logo
ШПОРЫ НАШИ

109. Назначение и работа синхронизатора кп зил-130

Синхронизатор представляет собой передвижную муфту (рис. 1) с диском, на который воздействует вилка переключения, и с зубчатыми венцами 6. Муфта 1 установлена на шлицах ведомого вала. Диск муфты имеет по три отверстия для пальцев 5 фиксаторов, соединяющих его с двумя сблокированными конусными кольцами 2, и для блокирующих паль­цев 3, жестко связывающих конусные кольца. Между двумя половинками пальца 5 фиксатора расположены две пружины 4.

В нейтральном положении (рис. 1,б) корпус синхронизатора рас­положен посередине между зубчатыми колесами. При включении передачи му­фта синхронизатора, перемещая пальцы 5 фиксаторов, прижимает конусное кольцо 2 к конусу зубчатого колеса 7. Муфта, соединенная с ведомым валом, и зубчатое колесо, связанное с промежу­точным валом, имеют разные частоты вращения. Вследствие наличия трения между коническими поверхностями кольцо 2 повертывается относительно диска муфты до соприкосновения бло­кирующих конусных фасок диска с бло­кирующими пальцами, после чего про­исходит блокировка колец и муфты (рис. 1, в). При выравнивании частот вращения зубчатого колеса и ведомого вала муфта перемещается дальше, а ее зубья бесшумно входят в зацепление с зубчатым венцом зубчатого колеса 7 (рис. 1, г).

Рис. 1 Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ-130:

1 - муфта синхронизатора; 2 — конусное кольцо; 3 - блокирующий палец; 4 — пружина; 5 – палец фиксатора; 6 — зубчатый венец муфты; 7 - зубчатое колесо; 8 — внутренний зубчатый венец зубчатого колеса; 9 — обойма вилки включения; 10 — прорези корпуса; 11 – корпус; 12 – штифт; 13 — выступ муфты; 14 — фиксатор