logo
ШПОРЫ НАШИ

117. Уравнение движения автомобиля.

Производительность автомобиля зависит от его тягово-скоростных свойств. Эти свойства определяются всеми силами действующими на автомобиль в направлении его движения. В общем случае уравнение движения автомобиля может быть записано так.

Pk = Pf ± Pα + PW ± Pj,

Pk – тяговая сила на ведущих колесах автомобиля,

Pk = Me*u*ηтр / rk,

Me – крутящий момент двигателя, н*м;

u – передаточное число трансмиссии;

ηтр – кпд трансмиссии;

rk – радиус качения.

Зависимость тяговой силы от частоты вращения двигателя, а следовательно и от скорости движения на различных передачах называется тяговой характеристикой.

Pf – сила сопротивления качению автомобиля весом Ga при движении на подъем,

Pf = Ga*f*cos α,

f – коэффициент сопротивления качения;

α – угол подъема.

Pα – сила сопротивления подъему автомобиля,

Pα = Ga*sin α

PW – сила сопротивления воздушной среды,

PW = k*F*Va2 / 13

Pj – сила затрачиваемая автомобилем на ускорение движения (сила инерции)

Pj = Pj + Pj’’,

Pj = (Ga / g)*ja – сила затрачиваемая на ускорение поступательно движущихся масс автомобиля;

Pj’’ – сила затрачиваемая на ускорение вращающихся масс автомобиля

Pj’’ = JMM*uk*u0*η / rk + Jkk*z / rk = (JM* uk2*u02*η / rk2)*ja + (Jk*z / rk2)*ja,

JM, Jk – моменты инерции маховика и колеса;

εM, εk – угловые ускорения маховика и колеса;

z – число колес;

u0 – передаточное число главной передачи;

uk – передаточное число коробки передач.

Pj = (Ga / g)*ja + (JM* uk2*u02*η / rk2)*ja + (Jk*z / rk2)*ja = (Ga / g)*ja*(1 + (JM* uk2*u02*η / rk2)*(g / Ga) + (Jk*z / rk2)*(g / Ga) )= (Ga / g)*jaj

Pj = (Ga / g)*jaj,

δj – коэффициент учета вращающихся масс автомобиля, δj = 1,04 + 0,05*uk2

δj для данного автомобиля не остается постоянным при изменении его нагрузки, кпд и общего передаточного числа трансмиссии, а также интенсивности буксования ведущих колес и сцепления.

Инерция вращающихся масс может весьма значительно увеличивать условную массу автомобиля, особенно при больших передаточных числах трансмиссии.

Если при разгоне на прямой передаче ускорение автомобиля снижается всего на 6 – 10 %, то на низших передачах значительно больше. Например, при разгоне грузового автомобиля на первой передаче влияние вращающихся масс эквивалентно увеличению поступательно движущихся масс автомобиля на 200 – 250 %.

Me*u*ηтр / rk = Ga*f*cos α ± Ga*sin α + k*F*Va2 / 13 ± (Ga / g)*jaj

ja = dV / dt/

При равномерном движении автомобиля по горизонтальной поверхности составляющие Pα и Pf = 0, а в случае движения с замедлением и движения под уклон становятся отрицательными.

Сила сопротивления качения Pf характеризует тип и состояние дороги, а Pα зависит от профиля дороги. Вследствие этого их иногда объединяют

Pα + Pf = Pψ – общее дорожное сопротивление

Pψ = Pf + Pα = Ga*f*cos α + Ga*sin α = Ga*(f* cos α + sin α) = Ga

ψ – коэффициент общего дорожного сопротивления.

Me*u*ηтр / rk = k*F*Va2 / 13 + Ga*ψ + (Ga / g)*jaj

Это уравнение движения называется тяговым балансом и используется при проектировании новых автомобилей и для оценки тягово-скоростных свойств существующих автомобилей.

Тягово-скоростные свойства автомобиля оцениваются с помощью уравнения его движения. Наиболее просто оценивать с помощью графика тягового баланса, который представляет собой XXXXXXXX характеристику автомобиля с нанесенными на XXXX ее кривыми сопротивления движения XXXX

Ординаты кривой суммарного движения автомобиля PW + Pψ определяют силу тяги Pk необходимую для равномерного движения с той или иной скоростью в заданных дорожных и нагрузочных условиях. Эта сила обеспечивается соответствующим регулированием подачи топлива или изменения передаточного числа трансмиссии.