logo
ШПОРЫ НАШИ

36. Формы организации технологических процессов то и ремонта автомобилей

Основным структурным элементом производственных подразделений (зон, цехов и участков) автотранспортных предприятий является рабочее место, представляющее собой зону трудовой деятельности одного или нескольких рабочих.

Рабочее место - часть пространства, приспособленная к выполнению работником производственного задания по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Рабочие места включают в себя зону трудовой деятельности, основное и вспомогательное производственное и технологическое оборудование, технологическую оснастку, приспособления и инструмент. При организации рабочих мест учитываются антропометрические данные, передовой опыт, рекомендации физиологии, психологии и гигиены, требования охраны труда, эргономики, инженерной психологии и технической эстетики.

В зависимости от численности исполнителей технологического процесса рабочие места бывают индивидуальные и коллективные

На АТП и СТО рабочие места могут быть классифицированы следующим образом:

Рабочий пост представляет собой рабочее место, на площади которого устанавливается один или несколько автомобилей. При работе на посту нескольких исполнителей данное рабочее место квалифицируется как коллективное.

Соответствие рабочего места заданным условиям производственного процесса по ТО и ТР автомобилей выявляется на основании аттестации. Она позволяет сократить долю ручного и тяжелого физического труда, ликвидировать малоэффективные рабочие места, увеличить коэффициент сменности оборудования.

Аттестация проводится по следующим основным показателям:

Аттестацию рабочих мест проводит главный инженер или технический директор. По результатам аттестации разрабатываются мероприятия по рационализации рабочих мест и их совершенствованию. Не прошедшие аттестацию рабочие места модернизируют или ликвидируют.

Инженерно-техническая служба АТП обеспечивает работоспособность подвижного состава, пользуясь нормативами ТО и ремонта, учитывающими условия эксплуатации и приспособленность к ним подвижного состава, унификацией и типизацией технологических процессов и элементов производственно-технической базы.

Уровень специализации поста зависит от количества и номенклатуры выполняемых на нем операций (табл.1).

Универсальный пост - это пост, на котором возможно выполнение нескольких видов типовых работ технического обслуживания и ремонта. Как правило, универсальные посты ТО и ремонта организуются в сравнительно небольших эксплуатационных или ремонтных предприятиях.

На производственно-технической базе ТО и ремонта, обслуживающей большой парк подвижного состава, появляется необходимость выполнения работ на специализированных постах. Специализированный пост - это пост, на котором реализуется типовой технологический процесс определенного вида. Примерами специализированных постов являются пост смазки, пост ТО-2, пост текущего ремонта по замене агрегатов, пост диагностики и т.д.

Специальные посты организуются для особых технологических процессов, специфических работ или подвижного состава (санитарная обработка, измерение объема цистерн, применение балконов для ТО и ТР автомобилей особо большой грузоподъемности и др.) На каждом из специализированных постов требуется однородное оборудование и соответствующая работам квалификация исполнителей. Специальные и специализированные посты имеют наибольшие уровень механизации работ и уровень пропускной способности, но на них можно выполнять технологические операции ограниченной номенклатуры. Поэтому специальные и специализированные посты организуют на АТП с большой численностью подвижного состава, на специализированных производствах и головных предприятиях автотранспортных объединений.

Преимуществом технического обслуживания на универсальных постах является возможность выполнения на каждом посту различного объема работ, обслуживания автомобилей различных моделей, выполнения ТО и ТР различной продолжительности.

Недостатки данной формы организации работ:

В зависимости от способа постановки автомобилей посты бывают тупиковые и проездные, напольные, на осмотровых канавах, подъемниках и эстакадах.

В производственных зонах рабочие посты располагаются параллельно друг другу с учетом нормативных значений проходов и проездов, величина которых зависит от моделей подвижного состава и видов выполняемых работ. Совокупность последовательно расположенных специализированных постов образует поточную линию.

Поточный метод организации ТО позволяет обеспечить высокий уровень механизации работ, применить средства механизации для перемещения автомобилей, использовать прогрессивные методы разделения труда, сократить нерациональные перемещения обслуживаемого подвижного состава и исполнителей. На постах поточной линии автомобили могут устанавливаться продольно оси поточной линии и поперечно. При сменной программе обслуживания не менее 12-15 однотипных автомобилей на ТО-1 и 5-6 на ТО-2 организуют поточную линию. Совместно с техническим обслуживанием возможно выполнение технологически связанных с ним часто повторяющихся операций сопутствующего текущего ремонта, однако при этом суммарная трудоемкость ТР не должна превышать 15-20% трудоемкости проводимого ТО.

Текущий ремонт автомобилей производится индивидуальным и агрегатным способами. При индивидуальном методе агрегаты, снятые с автомобиля, не обезличиваются, их ремонтируют и устанавливают на тот же автомобиль. Время простоя автомобиля при индивидуальном ремонте возрастает, поэтому на АТП текущий ремонт осуществляется преимущественно агрегатным методом, при котором агрегаты, требующие текущего и капитального ремонта, заменяются отремонтированными из оборотного фонда или новыми. Для текущего ремонта используются универсальные и специализированные посты, которые в зависимости от выполняемых работ оснащаются осмотровыми канавами или подъемниками, а также другим подъемно-транспортным оборудованием, приспособлениями и инструментом.

В АТП применяют различные методы организации производства. Наибольшее распространение получили 3 метода:

  1. Метод специализированных бригад;

  2. Метод комплексных бригад;

  3. Агрегатно-участковый метод.