают в магнитный поток полюса другой полярности. В этот момент благодаря коллектору направление тока в обмотке якоря также меняется на противоположное. Направление выталкивающей силы поэтому остается прежним. Поэтому якорь вращается.

Двигатели могут работать и в генераторном режиме: при спуске с горы за счет потенциальной энергии вращаются колесные пары и, следовательно, связанный с ними жестко якорь. Тяговый двигатель уже начинает вырабатывать электрическую энергию, которая возвращается в контактную сеть.