logo
ШПОРЫ НАШИ

110. Устройство и работа раздаточной коробки газ-66

Раздаточную коробку применяют для распределения крутящего момента от коробки передач между ведущими мостами автомобиля. В раздаточной ко­робке помещают также устройство для включения и выключения переднего ве­дущего моста.

Обычно понижающую передачу раз­даточной коробки включают при ис­пользовании автомобиля в качестве тя­гача, буксирующего тяжелые прицепы, при движении на крутых подъемах и в трудных дорожных условиях. Напри­мер, раздаточная коробка грузового ав­томобиля ГАЗ-66 повышенной проходи­мости с двумя ведущими мостами пред­ставляет собой один агрегат с дополни­тельной двухступенчатой коробкой передач (рис. 1, а).

Ведущий вал 4 раздаточной коробки соединен карданной передачей с ве­домым валом коробки передач. Пере­дний шарикоподшипник вала 4 располо­жен в стенке картера раздаточной ко­робки, а задний роликоподшипник — в выточке зубчатого колеса 6, изготовлен­ного как одно целое с ведомым валом привода заднего моста. Вал 11 привода переднего моста, вал привода заднего моста и промежуточный вал 9 вра­щаются на шарикоподшипниках.

Перемещаясь по шлицам, зубчатое колесо 10 промежуточного вала может входить в зацепление с зубчатыми коле­сами б и 12, а зубчатое колесо 5 ведуще­го вала с колесом 13. У зубчатого коле­са б кроме наружного зубчатого венца есть внутренний венец для зацепления с зубчатым колесом 5. Зубчатые колеса 13 и 12 неподвижно закреплены на шли­цах валов.

На выходящих из картера раздаточ­ной коробки концах валов привода переднего и заднего мостов на шлицах установлены фланцы карданных шарни­ров, закрепленные гайками с шайбами. Крутящий момент от ведущего вала 4 раздаточной коробки передается к переднему мосту зубчатыми колесами 5, б, 10 и 12. При введении зубчатого колеса 5 в зацепление с внутренним зуб­чатым венцом колеса 6 ведомого вала включается высшая (прямая) передача заднего моста. Если также ввести зубча­тое колесо 10 в зацепление с зубчатыми колесами б и 12, то будет включена прямая передача переднего моста. При перемещении зубчатого колеса 5 влево до зацепления с колесом 13 (зубчатое колесо 10 остается включенным) вклю­чается понижающая передача. В этом случае крутящий момент к заднему мо­сту передается через зубчатые колеса 5, 13, 10 и 6, а к переднему мосту через зубчатые колеса 5, 13, 10 и 12. Переда­точное число понижающей передачи равно 1,96. Для удобства включения переднего моста зубчатые колеса 10 и 6 входят в зацепление постоянно на не­полную длину зуба.

Масло в картер заливают через за­крываемое пробкой 2 отверстие, кото­рое используют также для контроля уровня масла. Масло сливается через отверстие, закрытое пробкой 1. Сапун 3 служит для вентиляции картера разда­точной коробки. Механизм управления раздаточной коробкой автомобиля ГАЗ-66 состоит из рычага переключения прямой и понижающей передач и рыча­га переднего моста. Оба рычага тягами связаны с ползунами раздаточной ко­робки. При переднем положении левого рычага передний мост автомобиля включен, а при заднем положении этого рычага — выключен. В случае перемеще­ния правого рычага из нейтрального по­ложения вперед включается прямая передача, а из нейтрального положения назад — понижающая передача.

При движении автомобиля в тяжелых дорожных условиях (грязь, песок, снег) включают передний мост. Однако этого не следует делать без необходимости, так как повышается расход топлива и ускоряется изнашивание шин и дета­лей трансмиссии. Во время движения автомобиля с включенной прямой пере­дачей в раздаточной коробке передний мост включают без выключения сцепле­ния.

Р ис. 1. Раздаточная коробка:

а — конструкция; бблокировочное устройство; 1, 2 и 14 — пробки; 3 — сапун; 4 — ведущий вал; 5 — зубчатое колесо ведущего вала; 6 — зубчатое колесо ведомого вала; 7 — червячное колесо привода спидометра; 8 — червяк привода спидометра; 9 — промежуточный вал; 10 и 13 — зубчатые колеса промежуточного вала; 11 — вал привода переднего моста; 12 — зубчатое колесо привода переднего моста; /5 — колпак; 16 — сухарь; 17 — пружина; 18 и 25 — вилки; 19 и 20 — ползуны; 21 — гайка; 22 — кольцо; 23 — шайба; 24 — сальник

Понижающую передачу в раздаточ­ной коробке включают при движении автомобиля на подъеме или в тяжелых дорожных условиях. Эту передачу мож­но включить только после остановки автомобиля и включения переднего мо­ста. Передний мост можно выключить только после переключения понижающей передачи в раздаточной коробке на прямую. Все это предохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузки. Блокировочное устройство (рис. 1,6), имеющееся в системе упра­вления раздаточной коробкой, не позво­ляет включить понижающую передачу при выключенном переднем мосте и вы­ключать передний мост при включенной' понижающей передаче.

В картере раздаточной коробки могут перемещаться ползуны 19 и 20, на ко­торых винтами, зашплинтованными проволокой, укреплены вилки 18 и 25. Между ползунами в стенке картера по­мещены два сухаря 16 с пружиной 17 между ними. Выходное отверстие для сухарей закрыто ввернутой на резьбе пробкой 14. Отверстия со стороны на­ружных концов ползунов закрыты кол­паками 15. С противоположной сто­роны в стенке картера установлены уплотнения, состоящие из сальников 24, шайб 23, колец 22 и гаек 21.

На ползуне 19, используемом для включения и выключения переднего мо­ста, имеются две выемки разной глу­бины под сухари блокировочного устройства. На ползуне 20, который вы­ключает прямую или понижающую передачу, сделаны три выемки под суха­ри: левая соответствует включению прямой передачи, средняя — нейтраль­ному положению и правая — включе­нию понижающей передачи. Между ле­вой и средней выемками есть лыска. Положение сухарей на рис. 134,6 со­ответствует выключенному переднему мосту. При этом ползун 20 может пере­мещаться из нейтрального положения в положение, соответствующее вклю­ченной прямой передаче. Благодаря на­личию на ползуне лыски между выемка­ми сухари не препятствуют этому пере­мещению. Дальнейшее же перемещение ползуна 20 невозможно, так как сухари, сжав пружину, упрутся один в другой и будут препятствовать движению.

При включении переднего моста на­против сухарей установится глубокая выемка ползуна 19. Сухари при переме­щении ползуна 20 не будут упираться друг в друга, и включение понижающей передачи станет возможным. При этом выключить передний мост будет невоз­можно, не выключив предварительно понижающую передачу.