1.Основные причины изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации
Основные причины изменения конструктивных параметров и технического состояния: нагружение элементов; взаимное перемещение элементов; воздействие тепловой и электрической энергии; воздействие химически активных компонентов; воздействие внешней среды (влага, ветер, температура, солнечная радиация); воздействие оператора и др.
Последствия и формы изменения конструктивных параметров во времени: изнашивание; коррозия; усталостные разрушения; пластические деформации; температурные разрушения и изменения; старение и др.
Изнашивание. Процесс изнашивания возникает под действием трения, зависящего от материала и качества обработки поверхностей, смазки, нагрузки, скорости относительного перемещения поверхностей и теплового режима работы сопряжения. Изнашивание - это процесс разрушения и отделения материала с поверхности детали и (или) накопления ее остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и формы деталей. Результат изнашивания называется износом, который может быть линейным, объемным, массовым. Интенсивность изнашивания — это относительные величины износа (отношение износа к пути трения или показателю, связанному с работой изделия, например километру пробега или часу работы автомобиля, числу циклов и т.д.).
Обычно в практике ТЭА выделяют абразивное, усталостное, коррозионно-эро-зионное, окислительное, электроэрозионное изнашивание, а также изнашивание при заедании, фретинге и фретинг-коррозии. Изнашивание при фретинге, абразивное, эрозионное и усталостное относятся к механическому виду изнашивания, а окислительное и при фретинг-коррозии - к коррозионно-механическому.
Абразивное изнашивание является следствием режущего или царапающего действия поверхностей трения и твердых частиц, находящихся между ними. Такие частицы, попадая извне в виде пыли и песка между трущимися деталями (например, тормозными накладками колодок и барабанами) или в смазочные материалы открытых узлов трения (шкворневое соединение, рессорные шарниры), резко увеличивают их износ. В ряде механизмов, например кривошипно-шатунном, в качестве абразивных частиц выступают также сами продукты изнашивания, отделившиеся от трущихся деталей.
Эрозионное изнашивание происходит в результате воздействия на поверхность потока жидкости, газа или твердых частиц. Такому изнашиванию на автомобиле подвержены в первую очередь рабочие поверхности тарелок выпускных клапанов двигателя, жиклеры карбюратора. Усталостное изнашивание состоит в том, что поверхностный слой материала в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким и разрушается, обнажая лежащий под ним менее хрупкий материал, образуя трещины и ямки выкрашивания (питтинг). Такой вид изнашивания может наблюдаться на беговых дорожках подшипников, шестерен, зубьях.
Изнашивание при заедании происходит в результате схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности на другую и воздействия возникших неровностей на сопряженную поверхность. Оно приводит к образованию глубоких борозд, наростов, оплавлений, задирам, заклиниванию и разрушению механизмов. Такое изнашивание обуславливается наличием местных контактов между трущимися поверхностями, на которых вследствие больших нагрузок и скоростей происходят разрыв масляной пленки, сильный нагрев и "сваривание" частиц металла. При дальнейшем относительном перемещении поверхностей происходит разрыв связей. Типичный пример - заклинивание коленчатого вала при недостаточной смазке.
Окислительное изнашивание происходит в результате сочетания механического изнашивания и агрессивного воздействия среды, под действием которой на поверхности трения образуются непрочные пленки окислов; при механическом трении они снимаются, а обнажающиеся поверхности опять окисляются. Такое изнашивание наблюдается на деталях цилиндропоршневой группы, гидроусилителей, тормозной системы с гидроприводом и др.
Изнашивание при фретинге - это механическое изнашивание соприкасающихся деталей при возвратно-поступательных перемещениях с малыми амплитудами. Если при этом агрессивно воздействует среда, то происходит изнашивание при фретинг-коррозии. Такое изнашивание может происходить в местах контакта вкладыша шеек коленчатого вала и постели в картере и крышке, в заклепочных, болтовых, шлицевых и шпоночных соединениях, рессорах.
Электроэрозионное изнашивание проявляется в эрозионном изнашивании поверхности в результате воздействия разряда при прохождении электрического тока, например между электродами свечи зажигания.
Пластические деформации и разрушения. Такие повреждения связаны с достижением или превышением пределов текучести или прочности соответственно у вязких (сталь) или хрупких (чугун) материалов. Обычно этот вид разрушений является следствием либо ошибок при расчетах, либо нарушений правил эксплуатации (перегрузки, неправильное управление автомобилем, дорожно-транспортные происшествия и т.п.). Иногда пластическим деформациям или разрушениям предшествует механическое изнашивание, приводящее к изменению геометрических размеров и сокращению запасов прочности детали.
Усталостные разрушения. Этот вид разрушений возникает при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. При этом происходят постепенное накопление и рост усталостных трещин, приводящие при определенном числе циклов нагружения к усталостному разрушению деталей. Совершенствование методов расчета и технологии изготовления автомобилей (повышение качества металла и точности изготовления, исключение концентраторов напряжения) привело к значительному сокращению случаев усталостного разрушения деталей. Как правило, оно наблюдается в экстремальных условиях эксплуатации (длительные перегрузки, низкие или высокие температуры) в рессорах, полуосях, рамах.
Коррозия. Это явление происходит вследствие агрессивного воздействия среды на детали (ржавление), приводящего к окислению металла и, как следствие, к уменьшению прочности и ухудшению внешнего вида. Основными активными агентами внешней среды, вызывающими коррозию, являются соль и другие химические вещества, которыми обрабатывают дороги зимой, кислоты, содержащиеся в воде и почве, а также компоненты, входящие в состав отработавших газов автомобилей, и их химические соединения. Коррозия главным образом поражает детали кузова, кабины, рамы. Коррозия деталей кузова, расположенных снизу, сопровождается абразивным изнашиванием в результате воздействия на поверхность при движении автомобиля абразивных частиц песка, гравия. Способствует коррозии сохранение влаги на металлических поверхностях, в том числе под слоем дорожной грязи, что особенно характерно для всякого рода скрытых полостей и ниш. Коррозия способствует усталостному изнашиванию и разрушению, так как создает на поверхности металла концентраторы напряжения в виде коррозионных язв. Такой вид разрушений наблюдается, например, в местах сварки, крепления кронштейнов рессор. Применительно к автомобилям различают местную коррозию, поражающую в основном кузовные панели, и общую, результатом которой является, кроме того, разрушение несущих конструкций кузова или рамы.
Старение. Техническое состояние деталей и эксплуатационных материалов изменяется под действием внешней среды. Так, резинотехнические изделия теряют прочность и эластичность в результате окисления, термического воздействия (разогрев или охлаждение), химического воздействия масла, топлива и жидкостей, а также солнечной радиации и влажности. В процессе эксплуатации свойства смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей ухудшаются в результате накопления в них продуктов износа, изменения вязкости и потери свойств присадок.
Детали и материалы изменяются не только при их использовании, но и при хранении: снижаются прочность и эластичность, например, резинотехнических изделий; у топлива, смазочных материалов и жидкостей наблюдаются процессы окисления, сопровождаемые выпадением осадков
- 1.Основные причины изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации
- 2. Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния автомобилей
- 3. Комплексные показатели оценки эффективности технической эксплуатации автомобилей
- 4. Закономерности изнашивания сопряженных деталей при трении. Виды трения
- 5. Понятие о диагностике технического состояния автомобилей. Средства диагностирования.
- 6. Виды диагностики при оценке технического состояния автомобилей. Средства диагностирования
- 7. Ходовая диагностика тормозной системы автомобиля
- 8. Стендовая диагностика тормозной системы автомобиля
- 9. Диагностирование рулевого управления автомобилей
- 10. Система то и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта. «Положение о то и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»
- 11. Виды то и ремонта автомобиля
- Со: подготовка авт-ля к предстоящему осенне-зимнему или весенне-летнему сезону. Перечень работ регламентирован, работы приурочены к очередному то-2 с увеличением трудозатрат.
- 12. Корректирование режимов то и ремонта автомобилей в соответствии с «Положением о то и …»
- 13.Классификация, маркировка и конструкция автомобильных шин. Конструкция шины: каркас, брекер, протектор Конструкция шины
- Классификация шин
- 14.Факторы, определяющие ресурс автомобильных шин. Определение предельного износа рисунка протектора
- 15. Особенности эксплуатации автомобилей при низких температурах
- 16. Способы, облегчающие пуск двигателя при низких температурах
- 17. Проверка технического состояния приборов системы питания дизельных двигателей. Оборудование и средства контроля
- 18. Проверка технического состояния приборов системы питания карбюраторных двигателей. Оборудование и средства контроля
- 19. Регулировочные работы по кшм и грм двигателей внутреннего сгорания. Оборудование, инструмент и оснастка
- 20. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей. Оборудование и средство контроля
- 21. Проверка технического состояния генераторов переменного тока. Оборудование и средства контроля
- 22. Проверка технического состояния приборов системы зажигания. Оборудование и средства контроля
- 23. Проверка технического состояния стартера. Оборудование и средства контроля
- 24. Диагностирование электронных систем управления двигателем. Приборы и средства контроля
- 25. Проверка технического состояния агрегатов трансмиссии автомобилей
- 26. Проверка технического состояния ходовой части автомобиля. Оборудование
- 27. Уборочно-моечные работы. Классификация способов мойки автомобильного оборудования
- 28. Смазочные работы. Виды и номенклатура. Оборудование
- 29. Крепежные работы. Классификация, способы фиксации, оборудование и инструмент
- 30. Виды ремонтно-восстановительных работ, их назначение и оборудование. Состав малярных работ
- 31. Понятие о процессе восстановления
- 32. Ведущая функция восстановления
- 33. Системы массового обслуживания и их классификация
- 34. Методы интенсификации производственных процессов
- 35. Что является основой типовых технологий То и р автомобилей
- 36. Формы организации технологических процессов то и ремонта автомобилей
- 37. Организация технологического процесса тр автомобилей
- 38. Особенности организации технологического процесса то и р газобаллонных автомобилей
- 39. Планирование работы систем обслуживания
- 40. Режим работы технической службы атп
- 41. Определение норм расхода запасных частей
- 42. Нормирование расхода топлива и масел в атп
- Организационно - производственные структуры
- 43. Основы маркетинга
- 44. Отличие философии маркетинга от философии сбыта
- 45. Основные субъекты маркетинга
- 46. Функции маркетинга
- 47. Методы сбора первичной информации
- 48. Методы управления при принятии решений
- 49. Априорное ранжирование
- 50. Принятие решения в условиях риска
- 51 Принятие решения в условиях неопределенности
- 52. Принятие решений в условиях определенности
- Информационное обеспечение атс
- 53. Информация, используемая при принятии решений в тэа
- 54. Использование диагностической информации
- 55. Использование вероятностной информации
- 56. Первичные документы, используемые в оперативном управлении в итс
- 57. Единица измерения информации
- 58. Системы управления базами данных
- Типы субд
- 59. Что дает предприятию хранение информации
- 60. Какие требования предъявляются к информации содержащейся в первичных документах
- Проектирование предприятий at
- 61.Основные направления развития автотранспортного комплекса (атк)
- 62. Структура управления автотранспортом России
- 63.Классификация предприятий автомобильного транспорта
- По назначению:
- 2. По форме собственности:
- 3.Государственные контролирующие органы:
- 4.Прочие предприятия:
- 64. Состав и виды развития производственно-технической базы пат
- 65. Руководящие материалы и последовательность проектирования
- 66. Состав предпроектной документации
- 67. Состав технического проекта
- 68. Выбор исходных данных для технологического расчета атп
- 69. Корректирование периодичности технических воздействий
- 70. Корректирование удельной трудоемкости то и р
- 71. Расчет кол-ва постов то и р
- 72. Расчет площади производственных зон и участков
- 73. Классификация гаражного оборудования.
- 74. Осмотровое оборудование.
- 75 Подъемно-транспортное оборудование.
- 76. Методика оценки механизации то и р.
- 77. Способы расстановки автомобилей на стоянках.
- 78. Геометрические параметры проектирования
- Нормированные геометр параметры автомобилей
- Влияние геометрических параметров на ширину проезда и удельную площадь стоянки автомобилей.
- 79. Застройка земельного участка
- 80. Объемно-планировочное решение зданий
- 81. Рекомендации по размещению постов и производственных участков
- 82. Строительные элементы зданий.
- 83. Рекомендации по применению вентиляции в производственных зонах и участках.
- 84. Системы водоснабжения и канализации.
- 85. Основные исходные данные для расчета теплоснабжения.
- 86. Методика расчета потребности в электрознергии.
- 87. Классификация и состав птб сто легковых автомобилей.
- 88. Исходные данные для расчета сто легковых автомобилей.
- 89. Методика расчета сто грузовых автомобилей и автобусов.
- 90. Состав птб и методика расчета сгто.
- 91. Основные параметры двигателя
- 92. Рабочий цикл 4-х тактного карбюраторного двигателя
- 9 3 Рабочий цикл 4-х тактного дизельного двигателя
- 9 4. Принцип работы двигателя с турбонаддувом
- 95. Порядок работы 4-х тактного 4-х цилиндрового двигателя
- 96. Формы камер сгорания и их применяемость
- 97. Коренные и шатунные подшипники двигателей
- 98. Устройство и работа газораспределительных механизмов с верхним и нижним расположением клапанов
- 9 9. Фазы газораспределения
- 100. Термостаты систем охлаждения двигателей
- 101. Система смазки двигателя зил-130
- 102. Состав горючей смеси, необходимый для работы двигателя на различных оборотах
- 103. Простейший карбюратор и его характеристика
- 104. Схема системы питания дизельного двигателя
- 105. Батарейная система зажигания
- 106. Источники тока на автомобиле
- 107. Работа и устройство однодискового сцепления с периферийными пружинами
- 108. Устройство и работа коробки передач КамАз-5320
- 109. Назначение и работа синхронизатора кп зил-130
- 110. Устройство и работа раздаточной коробки газ-66
- 111. Конструкция карданов равных угловых скоростей и их применяемость
- 112. Устройство и работа колесного редуктора автомобиля маз-5337
- 113. Межосевые дифференциалы, их устройство и работа
- 114. Типы полуосей: полуразгруженные, на ¾ и полностью разгруженные
- 115. Тяговая сила на ведущих колесах автомобиля
- 116. Силы сопротивления движению автомобиля
- 117. Уравнение движения автомобиля.
- 118. Динамическая характеристика автомобиля.
- 119. Определение передаточного числа коробки передач на 1 передаче
- 120. Тормозные приводы автомобилей, их достоинство и недостатки