logo
ШПОРЫ НАШИ

29. Крепежные работы. Классификация, способы фиксации, оборудование и инструмент

Крепежные работы имеют основной целью контроль и восстановление (затяжка) крепежных соединений. При ослаблении крепежных резьбовых нарушается нормальная работа механизма, что ведет к преждевременным отказам и не исправности, снижая общую надежность автомобиля. Крепежные работы составляют до 20% трудоемкости при ТО-1 и до 17% ТО-2.

Способы обеспечения надежного функционирования

Для сохранения стабильности соединения применяются конструкционные клеи, самокантрящиеся специальные гайки (конусная, подрезная с подгибом усика, эллипсоидная, с нейлоновой вставкой), специальные шайбы (пружинная, зубчатая) при использовании которых надежность работы соединения повышается в 8-10 раз по сравнению с обычными резьбовыми соединениями. Наиболее стабильные соединения, имеющие гайки с нейлоновой вставкой.

Все крепежные соединения можно разделить на 3 группы:

  1. Резьбовые соединения, от которых зависит безопасность движения (проверка приборами и спец ключами);

  2. Крепежные соединения, обеспечивающие прочность конструкции они несут силовые нагрузки (проверяются осмотром и пробным подтягиванием);

  3. Крепежные соединения, обеспечивающие герметичность систем и не допускающие утечки жидкости, газов и топлива, кроме входящих в первую группу (проверяют визуально по утечкам).

Номенклатура и последовательность проведения крепежных работ зависит от типа и модели автомобиля, условий его эксплуатации и ресурса.

Причины ослабления крепежных резьбовых соединений

  1. Динамические нагрузки, особенно знакопеременные (крепление диска колеса к ступице, фланцы карданных валов);

  2. Тепловые нагрузки;

  3. Вибрация;

  4. Текучесть материала крепежных изделий.

Натяг на 15-20% меньше предела текучести.

Инструменты и механизмы для крепежных работ.

  1. Гаечный ключ (открытый, накидной, торцовый);

  2. Шуруповерты, шпильковерты, отвертки.

  3. Динамометрические рукоятки.

  4. Ключи специального назначения (свечной ключ, трубный ключ). Для усилия затяжки более 600Н-м используют электромеханические и пневматические гайковерты, которые бывают ручные и передвижные электрические диаметром резьб до 20мм.