logo
ШПОРЫ НАШИ

113. Межосевые дифференциалы, их устройство и работа

В автомобилях с дву­мя ведущими задними мостами приме­няют межосевой дифференциал. В каче­стве примера рассмотрим межосевой дифференциал автомобиля КамАЗ-5320. Картер 12 (рис. 1, а) межосевого диф­ференциала прикреплен к картеру глав­ной передачи промежуточного моста. Передняя чашка 13 межосевого диффе­ренциала болтами соединена с задней чашкой. Внутри помещен дифферен­циальный механизм, в который входят сателлиты с крестовиной, коническое зубчатое колесо 23 привода промежу­точного моста и колесо 24 привода за­днего моста.

Зубчатое колесо 23 шлицами постоян­но находится в зацеплении с ведущей конической шестерней 17 главной передачи промежуточного моста, а колесо 24 — с валом 18, передающим вращение главной передаче заднего моста. Зубча­тое колесо 23 имеет наружные зубья, с которыми в постоянном зацеплении находятся внутренняя зубчатая муфта 22 и муфта 21 блокировки дифференциа­ла. При передвижении вилкой 15 муфты 22 вперед она скользит по наружным зубьям внутренней муфты и входит в зацепление с наружными зубьями пра­вой чашки дифференциала, соединяя зубчатое колесо 23 с корпусом диффе­ренциала, осуществляя блокировку ме­жосевого дифференциала.

Для предотвращения выключения ме­ханизма блокировки внутренняя зубча­тая муфта 22 имеет снаружи два зуб­чатых венца, причем толщина зубьев наружного венца на 0,4 мм больше тол­щины зубьев внутреннего венца. Для включения механизма блокировки води­тель, открывая кран, направляет сжатый воздух между крышкой и мем­браной 30 механизма блокировки (рис. 1,6). Мембрана, прогибаясь и преодолевая сопротивление пружины 28, воздействует на стакан 29 через пру­жину 27 и передвигает шток 25, а вме­сте с ним и вилку 15. При этом замы­каются контакты микровыключателя 14, включающие контрольную лампу на щитке приборов. Принудительную бло­кировку дифференциала выполняют при движении по скользким и размокшим грунтовым дорогам.

Наличие дифференциала в приводе к ведущим колесам автомобиля иногда отрицательно влияет на его проходи­мость. Если одно из ведущих колес ав­томобиля попадает на скользкий уча­сток дороги; а другое катится по сухому участку, то вследствие наличия диффе­ренциала колесу, движущемуся по сухо­му участку, нельзя передать значи­тельный крутящий момент. Колесо, на­ходящееся на скользком участке, будет буксовать, а другое - стоять неподвиж­но. Это происходит в результате того, что каждый сателлит представляет со­бой как бы равноплечую балку, распре­деляющую действующую на него силу между полуосевыми зубчатыми колеса­ми поровну. Если одно колесо попадает на скользкий участок дороги, то соеди­ненное с ним полуосевое зубчатое колесо оказывает сателлиту меньшее сопроти­вление и воспринимает весь переда­ваемый момент, а другое колесо остает­ся неподвижным. Ликвидировать этот недостаток можно блокировкой диффе­ренциала, т. е. принудительно заставляя оба полуосевых зубчатых колеса вращаться с одинаковой скоростью, соединив их между собой или одно из них с корпусом дифференциала, как это сделано в межосевом дифференциале авто­мобиля КамАЗ-5320 (рис. 1).

Рис. 1. Промежуточный мост с межосевым дифференциалом автомобиля КамАЗ-5320:

а — конструкция; бмеханизм включения блокировки; 11 — фланец; 12 — картер межосевого дифференциала; 13 — передняя чашка дифференциала; 14 - микровыключатель; 15 — вилка муфты блокировки; 16 — механизм включения блокировки дифференциала; 17 — ведущая коническая шестерня; 18 — вал привода заднего моста; 19 — стопор гайки; 20 — распорная втулка; 21 - муфта блокировки; 22 -внутренняя зубчатая муфта; 23 — коническое зубчатое колесо привода промежуточного моста; 24 — коническое зубчатое колесо привода заднего моста; 25 — шток; 26 -корпус; 27 -нажимная пружина; 28 — возвратная пружина; 29 — стакан штока; 30 — мембрана