logo
ШПОРЫ НАШИ

19. Регулировочные работы по кшм и грм двигателей внутреннего сгорания. Оборудование, инструмент и оснастка

К основным отказам и неисправностям КШМ относят: износ, заклинивание, разрушение вкладышей; деформацию постелей в блоке; деформацию коленча­того вала; деформацию, износ отверстий нижней головки шатуна; обрыв шату­на или шатунных болтов; износ втулки верхней головки шатуна; износ подшип­ников балансирных валов; заклинивание, разрушение подшипников балансирных валов.

Основными признаками неисправности КШМ являются: падение компрессии в цилиндрах, появление посторонних шумов и стуков при работе дви­гателя; появление из маслозаливной горловины голубоватого дыма с резким запахом; увеличение расхода масла, разжижение моторного масла.

Отказы и неисправности ГРМ: износ седла, клапана и направляющих втулок; разрушение, прогар клапанов; разрушение пру­жин; износ подшипников распределительного вала; перегрев и разрушение под­шипников распределительного вала; износ кулачков распределительного вала и толкателей; износ коромысел и их осей; разрушение седла клапана; заклинивание гидротолкателей; износ цепи (ремня) и звездочек (шкивов) привода распреде­лительного вала; разрушение зубьев звездочек; заклинивание гидронатяжителя; износ плунжера натяжителя цепи; прогар головки блока цилиндров; трещина, про­боина в головке блока; коробление головки блока.

Признаками неисправности ГРМ являются стуки, вспышки в карбюраторе и хлопки в глушителе.

Общим признаком неисправностей КШМ и ГРМ является повышение расхода топлива и снижения мощности двигателя.

Подтяжка гаек и болтов крепления головок цилиндров выполняется динамо­метрическим ключом с моментом затяжки, предписанным инструкцией по эксплуа­тации. Данная операция необходима для предотвращения пропуска газов и охлаж­дающей жидкости через прокладку головки цилиндров. Болты затягивают равномерно и последовательно от середины, как правило, в два приема. (Болты и гайки крепления чугун­ной головки подтягивают на прогретом двигателе, а из алюминиевого сплава - на холодном.)

Регулировка зазоров привода клапанов в механизме газораспределения выполняется на холодном двигателе при полностью закрытых клапанах. Перед началом регулировки поршень первого цилиндра подводится в положение верхней мертвой точки (ВМТ) при такте сжатия, что можно контро­лировать по закрытию обоих клапанов первого цилиндра. Зазор, как правило, из­меряют плоским щупом (возможно использование приспособления с индикаторной головкой часового типа).

Двигатели современных конструкций в качестве привода распределительного вала (валов) ГРМ имеют роликовые цепи или зубчатые ремни. Наиболее распространен следующий вариант натяжения роликовой приводной цепи: ослабить фиксирующую гайку стержня натяжителя или стопорного винта и провернуть коленчатый вал на 3-4 оборота в направлении его вращения. Натяж­ное устройство при этом переместится на величину прогиба и автоматически установится необходимое натяжение цепи. Затем необходимо затянуть фикси­рующую гайку стержня натяжителя или стопорный винт.

Некоторые конструкции двигателей имеют автоматические натяжители.